ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе) Комплекс Ту-95К-20 / К-20, ракета Х-20 - AS-3 KANGAROO Комплекс К-20М, ракета Х-20М - AS-3 KANGAROO
  
Крылатая ракета дальнего действия. Разработка ракетной системы "Комета-20" (К-20) велась ОКБ-156 генерального конструктора А.Н.Туполева совместно с ОКБ-155 Микояна и Гуревича (ракета Х-20), главный конструктор М.Гуревич. Разработка комплекса управления - КБ-1 МОМ СССР, генеральный конструктор В.М.Шабанов.
Разработка комплекса и ракеты начаты по Постановлению Совмина СССР от 11 марта 1954 г. Комплекс К-20 предназначен для нанесения ударов по важнейшим стратегическим объектам в глубине территории противника. Низкая эксплуатационная технологичность (в начальный период эксплуатации системы на подготовку и подвеску ракеты требовалось 22 часа) и жесткие ограничения по условиям хранения термоядерных БЧ первого поколения делало невозможным ведение постоянного боевого дежурства. В связи с этим функции основного средства ядерного противодействия отошли к баллистическим ракетам, а для Ту-95К остались цели, которые выживут после ракетного удара и авианосные группировки в океане. Посое появления модернизированной ракеты Х-20М по требованию Министарства обороны СССР были проведены специальные испытания, которые должны были подтвердить возможность поражения АУГ ракетой Х-20М. Не смотря на то, что успех в полном объеме не был достигнут, развертывание системы К-20 продолжалось. В частности, планировалось вооружить ракетами самолет-носитель М-4 (не было реализовано из-за больших размеров ракеты). Все системы ракеты комплекса проходили испытания на доработанном самолете МиГ-19 (СМ-20) запускавшимся с самолета-носителя Ту-95 в пилотируемом варианте. Ракета К-20 под носителем Ту-95К Первый этап испытаний комплекса с ракетой Х-20 проходил с 6 июня 1957 г. по 28 июля 1958 г. Далее, с 15.10.1958 г. по 01.11.1959 г. проходили Государственные испытания комплекса Ту-95К-20. В рамках программ испытаний проведено 16 пусков ракет, в т.ч. 11 успешных пусков. В программу испытаний входил в том числе 18 часовой полет с измерениями вибрационного воздействия полета на автоматику ядерного боеприпаса. В этих испытаниях участвовали специалисты НИИ-1011. В марте 1960 г. проведено еще три зачетных пуска и 9 сентиября 1960 г. комплекс вооружений Ту-95К-20 принят на вооружение. Первые серийные ракетоносцы Ту-95К поступили на авиабазу Узин 29 августа 1959 г. 1006 ТБАП 106-й ТБАД ДА начал перевооружение на комплекс. Позже Ту-95К получили 1226-й полк (79-я ТБАД), 182-й Гв.Краснознаменный Севастопольско-Берлинский ТБАП и 409-й ТБАП, входящие в 106-ю ТБАД. Всего было построено около 40 самолетов Ту-95К, а затем 25 оснащенных штангой дозаправки Ту-95КД. Для них постоянно имелось 130 самолетов-снарядов Х-20М (начина с 1962 г.), а в хранилищах РТБ находилось такое же количество боевых частей для ракет. Комплекс снят с вооружения ВВС СССР в 1990 г. Пусковая платформа / носители: Носителем ракет в комплексе вооружения Ту-95К-20 был самолет-носитель Ту-95К разработки ОКБ-156 А.Н.Туполева. Весной 1955 г. завод №18 МАП в Казани начал переделку двух Ту-95 в ракетоносцы Ту-95К. На самолеты поставили радиометрическую станцию управления ЯД, балочный держатель БД-206, который для пуска ракеты выдвигался вниз, систему проверки аппаратуры и запуска двигателя, а также бак для пускового топлива самолета-снаряда. Фюзеляжные баки носителя частично были демонтированы или перекомпонованы, машину облегчили за счет снятия бомбардировочного и части навигационного оборудования. 1 января 1956 г. первый опытный Ту-95К вышел на испытания. 12.03.1956 г. Постановлением Совмина СССР №346-218сс принято решение переоборудовать второй самолет Ту-95К №6322 в носитель термоядерной бомбы 202 с переносом выхода на испытания второго носителя Ту-95К с 1 мая 1956 г. на 1-й квартал 1957 г. ( источник) Серийные ракетоносцы Ту-95К начали поступать в ВВС СССР 29 августа 1959 г. Модификация Ту-95КД оборудована системой дозаправки в воздухе. Самолеты Ту-95КД были модернизированы с оснащением новым оборудованием и получили индекс Ту-95КМ (комплекс Ту-95К-20). В начале 1980-х годв самолеты Ту-95К начали оснащать ракетным комплексом К-22, переоборудование завершено в середине 1980-х годов. Ту-95К ВEAR-B, Ту-95КД/КМ BEAR-B/B.mod - несет 1 ракету под фюзеляжем
Оборудование на носителе - РЛС наведения "Рубин", система радиокомандного управления ЯД.  Самолет-аналог СМ-20/II и самолет-снаряд Х-20М на подвеске носителя Ту-95К Ракета Х-20 Конструкция: ракета Х-20 выполнена конструктивно близко к конструкции сверхзвукового истребителя МиГ-19 по нормальной аэродинамической схеме с лобовым нерегулируемым воздухозаборником с центральным телом. В материалах конструкции использованы современные для того времени материалы: высокопрочный алюминиевый сплав В-95, магниевое литье МЛ-5, свариваемые алюминиевые сплавы АМГ-3 и АМГ-6. Применение сварки этих сплавов позволило снизить массу изделия, отказавшись от применения стали в конструкции самого объемного топливного бака. С производством баков связано также создание новых технологий изготовления сложных конструкций из топливостойкой резины НО-68 и ткани-арматуры АКР, для чего применялись сборные пуансоны и вакуумные вулканизационные котлы, с высокой точностью выдерживавшие рабочие температуры. Большую работу пришлось провести при отработке крупногабаритного магниевого литья и прессовой клепки заклепками большого диаметра - до 8 мм.  Ракета / самолет-снаряд Х-20 Наведение - инерциальное с автопилотом ЯК и радиокоммандной аппаратурой ЯР на маршевом участке и активное РЛС-наведение на конечном участке. Система радиокомандного управления на носителе - ЯД. В ходе освоения время подготовки ракет Х-20М было снижено до 4 часов, и существенно повысилась ее надежность. Но оставались и недостатки, в частности автосопровождение было неустойчивым и наведение чаще всего выполнялось вручную. Командная радиолиния была подвержена воздействию организованных помех, хотя в США долгое время считали, что Х-20, как и их AGM-28, оснащена автономной инерциальной системой наведения и не применяли средства РЭБ на частотах канала наведения станции ЯД. Двигатель - короткоресурсный ТРД АЛ-7Ф-15 (на Х-20М - АЛ-7ФК), первоначально со сверхзвуковым нерегулируемым соплом, в последствии с дозвуковым. ТТХ ракет типа Х-20: | Х-20 | Х-20М | Длина | 14,95 м | 14,95 м | Размах крыла | 9,03-9,15 м | 9,03-9,15 м | Высота | 3,015 м | 3,015 м | Диаметр корпуса | 1,805 м | 1,805 м | Масса | 11 600 - 11 800 кг | 12 000 кг | Масса пустой | 5 878 кг | 5 878 кг | Масса БЧ | 2 300 - 2 500 кг | 2 300 кг | Скорость | 1,8-2 М / 600 м/с | 1,8-2 М / 600 м/с | Дальность действия | 260 - 450 км (в зависимости от профиля полета) | 380 - 600 км (в зависимости от профиля полета) | Высота пуска | до 20 000 м | до 20 000 м | Высота полета | 15 000 м | до 20 000 м | Время подготовки ракеты к вылету | 22 часа | 4 часа | Боевое оснащение: Проект | Боевая часть (боеприпас) | Аванпроект ракеты Х-20 | Боеприпас с зарядом РДС-6С мощностью 400 кт разработки КБ-11, который имел ряд эксплуатационных ограничений. Масса боеприпаса должна была составить 4 тонны. В план работы КБ-11 на 1955 г. (с переходом на 1956 г.) ставилась задача разработки боевой части с зарядом РДС-6СД, руководители работ - Харитон, Щелкин, Духов. | Проект ракеты Х-20 | 31.05.1955 г. совещанием Минсредмаша рекомендовано рассмотреть для боеприпаса ракеты Х-20- заряд и автоматику РДС-27 с нейтронным запалом, но без ИНИ. С соответствующим увеличением массы БЧ в конструкции ракеты (источник) | Ракета Х-20 | С 1955 г. разработку термоядерного боеприпаса мощностью 800 кт для ракет Х-20 вело КБ-25 МСМ (ныне - ВНИИА). Предполагалось использование заряда типа РДС-37 разработки НИИ-1011, которое подключили к работам по термоядерным зарядам схемы РДС-37 - заряд изделие 05. Боеприпас создавался КБ-25 совместно с НИИ-1011 на основе ЯБП для серийной авиабомбы с уменьшенным на 50% весом и на 20% диаметром. Заряд был передан в серийное производство после двух натурных испытаний и полного цикла наземных испытаний в 1960 г. | Ракета Х-20М | Боеприпас с зарядом РДС-37Д / 37Д разработки КБ-11 - более эффективный и меньшего веса. Мощность - 0.8 - 3 Мт Испытания зарада - 6 октября 1957 г. (2900 кт) | Модификации: Х-20 - базовая первая модель крылатой ракеты с БЧ с термоядерным зарядом разработки НИИ-1011. Принята нв аооружение в 1959 г. Х-20М - усовершенствованная модель ракеты с БЧ с зарядом разработки КБ-11. Принята на вооружение в 1962 г. М-20 - летающая мишень на базе самолета-снаряда Х-20, завершению разработки помешала высокая стоимость изделия. Статус: СССР - к 1978 г. еще состоит на вооружении, в конце 1970-х - начале 1980-х годов все Ту-95К / Ту-95КД / Ту-95КМ переоборудованы в Ту-95К-22, комплекс К-20 снят с вооружения. Проекции ракеты Х-20 (militaryrussia.ru, 1995 г.). Источники: Авиация и Космонавтика. NN 6-7 / 1990 г. Ангельский Р.Д., Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды. // Невский бастион. N 1 / 1997 г. Казьмин В., "Комета" почти не видна. // Крылья Родины. N 6-9 / 1991 г. Кирсанов Н., Ригмант В., Не имеющий аналогов. // Авиация и космонавтика. N 11 / 1992 г. Крылья Родины. N 6 / 1988 г. Кудрявцев В., "Ал" - двигатели Архипа Люльки. // Авиация и космонавтика. N 11-12 / 1993 г. Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 2, 4 / 1993 г. Советские вооруженные силы. Томск., 1988 г. Якубович Н., "Комета" взошла в зенит. // Крылья Родины. N 10 / 1995 г. Congressional Record. N 71 / 1989 г. Washington (США). Еyermann K.-H., Raketen - schild und schwert. 1967 г. (ГДР). Interavia. NN 9-10 / 1988 г. (Швейцария). Jane's weapon systems 1988-1989 г.г. (США). Jonic publications. 1989 г. Letectvi + Kosmonautica. NN 24-25 / 1989 г. (Чехословакия). World armament & disarmament. SIPRI yearbook 1976, 1977, 1979, 1981 г.г. (Швеция). |