ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕ (данные за 1997 г.)      Тяжелый бомбардировщик - последний советский серийный тяжелый бомбардировщик с поршневыми двигателями - копия американского B-29. Разработка дальнего бомбардировщика в КБ А.Н.Туполева по проекту ДВБ-202 велась в 1945-1947 годах. Но в итоге по личному указанию И.В.Сталина КБ разработало точную копию американского бомбардировщика B-29. Прототип Б-4 совершил первый полет 19 июня 1947 г.  (пилот  - Н.С.Рыбко). Серийное производство начато в июле 1947 г.  Государственные испытания закончены в 1948 г.  Поступает в части дальней авиации с 1949  г.  (185-й дальнебомбардировочный авиаполк  в Полтаве и 890-й дбап в г.Казань). Самолет производился на заводе №22 в г.Казань, №18 в Куйбышеве и №23 в Филях под Москвой до 1951 г. Всего выпущено ок.1000 экз. Ту-4.        Двигатели: 4 х АШ-73ТК (поршневые,  два из них с  турбокомпрессором ТК-19), мощностью  по  2000 л.с.  (номинал,  при 2400 об/мин) и 2400 л.с.  (максимальная взлетная,  при 2600 об/мин), 18-ти цилиндровый, высотность до 11000 м.    Масса двигателя - 1340 кг  Расход бензина (плотность 0,73 кг/куб.дм,  октановое  число 98-100) -  630-675 кг/час на номинале и 815-885 кг/час на взлете.  Винты В3-А3, В3-А5, В3Б-А5 (диаметр 5056 мм, масса 395 кг).   ТТХ самолета: Экипаж - 7-11 чел (в трех герметичных кабинах)
   Длина - 30,177 м  Размах крыла - 43,05 м  Размах стабилизатора - 13,11 м  Высота - 8,46 м  Диаметр фюзеляжа - 2,9 м  Материал обшивки и лонжеронов крыла - Д16-Т, Д16-АТ, Д16-АБТН  Профиль крыла - RAF-34  Угол поперечного V - 4,5 град.  Колея шасси - 8676 мм  Площадь крыла - 116,17 кв.м  Площадь элеронов - 12,01 кв.м  Площадь закрылков - 30,79 кв.м  Площадь стабилизатора - 30,94 кв.м  Площадь киля - 22,01 кв.м     Масса взлетная перегрузочная - 54500-60900-61500-65000-66000 кг (разные варианты полезной нагрузки, разное количество топлива)  Масса взлетная нормальная - 47500-47600 кг  Масса посадочная нормальная - 48000 кг  Масса посадочная максимальная - 60000 кг  Масса пустого - 35270 кг (первоначально по проекту 34520 кг, по др.данным - 39600 кг)  Масса планера - 15196 кг  Масса фюзеляжа - 3490 кг  Масса центроплана - 6009 кг  Масса одной консоли крыла - 952 кг  Масса стабилизаторов - 688 кг  Масса шасси - 4123 кг  Масса силовой установки - 14270 кг  Масса систем вооружения:  - стрелковое - 1890 кг  - бомбовое - 407 кг  Масса нормальной нагрузки:  - экипаж - 990 кг  - боезапас - 1060 кг  - бензин - 3480 кг  - масло - 800 кг  - бомбы - 6000 кг  - ИТОГО - 12330 кг  Масса перегрузочной нагрузки:  - бензин - 8150 кг  - масло - 1030 кг  - бомбы - 8000 кг (8 х ФАБ-1000)  - ИТОГО - 19230 кг  Масса полезной нагрузки - 6000-8000 кг    Скорость максимальная (высота - 10000 м) - 558-578 км/ч  Скорость максимальная у земли - 420 км/ч  Скорость посадки - 172 км/ч  Потолок - 11200-12000 м  Скороподъемность - высота 5000 м за 18,2 мин  Дальность максимальная - 5600 км  Дальность с максимальной полезной нагрузкой - 5000 км  Радиус действия боевой (Ту-4К) - 250-300 км  Разбег - 960-2210 м (в зависимости от массы)  Пробег - 1070-1750 м (в зависимости от массы)  Эксплуатационная перегрузка при массе:  - 47600 кг - 4,6  - 55000 кг - 4,05  - 65000 кг - 3,56
       Вооружение:  Артиллерийское:  1) Б-4 - 11 х 12,7 мм пулеметов УБК-12,7,  в частности в кормовой установке - 3 пулемета - аналогично В-29;  2) Ту-4 (в серии) - система вооружения ПВ-20, 5 спаренных установок с 20 мм пушками Б-20Э  (электродистанционное управление) с прицельными станциями ПС-48;     3) Ту-4 (с конца 1949 г.) - система вооружения ПВ-23  "Звезда", 5 спаренных  установок  с  23  мм пушками НР-23 (прототип - 150-П) с прицельными станциями ПС-48М и общим боекомплектом 3150 снарядов.     Ракетно-бомбовое:  1) первые модификации для ДА - бомбы ФАБ-1500, ФАБ-3000, оружие массового поражения  -  химические  боеприпасы  ХАБ-500-280СМ-46 или ХАБ-250-150СМ-46 (снаряжение - смесь иприта и люзита  стойкостью  до  3-х суток); в бомбоотсеках на болты могли крепиться ПТБ;     2) первые модификации авиации ВМФ - бронебойные бамбы  БРАБ-500 или БРАБ-1000;   3) Ту-4 (с 57-й серии) - унификация бомбовой нагрузки  (варианты):       ФАБ-50  х 48 шт. = 2400 кг;       ФАБ-100 х 48 шт. = 4800 кг;       ФАБ-250М-43 / ФАБ-250М-44 х 24 шт. = 6000 кг;       ФАБ-250М-46 х 48 шт. = 10596 кг;       ФАБ-500М-43 х 12 шт. = 5830 кг;       ФАБ-500М-44 х 14 шт. = 6802 кг;       ФАБ-500М-46 х 28 шт. = 12012 кг;       ФАБ-1000М-44 х 8 шт. = 7120 кг;       ФАБ-1500М-46 х 8 шт. = 11840 кг;       ФАБ-3000М-46 х 4 шт. = 11930 кг;       ФАБ-6000М-46 х 2 шт. = 12000 кг;  подвеска осуществлялась  на  держатели  БД5-50 или КД3-547 с замками Дер-3-48Б;     Открыты створки бомболюка Ту-4 (борт №223402), дата съемки неизвестна (фото из архива Валерия Савельева,  http://russianplanes.net).     4) Проходили испытания  планирующей  бомбы  ПАБ-750  (1949  г., ОКБ-2 А.Д.Надирадзе);   5) Ту-4К - до 2-х крылатых ракет  КС-1 - AS-1 на узлах  подвески под крылом, комплекс К-1М принят на вооружение 12 ноября 1952 г.      Пилотируемый  прототип  КС-1 - аппарат К - под Ту-4К (Казьмин В., «Комета» почти не видна. // Крылья Родины. № 7 / 1991 г.).
 
      Пилотируемый  прототип К  на аэродроме и под крылом носителя Ту-4  (Казьмин В.,  «Комета» почти не видна. // Крылья Родины. № 6 / 1991 г.,  http://militaryphotos.net).    6) Ту-4А - самолет-носитель атомных бомб. Был оборудован для применения бомб РДС-1, РДС-2, РДС-3 и РДС-5. Позже мог нести также бомбы "Татьяна" с зарядом РДС-4Т мощностью 30 кт и массой 1200 кг (с 1953 г.). В учебном процессе использовались имитационные бомбы ИАБ-500 и ИАБ-3000;     7) Проходили испытания управляемых авиабомб  ОКБ-2  (с  декабря 1951 г. - ГосНИИ-642) А.Д.Надирадзе типов УБ-2000Ф и УБ-5000Ф (обе - 1953 г.). Наведение по методу трех точек с помощью прицела ОПБ-2УП и радиоканала управления. После доработки, в 1955 г. УБ-2000Ф под наименованием УБ-2Ф (4А22) "Чайка" принята на вооружение,  но  в  части ВВС так и не поступала;    8) В 1954 г.  на Ту-4 испытывалась УАБ "Кондор" (развитие "Чайки", УБ-5000 с телевизионным командным наведением), на вооружение не принята;    9) В  порядке эксперимента часть Ту-4 (24-й нбап) была переоборудована для установки ПУ ракет РС-2У для обороны задней  полусферы, наведение осуществлялось доработанной РЛС Ту-4 по методу трех точек;    10) Часть самолетов в 1952 г. была переоборудована под носители летающих мишеней Ла-17 (изделие "201") по 2 шт. под крылом;       Оборудование - сброс бомб осуществлялся с помощью электросбрасывателя  ЭСБР-45  по  данным  оптического бомбардировочного прицела ОПБ-48 и прицельно-навигационная РЛС "Кобальт" (КБ  Ленинградского электромеханического завода, возможность всепогодного бомбометания с высоты 3000 м и более,  дальность обнаружения крупной  наземной  цели  100 км,  точность определения координат по азимуту +-2 град.,  точность по дальности +-100 м, максимальная дальность - 400 км). Прочее оборудование представлено автоматическим радиокомпасом АРК-5 "Амур", автопилотом АП-5, оборудованием слепой посадки ОСП-48 (состоит из АРК-5,  маркерного радиоприемника МРП-48 "Хризантема",  радиодальномера  СД-1  "Шиповник",  курсового и глиссадного устройств КРП-Ф и ГПР-2), с 1950 г.  установлена другая система слепой посадки СП-50 "Материк" с радиодальномером "Литий". Станция радиолокационного опознавания "Магний" с дальностью опознавания 55 км (с 45-й серии  -  "Магний-М" с дальностью 35 км, но с лучшей электромагинтной совместимостью с другими приборами).  С 19-й серии установлена  радиостанция  РСУ-5  (так же использовались СЦР-274Н и РСБ-5),  позже установлен навигационный координатор (БЦВМ) НК-46М.  На  каждый самолет  устанавливали  ночной  НАФА-3С/50 с объективом "Индустар-А" и дневной АФА-33/75 или АФА-33/100, кинокамеру АКС-1 для контроля за результатами бомбардировки.  Ответчик системы опознавания  "Барий" (с 45-й серии заменен на  СРО-1  "Барий-М").  С 50-й  серии Ту-4 установлена модернизированная РЛС "Кобальт-М", позже на некоторых самолетах - РЛС "Рубидий" сопряженную с  оптическим прицелом через приставку "Цезий", радиовысотомер РВ-2.     Особенности:  На самолете была испытана система наведения и в целом  комплекс К-1 "Комета"  (AS-1),  система  дозаправки  в воздухе (крыло-крыло и шланг-конус), системы РЛС для оборонительного стрелкового вооружения ПРС-1 "Аргон" (1949 г., ОКБ Омского радиозавода).     Модификации:  Ту-4 (1947 г.) - серийный бомбардировщик, прототип - Б-4;   Ту-70/75 (1947 г.) -  пассажирский  и транспортный варианты Ту-4,  первый полет (Ту-70, пилот - Ф.Ф.Опадчий) - 27 ноября 1947 г., Ту-75 (пилот В.Марунов) - 1950 г. Серийно не стороился (см.- "Военно-транспортная  авиация");     Ту-4Р (к 1951 г. есть) - дальний фоторазведчик. До  1951  г.  устанавливались АФА-33 / АФА-33М с 1000-мм объективами,  позже - НАФА-5С/100; так же устанавливалась станция радиотехнической разведки и подавления  ПР-1 (ПР-Д),  с 1954 г. устанавливаются станции постановки помех СПС-1 (в конце 1950-х годов заменена на СПС-2),  базировались в  частности  в г.Миргород (202-й тбап);    Ту-4А (1951 г.) - серийный бомбардировщик-носитель ядерного оружия.  Первый "боевой" вылет - 17 октября 1951 г. экипаж полковника К.Уржунцева впервые в СССР сбросил атомную бомбу "Мария" с зарядом РДС-3 мощностью 30 кТ на Семипалатинский полигон;    Ту-4 - самолет-носитель крылатых ракет 14-РХ - испытания системы, несколько самолетов переоборудовано;    Ту-4К (1951 г.) - ракетоносец,  две ракеты КС-1 (AS-1) комплекса вооружения К-1  "Комета",  РЛС наведения "Комета" ("Кобальт-Н"),  испытания комплекса начаты в конце 1951 г.,  12 ноября 1952 г. завершены государственные испытания  и  комплекс К-1М с РЛС "Комета-М" поступил на вооружение 2-х полков авиации Черноморского флота;    Ту-4 - самолет-заправщик (1951 г.) - крыльевой  способ  дозаправки, из-за сложности в выполнении маневров система не прижилась, хотя и была принята на вооружение;    Ту-4 -  самолет-заправщик   система   "шланг-конус" (1952 г.) - разработка системы - ОКБ-115 С.М.Алексеева;    Ту-4 "Бурлаки" (1950-е годы) - самолет-буксировщик истребителей сопровождения оснащенных захватом "Гарпун" (ОКБ А.С.Яковлева), опытная машина;    Ту-4 мишень (не ранее 1952 г.) - в 1952 г.  было принято решение об  использовании Ту-4 в качестве беспилотной мишени с дистанционным управлением - пилот выводил машину на боевой курс,  прыгал с  парашютом,  управление мишенью осуществлялось по программе или по командам с земли;    Ту-4ЛЛ самолет "94/2" (1953 г.) - летающая лаборатория для доводки двигателей 2ТФ-2Ф  (НК-12)  для Ту-95 и АМ-3 для самолета Ту-16,  АИ-20 для Ан-10/12 и Ил-18;       Ту-4ЛЛ самолет "94/1" (1950-е годы) - летающая лаборатория  для  доводки  двигателя ТВ-2М и носовой части штурмовика-торпедоносца Ту-91;    Ту-4Т (1954 г.) - транспортно-десантный  самолет, 28 десантников, выпущен на испытания в 1954 г.  Был вариант на 52 чел., под крылом была возможна подвеска техники в специальных обтекаемых контейнерах  (например,  контейнер П-90 для самоходки АСУ-57),  высадка осуществлялась посадочным способом; около 300 Ту-4 и Ту-4Р были переоборудованы в Ту-4Т;    Ту-4ТД -  десантный самолет для высадки путем воздушного десантирования, на вооружении не состоял;    Ту-4ТРЖК - специальный самолет для транспортировки жидкого кислорода (для снабжения ракетных войск);    Ту-4УШС - учебный самолет штурмана на базе Ту-4Т, последняя модификация Ту-4, снятая с вооружения в середине 1960-х годов;       Статус:  СССР:  - 1949 г.  - поступает на вооружение ДА на базы в Нежин, Полтава,  Прилуки (все - на Украине), Лодейное Поле (под Ленинградом),  в Карелии, в Прибалтике и в Белоруссии. Позже размещались на аэродромах в странах Варшавского договора.
  - 1954 г.  14  сентября - с самолета Ту-4А (пилот - В.Я.Кутыричев,  226 тбап) сброшена атомная бомба "Татьяна" в ходе  учений с применением атомного оружия на полигоне под Тоцком;   - 1964 г. - Ту-4 официально сняты с вооружения.     Экспорт:  Китай:  - 1953 г. - первая и единственная поставка Ту-4 (25 экз.), самолеты  с  советскими  пилотами применялись в т.ч. для бомбардировок "полигонов" на о.Тайвань;   - 1987 г. - есть на вооружении, модернизирован под двигатель WJ-6 от самолета Yun-8 (Ан-12), под крылом несет 2 БПЛА Ryan-147. Строится опытный самолет ДРЛО;   - 1991 г. - в ВВС 15 экз., испытывается самолет ДРЛО;     Источники:  Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г.  Агеев В.,  На мотоблоке далеко не улетишь. // Крылья Родины. N 2-3 / 1992 г.  Аэрокосмическая техника. N 2 / 1990 г.  Воевода С.С., архив, 1992 г.  Мороз С., Равновесие страха. // Авио. N 1 / 1995 г.  Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. N 5 / 1996 г.  Музей Вооруженных сил СССР. Москва. 1989 г.  Пономарев А.Н. Развитие самолетов мира. М.,  Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы. М.: 1990 г.  Самолеты страны Советов. М.: 1974 г.  Советские вооруженные силы. Томск. 1988 г.  Стуканов. архив, 1992 г.  Туполев А.Н. Грани дерзновенного творчества. М.: 1988 г.  Шавров В.Б.,  История конструкций самолетов в СССР 1938-50 г.г.  М.: Машиностроение. 1994 г.  Якубович Н.,  А  "Комета" взошла в зенит.  // Крылья родины.  N 10 / 1995 г.  Beijing Revue. N 29 / 1988 г. (Китай).  Enciclopaedia of modern world aircraft armament.  Christopher Chant. 1988 г.  Flieger Jahrbuch. 1977-1986. Berlin (ГДР).  Jonic publicstions. 1990-92. (Россия).  Nemecek V. Pod znackami ANT a Tu. // Letectvi + kosmonautika. N 14 / 1972 г. Чехословакия.  World armament & disarmament 1976, 1977, 1979, 1981. SIPRI yearbook. Stocholm (Швеция).  |