|   |   | 1Л13 Небо-СВ - BOX SPRINGАвтор: DIMMIСоздана: 12.02.2012 00:43:19
 Изменена: 24.02.2012 13:40:54
 Комментариев: 0
 Категории:    ЗЕМЛЯ /    РЛС, РЭБ и т.п. средства /    РЛС ПВО /    1Л13 Небо-СВ - BOX SPRING /
 |   | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) 1Л13 / П-18М "Небо-СВ" - BOX SPRING
 1Л13-3 "Небо-СВ" - BOX SPRING
 
     
 Двухкоординатная РЛС дежурного режима метрового диапазона. Постановлением СМ СССР в начале 1975 г. была задана ОКР "Небо", целью  которой была разработка двух унифицированных трехкоординатных РЛС  метрового диапазона волн для войск ПВО в транспортабельном исполнении  (РЛС 55Ж6) и для Сухопутных войск в мобильном исполнении (1Л13 "Небо-СВ").  В том же 1975 г. вышло еще одно Постановление СМ СССР, в котором ОКР  "Небо" была включена в перечень важнейших работ пятилетки. Разработка РЛС 1Л13 велась горьковским НИИРТ Минрадиопрома СССР  (г.Горький, ныне - Нижний  Новгород, ННИИРТ), главный конструктор - И.Г.Крылов. Серийное производство РЛС велось Горьковским телевизионным заводом (АО  "Нител", г.Нижний Новгород). В 1986 г. станция была принята на вооружение войск ПВО СВ, Войск ПВО и ВВС, велось обучение строевых офицеров (ист. - Форум радиотехнических войск).
 
 РЛС является мобильной когерентно-импульсной РЛС кругового обзора. РЛС предназначена для обнаружения, опознавания воздушных целей и выдачи их координат (дальности и азимута) на сопрягаемые с РЛС пункты обработки радиолокационной информации (пункты управления) радиолокационеных рот (постов) ПОРИ-П1 из состава радиотехнических бригад и батальонов и командных пунктов зенитных ракетных бригад войск ПВО Сухопутных Войск. Предполагалось также использовать эту станцию в ВВС и в Войсках ПВО страны. В состав комплекса РЛС 1Л13 входят:
 - антенно-поворотное устройство на автомобильной платформе (базовый вариант - шасси "Урал");
 - антенный пост на автомобильной платформе (базовый вариант - шасси "Урал");
 - электростанция ЭД2хЗО-Т230П-ЗРА на автомобильной платформе (автомобиль КамАз);
 - наземный радиолокационный запросчик на автомобильном прицепе АПУ.
 
 Наименование П-18М соотносится с моделью РЛС 1Л13 и встречается в части источников.
 
 
 Обеспечивается высокая эффективность обнаружения любых воздушных  объектов, включая малозаметные. Оборудование РЛС смонтировано на  автомобилях высокой проходимости и прицепах. Автономное электропитание  позволяет эксплуатировать РЛС в труднодоступных районах. Встроенная  система непрерывного автоматического контроля и диагностики аппаратуры  исключает необходимость в сложном контрольно-измерительном оборудовании.
 
 
 Антенная система РЛС состояла из основной антенны, представлявшей собой плоскую эквидистантную решетку из 72 излучателей, и дополнительной трехэлементной решетки, установленной с обратной стороны основной антенны. В основной антенной решетке имелось шесть пассивно сформированных фрагментов, соединенных с антенными коммутаторами. Эхо-сигналы, принятые фрагментами решетки, через антенные коммутаторы поступали на широкополосные усилители высокой частоты, а затем на диаграммообразующую схему (ДОС), где соответствующим сложением сигналов шести фрагментов основной решетки формировался основной и два компенсационных канала для защиты РЛС от активных шумовых помех (АШП) по боковым лепесткам ДНА. Третий компенсационный канал для защиты от АШП со стороны задней полусферы формировался с помощью дополнительной (задней) антенны. Сигналы с выходов ДОС через токосъемник, систему усиления, преобразования частоты и устройство нормирования динамического диапазона помех поступали на трехканальный автокомпенсатор АШП и через компенсатор - на аппаратуру индикации помеховой обстановки. Заданная для станции зона обзора в угломестной плоскости обеспечивалась путем оперативного электромеханического наклона антенной решетки в вертикальной плоскости на фиксированные углы - 0, +9 и +13 град. Основной режим работы - наклон антенны под углом +9 град.
 
 
    Основная антенна РЛС 1Л13 "Небо-СВ" на шасси "Урал". Без кожуха, модель. (автор модели - Евгений Малиновский aka Fly, http://www.dishmodels.ru ).Передающая система РЛС состояла из возбудителя, предварительного широкополосного усилителя (ПШУ), модулятора и мощного широкополосного усилителя (МШУ). В возбудителе производилось преобразование эталонного сигнала фиксированной длительности, манипулированного кодом Баркера, с промежуточной частоты на одну из рабочих частот РЛС. Выходной сигнал возбудителя усиливался в ПШУ, а затем в МШУ. МШУ был выполнен на широкополосном эндотроне. В РЛС было установлено два эндотрона - основной и резервный. Время переключения с основного эндотрона на резервный - 8 мин. Было возможно экстренно осуществить переключение за 3 мин.
 
 С выхода автокомпенсатора АШП сигналы в аналоговом виде поступали на два (синфазный и квадратурный) фазовых детектора и два аналого-цифровых преобразователя (АЦП). Преобразованные в цифровую форму сигналы поступали в аппаратуру СДЦ и далее в аппаратуру оптимальной фильтрации, где обеспечивалось сжатие полезного сигнала до длительности одного кванта (3,3 мкс), и затем в некогеретный накопитель. Аппаратура СДЦ была выполнена на базе цифрового режекторного фильтра с устройством автокомпенсации доплеровского сдвига частоты пассивной помехи на входе фильтра. На выходе фильтра по данным схемы межобзорного картографирования помех осуществлялась автоматическая стабилизация уровня ложных тревог. С некогерентного накопителя сигналы поступали в систему автосъема информации, а через АЦП ~ на индикатор кругового обзора (ИКО). В состав системы автосъема входили устройство первичной обработки сигналов, спецвычислитель, устройство стробирования, аппаратура сопряжения с потребителями РЛИ и телекодового обмена цифровой информацией между РЛС и этими потребителями (ПОРИ-П1 и др.). Эта система осуществляла измерение и кодирование координат целей с учетом их высоты (угла места), получаемой от сопряженного со станцией радиовысотомера (ПРВ-13, ПРВ-16, ПРВ-17) и выдавала их потребителям и на ИКО, два из которых были выносными. В РЛС 1Л13 были реализованы следующие виды съема информации: визуальный - по координатной сетке ИКО, ручной - с использованием маркера, полуавтоматический - с замещением координат маркера на ближайшую контрольную точку автомата и автоматический.
 
 Имитатор станции позволял производить тренировки расчета РЛС, формируя сигналы до 20 своих и чужих целей, сигналы опознавания и различные виды помех. Аппаратура опознавания состоит из серийно выпускаемого наземного радиолокационного запросчика с антенно-поворотным устройством на прицепе АПУ также от серийного запросчика.
 
 В отличие от других станций своего поколения РЛС использует цифровую обработку сигналов. Станция  оборудована бортовым компьютером, который одновременно обрабатывает до  256 воздушных целей (1Л13-3), выдает информацию на все радарные дисплеи и  передает данные в цифровом виде центрам противовоздушной обороны.
 
 При воздействии на станцию активных шумовых, пассивных и комбинированных помех заданных уровней дальность действия РЛС по цели на высоте 10000 м не снижалась более чем до 200 км. В станции обеспечивалась поимпульсная перестройка рабочей частоты при воздействии прицельных помех.
 
  Модель одного из вариантов комплектации РЛС 1Л13 "Небо-СВ" в музее ОАО "Нител" (http://nitel-oao.ru ).Состав РЛС (более подробно):
 1) антенно-поворотное устройство на автомобильной платформе (базовый вариант - шасси "Урал");
 
 
 2) антенный пост на автомобильной платформе (базовый вариант - шасси "Урал", кабина АП) - в АП размещена приемо-передающая аппаратура, аппаратура защиты от помех, индикаторная аппаратура, аппаратура автосъема и передачи радиолокационной информации (РЛИ), имитации, связи и документирования, сопряжения с потребителями РЛИ, функционального контроля и непрерывной диагностики, аппаратура наземного радиолокационного запросчика (НРЗ, кроме антенно-поворотного устройства), источники вторичного питания и аппаратура жизнеобеспечения;
 
 
   Антенный пост - кабина управления на шасси "Урал". Фото с пресс-тура в  202-ю зенитную ракетную бригаду Западного ВО, г.Наро-Фоминск, февраль  2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net ).3) электростанция дизельная ЭД2хЗО-Т230П-ЗРА на автомобильной платформе (автомобиль КамАз-43114);
 
 
   Передвижная электростанция на шасси КамАЗ-43114 снаружи и внутри. Фото с пресс-тура в  202-ю зенитную ракетную бригаду Западного ВО, г.Наро-Фоминск, февраль  2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net ).4) антенный пост наземного радиолокационного запросчика на автомобильном прицепе типа 2-ПН-4М.
 РЛС могла доукомплектовываться двумя выносными индикаторами кругового обзора и кабелями сопряжения с потребителями РЛИ. Радар может дополнительно оборудоваться двумя выносными рабочими  местами  операторов, что позволяет управлять его работой и следить за  воздушной  обстановкой на расстоянии до 500 м от радара. Это  обеспечивает высокую  выживаемость радара и позволяет увеличить число  воздушных объектов,  взятых на сопровождение.
 
 
   Комплекс  средств РЛС 1Л13-3 "Небо" на одной из выставок военной техники в Нижнем  Новгороде. На нижнем фото - наземный радиолокационный запросчик в  боевом положении (http://www.ausairpower.net  и http://vvkure.com/forums ).     Прицеп АПУ с наземным радиолокационным запросчиком. На заднем плане  слева - машина с кабиной управления антенного поста. Фото с пресс-тура в   202-ю зенитную ракетную бригаду Западного ВО, г.Наро-Фоминск, февраль  2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net ).
 ТТХ РЛС 1Л13:
 Обслуживающий персонал - 6 чел (расчет)
 Количество  транспортных единиц - 3 автомобиля типа "Урал" и прицеп типа 2-ПН-4М с антенно-мачтовым устройством радиовысотомера. РЛС 1Л13-3 - 2 автомобиля "Урал", 1 автомобиль КамАз с кунгом, прицеп типа 2-ПН-4М с высотомером.
 Время развертывания РЛС - 40 мин
 Время включения РЛС при работающей электростанции - 3 мин
 Потребляемая мощность - 30 кВт
 
 Импульсная мощность - 120 кВт
 Чувствительность приемника - 103 дБ/Вт
 Ширина ДНА по азимуту - 6 град.
 
 Зона обзора по цели типа "истребитель" в беспомеховой обстановке с вероятностью 0.8:
 
    | режим "Основной луч" (угол наклона антенны 9 град.) | режим "Нижний луч" (угол наклона антенны 0 град.) | режим "Верхний луч" (угол наклона антенны 13 град.) |   | по дальности: высота 100 м - 22,5-27,5 км
 высота 500 м - 45-57 км
 высота 10000 м - 236-273 км
 высота 27000 м - 335-425 км
 | по дальности: высота 100 м - 29 км
 высота 10000 м - 278 км
 |  |   | по азимуту - 360 град | по азимуту - 360 град | по азимуту - 360 град |   | по углу места - до 25-29 град |  | по углу места - до 30 град |   | по высоте - до 23-42.5 км |  |  |  Разрешающая способность на расстоянии более 50 км:
 - по дальности - не более 1000 м
 - по азимуту - не более 6 град
 
 Коэффициент подпомеховой видимости на фоне отражений от местности - не менее 50 дБ
 Среднеквадратичные ошибки определения координат:
 - по дальности - не более 600 м
 - по азимуту - не более 6 град
 
 Период кругового обзора РЛС - 10 с / 20 с (два режима)
 Количество одновременно отображаемых целей:
 - не менее 50 (РЛС 1Л13)
 - до 256 (РЛС 1Л13-3 с цифровой обработкой данных)
 
 Модификации:
 1Л13 "Небо" - базовый вариант РЛС.
 
 1Л13-3 / 1Л13-3-1 "Небо" - модификация более позднего выпуска с цифровой обработкой данных РЛС.
 
 Статус: СССР / Россия
 - 1986 г. - к концу года промышленностью произведено как минимум 4 РЛС 1Л13.
 
 Экспорт:
 Украина:
 - 2008 г. РЛС 1Л13 или её модификации состоят на вооружении. Работы по модернизации РЛС ведутся НПО "Искра" (Запорожье).
 
 
 Источники:
 Зачепицкий А. Путь к трем координатам. // Воздушно-Космическая Оборона. Сайт http://www.vko.ru, 2010 г.
 Радиолокация. Сайт http://radar.narod.ru, 2012 г.
 Форум выпускников ВРТУ-ВВКУРЭ ПВО. Сайт http://vvkure.com/forums, 2011 г.
 Форум радиотехнических войск ПВО ГСВГ. Сайт http://rtvpvogsvg.build2.ru, 2008 г.
 Radar detection stations & complexes. Сайт http://users.sch.gr, 2012 г.
 
 |  |  |   |  |  |  |   КаталогПоследние комментарии  | в заголовке указано 1Л13 / П-18М "Небо-СВ"... Но п-18м это совершенно другая станция... |  | Решил поместить несколько своих фото станции , так сказать в боевом использовании... |  | Вам то же привет!!! Спасибо! |  | Хорошо... статья 1Л119 "Небо-СВУ" будет отдельно... (я решил не объединять эти РЛС в одну статью) |  | Можно називат сегодня лучше  Небо-СВМ поетому что модернизациа била са проектом Небо-СВУ |   
    
    
     |