|   |   | 65-76 / 65-76ААвтор: DIMMIСоздана: 14.02.2011 23:02:31
 Изменена: 15.03.2011 15:00:41
 Комментариев: 0
 Категории:    ВОДА /    Торпеды /    65-76 / 65-76А /    Калибр 650 мм и более /
 |   | ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение) 65-76 / ДТ / ДСТ / изделие 298 - Type 65
 65-76А "Кит" /  ДСТ-92 "Лапландия" / изделие 298А
 
    
 Противокорабельная тепловая дальноходная самонаводящаяся торпеда. Постановление СМ СССР о разработке перспективной ударной торпеды Т-65  калибра 650 мм вышло 4 марта 1958 г. Основное назначение торпеды -  борьба с АУГ. Государственные испытния прототип торпеды прошел в  1965 г., но на ПЛ торпеда не размещалась из-за отсутствия носителей. В  1973 г. варианту торпеды с ядерной БЧ присвоен индекс 65-73. Торпеда производилась  заводом им.С.М.Кирова (г.Алма-Ата). Главный конструктор - В.А.Келейников, зам.главного конструктора по  энерго-силовой установке - Г.И.Крестов, по корпусно-механической части -  Л.С.Тарасов, по системе управления - В.С.Лужин.
 
 Модернизация торпеды Т-65 под установку системы самонаведения  производилась на основании решения ВМФ и Минсудпрома СССР от 10.07.1969  г. Разработка велась ЦНИИ "Гидроприбор" на основании ТТЗ от 21.11.1969  г., главные конструкторы - В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. ОКР по согласованию с заказчиком проводилась без эскизного проекта.  Государственные испытания торпеды 65-76 проводились в два этапа - на  озере Иссык-Куль (успешно завершен в апреле 1975 г.) и на Северном флоте  (июль-декабрь 1975 г.). В ходе Госиспытаний произведено 8 выстрелов  торпедами в ходе 4 выходов в море ПЛА пр.671РТМ.  Выстрелы производились  в перископной глубины, с глубин 100 и 150 м и полностью подтвердили  соответствие изделия ТТЗ.  Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976  г. на вооружение ПЛА пр.671РТМ принимается модификация торпеды с новой  системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса - торпеда 65-76 (обозначение НАТО - Type 65).
 
 Доработка торпеды для применения с ПЛ третьего поколения начата по решению Главкома ВМФ СССР от 31.12.1982 г. в ЦНИИ "Гидроприбор", главный конструктор Б.И.Лаврищев. Новая модификация получила название 65-76А. Межведомственные испытания доработанных торпед проведены в 1983 г. В 1990 г. прошли заключительные испытания торпеды на Северном флоте. Производились стрельбы с ПЛА пр.945. В сентябре-октябре 1990 г. стрельбы практическими торпедами 65-76А проводились с ПЛАРК пр.949А. Торпеда 65-76А принята на вооружение 25.04.1991 г., начато её серийное производство.
 
 По умолчанию данные торпеды 65-76.
 
 Система управления и наведение - активная система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели с использованием ССН Е.Б.Парфенова от торпеды 53-65 (ЦНИИ "Гидроприбор", середина 1960-х годов). Телеуправление не применяется. Неконтактный электромагнитный  взрыватель конструкции В.П.Шляхтенко.
 
 Ввод стрельбовых данных на торпеде 65-76 механический ("шпиндельный"), на торпеде 65-76А - электрический.
 
 
 Двигатель:
 65-76 / 65-76А - тепловой перекисный (на перекиси водорода) турбинный двигатель 2ДТ  разработки НИИ "Мортеплотехника", двигатель испытан в 1963 г.;
 Мощность двигателя - 1070 кВт
 
 
  Газотурбинный двигатель 2ДТ торпеды 65-67, музей г.Мурманск, май 2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru ).ТТХ торпеды:
 Калибр - 650 мм
 Длина - 11.3 м
 
 
    |  | 65-76 | 65-76А |   | Масса | 4450 кг | 4750 кг (по западным данным) |   | Масса ВВ | 500 кг | 557 кг (по западным данным) |  Дальность хода (при скорости):
 - 50 км (50 уз)
 - 100 км (30-35 уз)
 Скорость хода максимальная - 50 уз
 Глубина хода - 14 м
 Глубина пуска:
 - до 150 м (по итогам госиспытаний, 1975 г.)
 - до 480 м
 Скорость ПЛ при пуске  - до 13 уз
 
 Тип БЧ:
 - 65-73 - ядерная БЧ;
 - 65-76 - обычная БЧ, мощность в тротиловом эквиваленте - 765 кг, по данным Доценко и ЦНИИ "Гидроприбор" - обычная либо ядерная БЧ;
 
 Модификации:
 - 65-73 (1973 г.) -  вариант торпеды с тепловым перекисным двигателем и ядерной БЧ;
 
 - 65-76 (1976 г.) - вариант торпеды с ССН по кильватерному следу и обычной БЧ.
 
 - 65-76А (создание торпеды, испытания - 1986 г., государственные испытания на Северном флоте - 1990 г., принятие на вооружение - 1991 г.) - модификация торпеды 65-76 доработанная для применения с ПЛА третьего поколения. Увеличен срок хранения на носителе. Главный конструктор - Б.И.Лаврищев. Главные конструкторы ССН - Е.Б.Парфенов, неконтактного взрывателя - В.П.Шляхтенко, приборов управления - В.С.Лужин (ист. - Гусев Р.). По данным ЦНИИ "Гидроприбор" торпеда создана в 1984 г.
 
 Носители:
 - ПЛА пр.671РТ (1974 г.)
 
 - ПЛА пр.671РТМ (1976 г.)
 
 - ПЛА пр.945 (1990 г.) - торпеды 65-76А;
 
 - ПЛАРК пр.949А  (1990 г.) - торпеды 65-76А;
 
 Статус: СССР / Россия
 - 1980 г. - торпеда 65-76 есть на вооружении ВМФ. Производственные возможности - 60 торпед в месяц.
 
 - 2000 г. 12 августа - по официальной версии взрыв торпеды 65-76А послужил причиной гибели ПЛАРК К-141 "Курск" пр.949А. Причиной взрыва стала утечка топлива (пероксида водорода) из торпеды в торпедном аппарате №4. Специалистами-торпедистами версия пожара и взрыва торпеды 65-76 отвергается.
 
 
  Фрагменты торпеды 65-76А с борта ПЛАРК "Курск". Хвостовая часть и двигатель. Музей г.Мурманск, май 2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru ).- 2010 г. - состоит на вооружении 65-76А.
 
 Источники:
 Гусев Р. Такова торпедная жизнь. С.-Пб., Ива, 2003 г.
 Доценко В.Д. История военно-морского искусства. Том II. Флоты ХХ века. Книга 2. М., Эксмо, Terra Fantastica, 2003 г.
 Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №21 / 2010 г.
 Климов М. Морское подводное оружие-2: аргументы и факты. // Военно-промышленный курьер. №49 / 2010 г.
 Колядин П.К. Записки военпреда. Сайт http://otvaga2004.mybb.ru, 2010 г.
 Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
 Сила России. Форум сайта "Отвага". http://otvaga2004.mybb.ru, 2010 г.
 Соболев И.М., Кабанец Е.Л., Егоров С.К. и др. Этапы и проблемы развития торпедного оружия. Торпеда - новое морское оружие. // http://balancer.ru/forum, 2011 г.
 Тайна зеленого буя. // Власть. № 7 / 2002 г.
 Торпеда типа 65. Сайт http://www.worldlingo.com, 2011 г.
 Форум РПФ. Сайт http://nvs.rpf.ru/nvs/forum, 2011 г.
 |  |  |   |  |  |  |   КаталогПоследние комментарии  | Понял, Владимир Владимирович.... корректирую (готово) |  | DIMMI, на верхнем снимке не толстая |  | Lans Wrote: сложилось оно отнюдь не после чтения нэт-форумов...в сети по этому вопросу... |  | Владимир Владимирович Wrote: что в сети можно любую х*ню написать. это не только... |  | Lans Wrote:можно сказать навернякаНаверняка не знаю. Знаю, что в сети можно любую... |  | Предварительно готово... да, по Курску я погорячился... извиняюсь |  | atalex Wrote:Это же она Курск утопила?нет, можно сказать наверняка что Курс утопила... |  | угу.... но об этом в остальной еще не опубликованной части статьи))) |  | Названные торпеды работали на перекиси водорода + керосин - далее развитие ДСТ "Борт... |   
    
    
     |