|   |   | Р-3 / Р-3А (проект)Автор: DIMMIСоздана: 15.08.2010 23:28:05
 Изменена: 13.01.2024 13:07:10
 Комментариев: 0
 Категории:    ЗЕМЛЯ /    Баллистические ракеты земля-земля /    Баллистические ракеты средней дальности /    Р-3 / 8А67 (проект) /
 |   | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-3 / 8А67Ракета Р-3А
 
  Проект баллистической ракеты большой дальности. Разработка проекта ракеты с дальностью действия 3000 км начата по Постановлению Совмина СССР от 14 апреля 1947 г. в НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева. Для работ по проекту был образован Совет Главных конструкторов: - ракета - С.П.Королев (НИИ-88);
 - командные приборы - В.И.Кузнецов (созданный в 1947 г. НИИ-944);
 - ЖРД - В.П.Глушко (ОКБ-456);
 - наземное оборудование стартового комплекса - В.П.Бармин;
 - автономная система управления - Н.А.Пилюгин;
 - система радиокоррекции - М.А.Рязанский.
 
 Эскизный проект ракеты состоял из трех разделов - по ракете Р-3 (отдел №3 С.П.Королева НИИ-88, ведущие конструкторы компоновки - К.Д.Бушуев и С.С.Крюков), по двигательной установке (ОКБ-456 В.П.Глушко на конкурсных началах с НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного) и по системам управления и контроля (главные конструкторы Н.А.Пилюгин и М.С.Рязанский). В проработке было несколько вариантов ракет: БН - баллистическая нормальная (одноступенчатая), БС - баллистическая составная, КН - крылатая нормальная (одноступенчатая), КС - крылатая составная.
 
 Эскизный проект варианта ракеты Р-3БН завершен в июне 1949 г. В ноябре-декабре 1949 г. состоялось обсуждение проекта на специализированных секциях научно-технического совета НИИ-88 и 7 декабря 1949 г. эскизный проект утвержден НТС НИИ-88. НТС было рекомендовано создание экспериментальной уменьшенной ракеты-модели Р-3А для проверки технических решений проекта Р-3. Было начато проектирование экспериментальной ракеты Р-3А на базе технических решений ракеты Р-2, летные испытания были назначены на октябрь 1951 г.
 
 Изменения конструкции ракеты Р-3А позволяли рассчитывать на дальность полёта до 935 км при стартовой массе 23400 кг, тяге двигателя 40 т и массе сухой конструкции ракеты около 4 т. Проектные проработки показали, что, несколько усложнив задачу, можно получить качественно новый результат и, минуя экспериментальную стадию, сразу создать проект новой боевой ракеты - такой ракетой стала ракета 8А62 / Р-5 проектирование которой начато в 1950-1951 г.г.
 
 Для работ по проекту Р-3 и другим проектам ракет дальнего действия 24 апреля 1950 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании ОКБ-1 и назначении его начальником и главным конструктором С.П.Королева. В октябре 1951 г. Королев обратился к министру воороужений Д.Ф.Устинову с просьбой одобрить в принципе перевод проекта экспериментальной ракеты Р-3А в проект боевой ракеты с дальностью полета вдвое большей, чем у ракеты Р-2, присвоить ей индекс Р-5 и перенести начало ее летных испытаний на 1952 г. При этом был представлен эскизный проект ракеты с новой головной частью.
 
 
  Ракеты НИИ-88 С.П.Королева - Р-1, Р-2, Р-3 и Р-5МПусковое оборудование - стартовый стол, возможно прорабатывались другие варианты ПУ.
 
 Ракета Р-3 / 8А67:
 Конструкция ракеты - одноступенчатая ракета без аэродинамических стабилизаторов, с отделяемой ГЧ и несущими баками горючего и окислителя. На начальном этапе рассматривалась возможность оснащения ракеты развитыми аэродинамическими рулями. но это было отвергнуто заказчиком (военными).
 
 Конструкция отделяемой головной части была предложена начальником группы аэродинамики НИИ-88 Н.Ф.Горбань совместно с ведущими аэродинамиками ЦАГИ – в виде заостренного карандаша, диаметром 0,6 м и длиной 13 м, половину которого составляла стабилизирующая цилиндрическая оболочка ("юбка").
 
 
  Схема устройства ракеты Р-3 на стадии эскизного проекта (Эскизный проект ракеты Р-3 (http://epizodsspace.airbase.ru и https://warspot.ru/)Двигатели - однокамерный ЖРД  тягой 120-140 тонн проектировался на конкурсной основе ОКБ-456 главного конструктора В.П.Глушко (проект РД-110, разработка 1947-1951 г.г.) и НИИ-1 МАП под руководством А.И.Полярного (проект ЖРД Д-2). Двигатель проектировался с использованием опыта разработки двигателя РД-101 ракеты Р-2.
 
 
  Схема двигатели РД-110   Образцы двигателей РД-110 ("Новости космонавтики")Двигатель РД-110 имел относительно небольшую сферическую камеру сгорания и профилированное сопло. Кроме того, камера сгорания не имела обычных для РД-100 - РД-103 форкамер . Вместо них на верхней полусфере камеры устанавливались 19 плоских смесительных элементов, представляющих собой уменьшенный в диаметре до 200 мм вариант смесительной головки экспериментального двигателя ЭД-140. Такая конструкция камеры обеспечивала лучшее смесеобразование при повышенной прочности, что, наряду с использованием более эффективного топлива, позволило существенно повысить удельный импульс тяги. Однако унаследованная от двигателя ракеты V-2 конструкция тракта охлаждения камеры с относительно толстыми стальными оболочками, скрепленными редкими связями, не могла обеспечить надежное охлаждение при более высокой температуре горения керосина и заданном давлении. В результате двигатель РД-110 так и не был доведен до стадии огневых испытаний, а созданный для отработки смесительной головки экспериментальный двигатель ЭД-140 оказал большое влияние на последующие разработки ОКБ-456.
 
 
    |  | РД-110 / 8Д55 
 |   | Разработчик | ОКБ-456 |   | Тяга двигателя | 120 т у земли 140 т в пустоте
 
 |   | Горючее | керосин |   | Окислитель | жидкий кислород |   | Удельный импульс у земли | 243.6 ед |   | Удельный импульс в пустоте | 285 ед 
 |   | Время работы | 150 с |   | Высота | 5200 мм |   | Диаметр | 1800 мм |   | Масса сухого | 1800 кг |  На экспериментальной ракете Р-3А предполагалось применить доработанный двигатель РД-101 с тягой 40 т и удельным импульсом у земли 210 с.
 
 Система управления и наведение - инерциальная система управления, рассматривался вариант с радиокоррекцией
 
 Управление ракетой осуществлялось газоструйными рулями и отсечкой подачи топлива.
 
 ТТХ ракет:
 
    |  | эскизный проект Р-3 | проект Р-3А |   | Длина | 27100 мм | 16200 мм |   | Диаметр корпуса | 2800 мм | 2000 мм |   | Масса | 65-71 т | 23400 кг |   | Масса конструкции | 9-11 т | ок.4000 кг |   | Масса топлива | 60 т |  |   | Масса БЧ | до 3000 кг |  |   | Дальность действия | 3000 км | 935 км |   | Скорсть максимальная | 4500 м/с |  |  Боевое оснащение - ракета оснащалась отделяемой в полете высокоскоростной головной частью со стабилизирующей конической "юбкой" и проектировалась с обычной боевой частью. В  перспективе предполагалась разработка ядерной БЧ.
 
 Статус: СССР - проектировалась, не строилась.
 
 
 Источники:Афанасьев И., Р-12 "Сандаловое дерево". Приложение к журналу "М-Хобби", выпуск №9, 1997 г. Воскресенский С. Первый ракетно-ядерный меч. // Техника и вооружение. № 6 / 2010 г.
 Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические системы. М., 1996 г.
 Загадка проекта ракеты Р-3. // Авиация и космонавтика. №11 / 2002 г.
 Капустин Яр. Сайт http://www.kapyar.ru, 2010 г.
 Кудряшов В.А. Космодром Байконур. Хроника основных событий ("Байконурская летопись"). // С.-Пб., 2015г.
 Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П.Королева. 1946-1996 г.г. М., 1996 г.
 |  |  |   |  |  |  |   КаталогПоследние комментарии  | Спасибо... беру... Плюс я тут еще мемуаров нарыл более свежих - Гудилин... с сайта буран.ру |  | Ещё кусок из "Творческого наследия..." - вводная часть ПЗ к проекту Р-3:R-3_Korolev.rarПочитать... |  | ну это получается поверхности на которых монтировались приборы системы управления... |  | В принципе да... |  | да... но в поперечном сечении это две трапеции перекрещенные... что-то подобное на СКАДах стоит... |  | Ну, она не крестообразная, а скорее трапеция.... |  | Sierra Wrote: до платы монтажной - у немцев она была деревянной =- у нас текстолит....а... |  | Не путайте систему стабилизации и систему телеметрии, коей и являлась Мессина.Вообще... |  | Sierra Wrote:Объясняю - даже Гретруп был не в восторге от Мессины, потому, еще на... |  | МЕСЯЦА? Да вы мон дьё сильно ошибаетесь....  :Yahoo!: Кстати, для убивания вашей... |   
    
    
     |