ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе) Комплекс Ту-95К-20, ракета К-20 / Х-20 - AS-3 KANGAROO
  
Крылатая ракета дальнего действия. Разработка ракетной системы "Комета-20" (К-20) велась ОКБ-156 генерального конструктора А.Н.Туполева совместно с ОКБ-155 Микояна и Гуревича (ракета Х-20), главный конструктор М.Гуревич. Разработка комплекса управления - КБ-1 МОМ СССР, генеральный конструктор В.М.Шабанов.
Разработка комплекса и ракеты начаты по Постановлению Совмина СССР от 11 марта 1954 г.
Все системы ракеты комплекса проходили испытания на доработанном самолете МиГ-19 (СМ-20) запускавшимся с самолета-носителя Ту-95 в пилотируемом варианте.
Ракета К-20 под носителем Ту-95К Первый этап испытаний комплекса с ракетой Х-20 проходил с 6 июня 1957 г. по 28 июля 1958 г. Далее, с 15.10.1958 г. по 01.11.1959 г. проходили Государственные испытания комплекса Ту-95К-20. В рамках программ испытаний проведено 16 пусков ракет, в т.ч. 11 успешных пусков. В марте 1960 г. проведено еще три зачетных пуска и 9 сентиября 1960 г. комплекс вооружений Ту-95К-20 принят на вооружение. В программу испытаний входил в том числе 18 часовой полет с измерениями вибрационного воздействия полета на автоматику ядерного боеприпаса. В этих испытаниях участвовали специалисты НИИ-1011. Комплекс снят с вооружения ВВС СССР в 1990 г. Пусковая платформа / носители: Носителем ракет в комплексе вооружения Ту-95К-20 был самолет-носитель Ту-95К разработки ОКБ-156 А.Н.Туполева. Ту-95К ВEAR-B, Ту-95КД/КМ BEAR-B/B.mod - несет 1 ракету под фюзеляжем Оборудование на носителе - РЛС наведения "Рубин"  Самолет-аналог СМ-20/II и самолет-снаряд Х-20М на подвеске носителя Ту-95К Ракета Х-20 Конструкция: ракета Х-20 выполнена конструктивно близко к конструкции сверхзвукового истребителя МиГ-19 по нормальной аэродинамической схеме с лобовым нерегулируемым воздухозаборником с центральным телом. В материалах конструкции использованы современные для того времени материалы: высокопрочный алюминиевый сплав В-95, магниевое литье МЛ-5, свариваемые алюминиевые сплавы АМГ-3 и АМГ-6. Применение сварки этих сплавов позволило снизить массу изделия, отказавшись от применения стали в конструкции самого объемного топливного бака. С производством баков связано также создание новых технологий изготовления сложных конструкций из топливостойкой резины НО-68 и ткани-арматуры АКР, для чего применялись сборные пуансоны и вакуумные вулканизационные котлы, с высокой точностью выдерживавшие рабочие температуры. Большую работу пришлось провести при отработке крупногабаритного магниевого литья и прессовой клепки заклепками большого диаметра - до 8 мм.  Ракета / самолет-снаряд Х-20 Наведение - инерциальное с автопилотом ЯК и радиокоммандной аппаратурой ЯР на маршевом участке и активное РЛС-наведение на конечном участке. Двигатель - короткоресурсный ТРД АЛ-7Ф-15 (на Х-20М - АЛ-7ФК), первоначально со сверхзвуковым нерегулируемым соплом, в последствии с дозвуковым. ТТХ ракеты: Длина - 14,96 м Размах крыла - 9,15 м Высота - 3,5 м Диаметр корпуса - 1,85 м Масса - 11000 кг Масса БЧ - 2300 кг Скорость - 1.8 - 2 М Дальность действия - 350-600 км (в зависимости от назначения) Боевое оснащение - термоядерная мощностью 800 кт
Первоначально на ракету планировалось поставить боеприпас с зарядом РДС-6С мощностью 400 кт разработки КБ-11, который имел ряд эксплуатационных ограничений. Масса боеприпаса должна была составить 4 тонны.
С 1955 г. разработку термоядерного боеприпаса для ракет Х-20 вело КБ-25 МСМ (ныне - ВНИИА). Предполагалось использование заряда типа РДС-37 разработки НИИ-1011 - изделие 05. Боеприпас создавался НИИ-1011 на основе ЯБП для серийной авиабомбы с уменьшенным на 50% весом и на 20% диаметром. Заряд был передан в серийное производство после двух натурных испытаний и полного цикла наземных испытаний в 1960 г. Статус: СССР - к 1978 г. еще состоит на вооружении, в конце 1970-х - начале 1980-х годов все Ту-95К / Ту-95КД / Ту-95КМ переоборудованы в Ту-95К-22, комплекс К-20 снят с вооружения. Проекции ракеты Х-20. Источники: Авиация и Космонавтика. NN 6-7 / 1990 г. Ангельский Р.Д., Первые отечественные противокорабельные самолеты-снаряды. // Невский бастион. N 1 / 1997 г. Казьмин В., "Комета" почти не видна. // Крылья Родины. N 6-9 / 1991 г. Кирсанов Н., Ригмант В., Не имеющий аналогов. // Авиация и космонавтика. N 11 / 1992 г. Крылья Родины. N 6 / 1988 г. Кудрявцев В., "Ал" - двигатели Архипа Люльки. // Авиация и космонавтика. N 11-12 / 1993 г. Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 2, 4 / 1993 г. Советские вооруженные силы. Томск., 1988 г. Якубович Н., "Комета" взошла в зенит. // Крылья Родины. N 10 / 1995 г. Congressional Record. N 71 / 1989 г. Washington (США). Еyermann K.-H., Raketen - schild und schwert. 1967 г. (ГДР). Interavia. NN 9-10 / 1988 г. (Швейцария). Jane's weapon systems 1988-1989 г.г. (США). Jonic publications. 1989 г. Letectvi + Kosmonautica. NN 24-25 / 1989 г. (Чехословакия). World armament & disarmament. SIPRI yearbook 1976, 1977, 1979, 1981 г.г. (Швеция). |