| | MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal Twitter Youtube Blogspot
Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100% достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т.к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами разрешено с указанием ссылки на источник информации - сайт http://militaryrussia.ru с активным линком.
Internet site MilitaryRussia.ru is an independent scientific and popular research resources devoted to the recent history of the Soviet and Russian weapon systems. The site does not claim to 100% of the information accuracy and can not ensure maximum detailed representation of all the possible types of systems because I work on the site in my free time and free of charge. Use of site information to Media and other resources is certainly allowed with reference to the source of information - site http://militaryrussia.ru with an active link.
Корнев Дмитрий / Kornev Dmitry (автор проекта MilitaryRussia.ru) Телеграм-канал https://t.me/militaryrussiaru | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IVК-51 "Верхотурье" К-84 "Екатеринбург" К-64 "Подмосковье" К-114 "Тула" К-117 "Брянск" К-18 "Карелия" К-407 "Новомосковск"     |    | Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) / ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - С.Н.Ковалев. Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с межконтинентальным ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г. Лодка разрабатывалась как более совершенная модификация ПЛАРБ пр.667БДР. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Всеми изменениями обеспечивалось снижение дальности обнаружения ПЛАРБ пр.667БДРМ в арктических районах американскими ПЛА типа "Лос-Анджелес" до 20 морских миль.
Вероятно, во второй половине 1980 г. подготовлен технический проект ПЛАРБ. Строительство серии лодок начато в Северодвинске ПО "Севмаш" с головной лодки К-51 (зав.№379), которая была заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г. и принята Флотом 29 декабря 1984 г.
Всего с 1984 по 1990 годы было построено 7 ПЛАРБ проекта.  Погружается ПЛАРБ пр.667БДРМ "Дельфин" - DELTA-IV | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (в работе) | Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ)
ВМФ России Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.09851 | пп | Наименование | Проект | Зав.№ | Понят флаг ВМФ | Примечание | | 01 | К- "Хабаровск" | 09851 - KHABAROVSK | 148 | прогноз - 2026-2027 г.г. | 2025 г. 1 ноября - вывод из эллинга | Обновление: 04.11.2025 г.
ПЛАРБ пр.955 / пр.955А (детальный реестр в статьях по проекту) | пп | Наименование | Проект | Зав.№ | Понят флаг ВМФ | Примечание | | 01 | К-535 "Юрий Долгорукий" | 09551 BOREI | 201 | 10.01.2013 г. | 2013 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2024 г. - в ремонте "Звездочка" (Северодвинск) | | 02 | К-550 "Александр Невский" | 09551 BOREI | 202 | 23.12.2013 г. | 2013 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2015 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ 2025 г. сентябрь - прибыл в ремонт на ДВЗ "Звезда" | | 03 | К-551 "Владимир Мономах" | 09551 BOREI | 203 | 19.12.2014 г. | 2014 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2016 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ | | 04 | К-549 "Князь Владимир" | 09552 BOREI | 204 | 12.06.2020 г. | 2020 г. - СФ, 31-я ДиПЛ | | 05 | К-552 "Князь Олег" | 09552 BOREI | 205 | 21.12.2021 г. | 2022 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2022 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ | | 06 | К-553 "Генералиссимус Суворов" | 09552 BOREI | 206 | 29.12.2022 г. | 2023 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ | | 07 | К-554 "Император Александр III" | 09552 BOREI | 207 | 11.12.2023 г. | 2024 г. - ТОФ, 25-я ДиПЛ | | 08 | К-555 "Князь Пожарский" | 09552 BOREI | 208 | 24.07.2025 г. | 2025 г. - СФ, 31-я ДиПЛ | | 09 | К- "Дмитрий Донской" | 09552 BOREI | 209 ? | план - декабрь 2027 г. | Строится с 23.08.2021 г. | | 10 | К- "Князь Потемкин" | 09552 BOREI | 210 ? | план - декабрь 2028 г. | Строится с 23.08.2021 г. | | 11 | К- | 09552 BOREI | 211 ? | прогноз - 2029 г. | Прогноз закладки - 2025 г. (2025 г.) | | 12 | К- | 09552 BOREI | 212 ? | прогноз - 2030 г. | Прогноз закладки - 2026 г. (2025 г.) | Обновление: 04.11.2025 г.
ПЛАРБ пр.667БДРМ (детальный реестр в статьях по проекту) | пп | Наименование | Проект | Зав.№ | Понят флаг ВМФ | Примечание | | 01 | К-51 "Верхотурье" | 667БДРМ DELTA-IV | 379 | 29.12.1984 г. | 2013 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2025 г. - в отстое в пункте базирования, планируется списание | | 02 | К-84 "Екатеринбург" | 667БДРМ DELTA-IV | 380 | 30.12.1985 г. | 2021 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2024 г. - в отстое в пункте базирования, планируется списание | | 03 | К-64 "Подмосковье" | 667БДРМ DELTA-IV | 381 | 23.12.1986 г. | 1999 г. - выведена в резерв и прибыла на "Звездочку" 2008 г. - контракт на переоборудование в ПЛАСН пр.09787 | | 04 | К-114 "Тула" | 667БДРМ DELTA-IV | 382 | 30.10.1987 г. | 2017 г. - СФ, 31-я ДиПЛ | | 05 | К-117 "Брянск" | 667БДРМ DELTA-IV | 383 | 30.09.1988 г. | 2025 г. - СФ, 31-я ДиПЛ
| | 06 | К-18 "Карелия" | 667БДРМ DELTA-IV | 384 | 10.10.1989 г. | 2011 г. - СФ, 31-я ДиПЛ 2024 г. - ремонт ЦС "Звездочка" | | 07 | К-407 "Новомосковск" | 667БДРМ DELTA-IV | 385 | 27.11.1990 г. | 2012 г. - СФ, 31-я ДиПЛ | Обновление: 03.11.2025 г.
| | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY К-560 "Северодвинск" пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II К-561 "Казань" К-573 "Новосибирск" К-571 "Красноярск" К-562 "Архангельск" "Пермь" "Ульяновск" "Воронеж" "Владивосток" |   |
Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и единой для разных носителей противокорабельной ракеты "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска. | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) АН602 / изделие 602 / "Царь-бомба"
   
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности. Предложение о создании термоядерной бомбы мощностью около 100 мегатонн в 1961 г. высказал молодой физик-теоретик Ю.А. Трутнев - бомба мощностью 100 Мт могла бы напугать зарубежных скептиков, считавших, что советские ядерщики существенно слабее американских. Идею поддержали академики А. Д. Сахаров, Ю. Б. Харитон и Я. Б. Зельдович. В феврале 1961 г. руководители КБ-11 направили в ЦК КПСС письмо «Некоторые вопросы развития ядерного оружия и способов его использования», где помимо прочего ставился вопрос о целесообразности разработки заряда мощностью 100 Мт. Решение о возобновлении испытаний ядерного оружия и о создании сверхбомбы было принято 10 июля 1961 г. на обсуждении в ЦК КПСС, когда научное руководство КБ-11 (ВНИИЭФ) доложило Н. С. Хрущеву о возможности разработки водородной бомбы мощностью 100 Мт.
Разработка бомбы велась в КБ-11 новой группой специалистов: из отпуска был вызван д.ф.м. н. Адамский В.Б., к нему подключили физика-теоретика — недавнего выпускника МИФИ Смирнова Ю.Н., а также инициаторов создания супербомбы к.ф.м. н. Трутнева Ю. А. и к.ф.м. н. Бабаева Ю.Н. Руководство разработкой взял на себя академик Сахаров А.Д. Испытания бомб (корпусов) планировалось начать 01.09.1961 г. При этом была нехватка парка ЭВМ для проведения должного количества расчетов. Пришлось задействовать все ЭВМ математического института АН СССР (математики КБ-11 работали там по ночам и в выходные дни). И только 24 октября (за 6 суток до проведения испытаний) был закончен итоговый отчет по конструкции бомбы и расчетно-теоретическому обоснованию. Но и тогда А.Д. Сахаров (уже без ЭВМ) дополнительно прорабатывал необходимые доработки.
На складах НИИ-1011 в г.Челябинск-70 были взяты 6 корпусов бомбы РН202 для зарядов Р202Э. Изготовление парашютной системы для бомб велось Московским НИИПДС. Самолет-носитель Ту-95-202 находился на аэродроме Дальней Авиации в г. Энгельсе в ожидании утилизации. Пришлось принимать срочные меры. Из категории списанных самолет возвратили в строй, заменили двигатели, провели полную ревизию силовых конструкций, электро- и радиооборудования, провели ремонтно-восстановительные работы. После проведения на нем учебно-тренировочных полетов, было выдано заключение ОКБ А.Н. Туполева о его пригодности для боевой работы.
Задача по конструированию корпуса бомбы и ее парашютной системы была значительно облегчена для КБ-11 тем, что корпус бомбы был ранее разработан НИИ-1011 (для изделия «202», см. ниже).
 Реалистичный макет термоядерной бомбы АН602 в музее (из архива "Росатома") | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) МиГ-41 / ПАК ДП
 
Дальний скоростной истребитель-перехватчик (проект) / перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП). Разработка истребителя на базе самолета МиГ-31 ведется ОКБ МиГ совместно с КБ авиазавода "Сокол" (г.Нижний Новгород). Разработка начата в первой половине 2013 г., согласно заявлению Главкома ВВС от 11.04.2013 г. (источник). Согласно более поздней информации разработка самолета начата по распоряжению начальника генштаба ВС России (источник). Вероятно, подобная модернизация МиГ-31 прорабатывалась еще в начале 1990-х годоа, но не была реализована. Самолет планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 г. По состоянию на 2013 г. замена парка самолетов МиГ-31 новой машиной планируется до 2028 г.
11 августа 2014 г. главков ВВС России Виктор Бондарев уточнил в СМИ, что сейчас идут НИР, с 2017 г. планируется начать ОКР по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата и до 2025 г. пока ожидается поступление нового самолета в ВВС (источник). 14.06.2017 г. в СМИ генеральный директор МиГ Илья Тарасенко заявил, что в КБ ведутся работы над проектом ПАК ДП "отчасти в инициативном порядке", идет работа над концепцией проекта и его обликом (источник).
 Вымышленный образ глубокой модернизации МиГ-31 - самолета "МиГ-33" - вероятного прообраза проекта МиГ-41. Образ сложен по рассказам летчиков МиГ-31 и может не иметь ничего общего с реальностью, 1992 г. ( http://militaryrussia.ru). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Изделие 245Н (бомба) Изделие 246Н (бомба)
  
Термоядерная (водородная) авиационная бомба большой мощности разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Главный конструктор - К.И.Щелкин, главный конструктор заряда - Л.П.Феоктистов. Годы разработки бомбы - 1956-1957 г.г. Бомба относится к первым боеприпасам разработка которых была поручена НИИ-1011. Это был второй термоядерный заряд разработанный под руководством Л.П.Феоктистова. Иногда в источниках заряд назван РДС-245.
Боеприпас стал первой серийной термоядерной авиабомбой для самолетов дальней авиации, которая поступила на вооружение частей ВВС. Заряд выполнен по схеме двустадийного заряда РДС-37, но выполнен на 20% более экономично, чем аналогичный заряд КБ-11. Летные испытания аэродинамического корпуса бомбы не проводились т.к. они были проведены ранее при создании бомбы "изделие 40" в корпусе бомбы РДС-6с. Также в боеприпасе использовалась автоматика "изделие 40".
Испытания бомбы проведены в 1957 г. - вероятно, это испытание заряда разработки НИИ-1011, которое было проведено на Семипалатинском полигоне 16.04.1957 г. с мощностью 320 кт. Второе испытание - 22.08.1957 г. (520 кт). В последующие годы в корпусе бомбы 245Н производились испытательные взрывы других ядерных зарядов.
Серийное производство изделия 245Н начато в 1957 г. Бомба принята на вооружение в 1958 г. Снята с вооружения в 1972 г.
В 1958 г. передана в серийное производство бомба 246Н с улучшенным основным зарядом.
В некоторых источниках используется наименование "изделие 45" - вероятно, это неофициальное внутреннее название.
 Первая серийная термоядерная авиабомба 245Н в музее ВНИИТФ (https://kara-banoff.livejournal.com/)
| | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) М-1 / изделие 40 / РДС-37 Изделия 40Н и 40ГН
  
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием. Разработка бомбы велась КБ-11, главный конструктор и научный руководитель работ - Ю.Б.Харитон, руководитель проекта - А.Д.Сахаров.
В начале 1954 г. на совещании в Министерстве среднего машиностроения рассмотрены 8 вариантов конструкции "СД" - бомбы высокой мощности, более высокой, чем испытанная ранее РДС-6с (СД - "слойка доработанная"). Все рассмотренные варианты зарядов не давали мощности более 1.5Мт, что считалось недостаточным. При этом стоимость изделия СД оценивалась в 20 раз дороже стоимости РДС-2. Так же в начале 1954 г. новый принцип ядерного обжатия был предложен Сахаровым и Зельдовичем на базе идей В.А.Давиденко. Неофициально принцип ядерного обжатия был назван "сахаризация" - первичный заряд располагался рядом со вторичным и оба заряда окружались тяжелым корпусом отражающим рентгеновские лучи. Таким образом достигалось круговое воздействие рентгеновских лучей на вторичный узел. Надо отметить, что принцип двойного заряда для супербомбы также был описан в материалах Клауса Фукса полученных советской разведкой (1945-1948 г.г.). Клаус Фукс также, вероятно, является автором идеи "радиационной миплозии" (источник). В переписке встречаются термины: "прогрев стенки" и АО - "атомное обжатие".
24 декабря 1954 г. состоялся научно-технический совет КБ-11 под председательством И.В.Курчатова. В работе совета приняли участие министр среднего машиностроения В.А.Малышев, руководство КБ-11, ученые и конструкторы-разработчики атомных зарядов. На заседании обсуждалась проблема создания водородной бомбы большой мощности основанной на новом принципе. Ю.Б.Харитон выступил с предложением о проведении в 1955 г. модельного опыта натурной конструкции новой бомбы. В итоге обсуждения совет принял согласованное: - руководству КБ-11 представить план работ по проблеме создания новой бомбы с пояснительной запиской в Министерство среднего машиностроения. - разрешить до утверждения плана работ по этой проблеме разработку бомбы - устройства и проведение его испытания на полигоне № 2 в 1955 году (ист. - Том 1)
Разработка нового типа термоядерного заряда велась как для оснащения им авиационной бомбы так и для межконтинентальной ракеты Р-7 - в случае с ракетой мощность заряда должна была нивелировать невысокую точность будущей ракеты.
В течение первого полугодия 1955 г. велась разработка опытного образца бомбы-устройства для проверки нового принципа. Техническое задание на изготовление водородной бомбы М-1 новой конструкции было выдано 3 февраля 1955 г. (источник). Техзаданием оговаривался экспериментальный характер работ и особенность конструкции - два узла - "первичный" и "основной". "Первичным" узлом назван заряд типа РДС-4. Авторами техзадания были А.Д.Сахаров, Д.А.Франк-Каменецкий и Л.П.Феоктистов. Для проверки хода работ по плану разработки новой физической схемы заряда в КБ-11 прибыли А.П.Завенягин, руководители Главного управления П.М.Зернов, Н.И.Павлов. На состоявшемся 27 мая 1955 г. совещании был рассмотрен вопрос о состоянии работ по разработке экспериментальной бомбы - устройства РДС-37. Сообщение по этому вопросу сделал Я.Б.Зельдович. Он изложил материал о протекании в устройстве РДС-37 термоядерной реакции. Последовал вопрос Завенягина: "Имеются ли еще какие-либо сомнения?" - "Если говорить о мощности с точностью лишь ±40%, то сомнений нет", - ответил Зельдович. По результатам совещания Зернов, Павлов, Харитон, Негин. Духов, Бессарабенко подготовили решение, которое было утверждено Завенягиным 31 мая 1955 г. и в котором было записано: "Одобрить представленную КБ-11 схему экспериментального устройства РДС-37" (ист. - Том 1).
Экспериментальные работы (газодинамические опыты) по отработке элементов бомбы и соответствующие конструктивные изменения проводились вплоть до конца сентября 1955 года (ист. - Том 1). Серийным воплощением экспериментального заряда РДС-37 / изделие 40 стали термоядерные бомбы 40Н и 40ГН.
 Бомба с зарядом РДС-37, 22.11.1955 г. ( источник). | | | | | | | | СТАТЬЯ НЕ ЗАВЕРШЕНА (данные за 1997 г., дополнения 2010 г.) Ту-95 BEAR-A, B, C, D, E, F, G, H, J Дальний бомбардировщик, носитель крылатых ракет. Главный конструктор темы Ту-95 - Н.Базенков (с 1976 г. - Н.Кирсанов). НИОКР начаты в 1949 г. Постановление СМ СССР о создании Ту-95 принято 11 июля 1951 г. Выпуск рабочих чертежей первого прототипа Ту-95/1 и начало создания - сенябрь 1951 г. Первый полет прототипа Ту-95/1 - 11 ноября 1952 г. (летчики А.Перелет и А.Чернов), в семнадцатом полете произошла катастрофа (11 мая 1953 г.). В июле 1954 г. построен второй прототип Ту-95/2 с двигателями ТВ-12 (НК-12). Первый полет Ту-95/2 - 16 февраля 1955 г. (летчики М.Нюхтиков и И.Сухомлин). Заводские испытания закончились в январе 1956 г. Первые два серийных самолета взлетели в октябре 1955 г. (авиационный завод N 18 в г.Куйбышеве). С 1957 г. в производстве Ту-95М (производство обоих модификаций закончилось в 1959 г.) с двигателями, соответственно, НК-12 и НК-12М (Ту-95 и Ту-95М). Принятие на вооружение - август 1957 года. | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение)  Ту-160М "Валентина Терешкова" №901, Раменское, октябрь 2023 г. (фото Вячеслава Грушникова, https://russianplanes.net/) Статус: СССР и Россия: Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2024 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна: | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение, v.2) Комплекс 9К715 "Искандер", ракета 9М723 - SS-X-26 STONE Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М723-1 - SS-26 STONE-A Комплекс 9К720Э "Искандер-Э", ракета 9М723Э - SS-26 STONE-B Комплекс 9К720 "Искандер-М", ракета 9М728 / Р-500 ("Искандер-К") - SS-26 STONE-С
    
Оперативно-тактический ракетный комплекс / многоцелевая модульная ракетная система сухопутных войск. Разработка комплекса велась с использованием наработок по комплексам "Точка", "Ока", "Ока-У" и "Волга". Так же, вероятно, комплекс создавался с учетом НИР "Волна" по исследованию концепции многофункционального ракетного комплекса сухопутных войск модульного типа. Истоки разработки комплекса относятся к НИР "Искандер", проводившейся с 1978 г. По теме НИР велась проработка возможности размещения двух ОТР класса ОТР 9М79 "Точка" на СПУ подобной СПУ комплекса 9К714 "Ока". Основная цель - создание ОТР с дальностью до 400 км для замены комплекса 9К72 с ракетой 8К14 с увеличенной боевой производительностью, а так же с целью обеспечения гарантированного поражения особо важных целей двумя ракетами. По неподтвержденным данным, НИР "Искандер" была прекращена в первой половине 1980-х годов на стадии отработки системы прицеливания и систем управления ракет.
Разработка комплекса "Искандер" в первоначальном виде начата в КБ Машиностроения (г.Коломна, далее - КБМ) в инициативном порядке по распоряжению главного конструктора С.П.Непобедимого и под его руководством в 1987 г. Конкурентом КБМ по разработке ОТР нового поколения было Тульское КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова предложившее свой проект. Постановление Совмина СССР о финансировании работ по проектированию комплекса вышло в 1988 г. При создании комплекса ставилась задача обеспечения взаимодействия в составе РУК "Равенство" с самолетом целеуказания М-55 (разработка РУК - НИИЭМИ). В первоначальном проекте, возможно, планировалось использование СПУ 9П76 с одной ракетой. КШМ средств РУК "Равенство" проектировалась на шасси МАЗ-543 (КШМ аналогичная КШМ "Поляна").  Самоходная пусковая установка 9П78-1 ракетного комплекса 9К720 "Искандер-М" с ракетой ракетой типа 9М723 на учениях ракетной бригады в Приморье, 14-18 ноября 2016 г. ( http://smitsmitty.livejournal.com/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Индексы ракетных комплексов РВСН и ракет дальнего действия
   
Индексы ракетных комплексов с ракетами на жидком топливе по состянию на 2025 г.:
| Официальное название | Год пуска | Тип | Западное обозначение | Комплекс | ШПУ / СПУ / АПУ | Ракета | Примечание | | Р-1 "Победа" | 1947 | стол | SS-1 SCUNNER | | стол 8У23 | 8А11 | лафет-установщик 1Н / 8У22 | | Р-2 | 1949 | стол | SS-2 SIBLING | | стол 8У23 | 8Ж38 | лафет-установщик 1Н2Э / 8У24 | | Р-3 (проект) | | стол | | | | 8А67 | | | Р-5 | 1953 | стол | SS-3 SHISTER | | стол 8У212 | 8А62 | лафет-установщик 8У211 | | Р-5М | 1955 | стол | SS-3 SHISTER | | стол 8У212 | 8К51 | лафет-установщик 8У25 | | Р-7 | 1957
| стартовый комплекс | SS-6 SAPWOOD | | | 8К71 | установщик ракеты 8У213 | | Р-7А | 1959 | стартовый комплекс | SS-6 SAPWOOD | | комплекс 8У215 "Тюльпан" | 8К74 | установщик ракеты 8У213 | | Р-9А | 1961 | стартовый комплекс со столом | SS-8 SASIN | | "Десна-Н" | 8К75 | | | Р-9А | 1963 | стартовый комплекс со столом | SS-8 SASIN | | "Долина" | 8К75 | | | Р-9А | 1963 | ШПУ | SS-8 SASIN | 8П775 | "Десна-В" | 8К75 | | | Р-9Б (проект) | | | SS-8 SASIN | | | 8К76 | | | Р-9М (проект) | | | SS-8 SASIN | | | 8К77 | | | Р-12 | 1957 | стол | SS-4 SANDAL | 8П863 | стол 8У217 | 8А63 8К63 | лафет-установщик 8У25, установщик 8У210 | | Р-12У | 1961 | ШПУ | SS-4 SANDAL | 8П763 | "Двина" | 8К63У | установщик ракеты 8У237 | | Р-14 | 1960 | стол | SS-5 SKEAN | | стол 8У235 | 8К65 | | | Р-14У | 1962 | ШПУ | SS-5 SKEAN | 8П765 | "Чусовая" | 8К65У | | | Р-16 | 1960 | стол | SS-7 mod.1 SADDLER | 8П864 | "Шексна-Н", стол 8У222 | 8К64 | установщик ракеты 8У221 | | Р-16У | 1962 | ШПУ | SS-7 mod.2 SADDLER | 8П764 | "Шексна-В" | 8К64У | | | Р-26 | 1962 | ШПУ | SS-8 SASIN (ошибочно) | | | 8К66 | | | УР-200 | 1963 | стол / ШПУ | SS-X-10 SCRAG | | | 8К81 | НПО машиностроения | | УР-200А (проект) | | стол / ШПУ | | | | 8К83 | Глобальная ракета. НПО машиностроения | | ГР-1 (проект) | | стол / ШПУ | SS-X-10 SCRAG (ошибочно) | | | 8К713 | Глобальная ракета. ОКБ-1 | | Р-36 | 1963 | стол / ОС | SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP | 8П767 | 8П867 | 8К67 | | | Р-36-О | 1965 | ОС | SS-9 mod.3 SCARP FOBS | 8П769 | 8П869 | 8К69 | Орбитальная глобальная ракета | | Р-36П | 1968 | ОС | SS-9 mod.4 SCARP | 8П767П | | 8К67П | РГЧ рассеивающего типа | | Гном (проект) | | ПГРК | | | СМ-СП21 | | МБР КБМ с ПВРД | | УР-500 Протон | 1965 | установка | SL-9 | 8П882К | | 8К82 | | | УР-100 / РС-10 | 1965 | ОС | SS-11 mod.1 SEGO | 15П084 | | 8К84 | | | УР-100М / УР-100УТТХ / РС-10 | 1971 | ОС | SS-11 mod.2 SEGO | 15П084 | | 8К84М | | | УР-100А | | ОС | | | | 15А10 | НПО машиностроения. не была создана | | УР-100К | 1969 | ОС | SS-11 mod.3 SEGO | | | 15А20 | бодл | | УР-100У (УТТХ) | 1971 | ОС | SS-11 mod.4 SEGO | | | 15А20У | | | МР-УР-100 / РС-16А | 1972 | ОС | SS-17 mod.1/2 SPANKER | 15П015 | 15П715 | 15А15 | КБ "Южное" | | МР-УР-100У / РС-16Б | 1977 | ОС | SS-17 mod.3 SPANKER | 15П016 | 15П716 | 15А16 | КБ "Южное" | | УР-100Н / РС-18А | 1972 | ОС | SS-19 mod.1 и 2 STILETTO | 15П030 15П030П | | 15А30 | ОКБ-52 | | УР-100НУТТХ / РС-18Б | 1977 | ОС | SS-19 mod.3 STILETTO | 15П035 15П135 | 15П735 | 15А35 | ТПК 15Я54 | | Р-36М / РС-20А | 1973 | ОС | SS-18 mod.1-3 SATAN | 15П014 | 15П714 | 15А14 | КБ "Южное" | | Р-36М УТТХ / Р-36М1 / РС-20Б | 1977 | ОС | SS-18 mod.4 SATAN | | | 15А18-1 | МБР 15А14 с РГЧ МБР 15А18 | | Р-36М УТТХ / Р-36М1 / РС-20Б | 1978 | ОС | SS-18 mod.4 SATAN | 15П018 15П118 | 15П718 | 15А18 | | | УР-100НУ | | ОС | | | | 15А40 | | | УР-100М | | ОС | | | | 15А26 | | | Периметр с ракетой 15А11 | 1979 | ОС | | 15П011 | 15П716 | 15А11 | КБ "Южное", командная ракета на базе 15А13 | | Р-36М2 тех.проект | | ОС | | | | 15А17 | Технический проект МБР Р-36М2 | | Р-36М2 / РС-20В "Воевода" с РГЧ ИН | 1986 | ОС | SS-18 mod.6 SATAN | 15П118М 15П018М | 15П718М | 15А18М | ГЧ 15Ф173 | | Р-36М2 / РС-20В "Воевода" с моно ГЧ | 1988 | ОС | SS-18 mod.5 SATAN | 15П118М 15П018М | 15П718М | 15А18М | ГЧ 15Ф175 | | Р-36М3 "Икар" | | ОС | | | | 15А18М2 15А19 | 15А19 ошибочное обозначение | | Изделие 102Э | 1990 | ОС | | | | 15А35П 15Ю70 | НПО машиностроения | | "4202" "Авангард" | 2011 | ОС | SS-19 mod.4 STILETTO | 15П171 | 15П771 | 15А35-71 15Ю71 | НПО машиностроения | | РС-28 "Сармат" | 2022 | ОС | SS-X-30 SARMAT | 15П228 | 15П728 | 15А28 | ГРЦ им.Макеева и НПО машиностроения | ...
| | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) НИР "Альбатрос", комплекс 15П170, ракета 15Ж70
 
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка комплекса велась НПО машиностроения (г.Реутово) по Постановлению Совмина СССР №173-45 от 9 февраля 1987 г. Генеральный конструктор - Герберт Ефремов, главный конструктор - В.Ю.Гасюнас (источник). В 1991 г. планировалось начать испытания комплекса, а в 1993 г. предполагалось начать серийное производство и развертывание МБР (ист. - Казыдуб).
Создание нового ракетного комплекса с возможностью преодоления многоэшелонной системы ПРО должно было стать асимметричным ответом на разработку в США системы ПРО по программе СОИ. Боевое оснащение комплекса - маневрирующие планирующие (крылатые) гиперзвуковые боевые блоки первого поколения (источник), обладающие возможностью совершения маневра до 1000 км по азимуту при входе в атмосферу на высоте "линии Кармана" со скоростями порядка 5.8 - 7.5 км/с (17-22 М). В основе проекта «Альбатрос» лежали предложения по управляемому боевому блоку, способному совершать маневр уклонения от противоракеты - УББ должен был фиксировать старт противоракеты и совершать запрограммированный маневр уклонения. Проработки проекта УББ с такими возможностями велись в 1979-1980 г.г. - выполнялось проектирование системы автоматики подобного противоракетного маневра (источник).
Предполагалось так же несколько вариантов базирования комплекса с одной универсальной МБР - подвижный грунтовый комплекс, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный вариант (для размещения в ШПУ МБР других типов).
Эскизный проект комплекса "Альбатрос" разработан к концу 1987 г. и вызвал критику Министерства обороны. Проектирование комплекса велось до начала 1989 г. Основные причины прекращения разработки: сомнительность сроков реализации проекта в т.ч. из-за проблематичности заложенных в проект технических решений.
В июне 1989 г. на совещении в НПО машиностроения (г.Реутово) генеральный директор НПО Г.А.Ефремов выступил с предложением разработки комплекса "Альбатрос" в качестве универсального комплекса для РВСН - для шахтного и мобильного видов базирования - с твердотопливной ракетой 15Ж70. Это вызвало противодействие со стороны других разработчиков МБР - Московского Института Теплотехники (МИТ) и КБ "Южное" (г.Днепропетровск).
9 сентября 1989 г. в развитие Постановления Совмина СССР от 9 февраля 1987 г. вышло Решение ВПК №323, которым предписывалось создание вместо комплекса «Альбатрос» двух новых ракетных комплексов - подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема НИР получила название «Универсал» (ракета РТ-2ПМ2 / 8Ж65, позже - "Тополь-М"). Разработка ПГРК с новой ракетой велась МИТом, комплекс с базированием в ШПУ - КБ «Южное» (ист. - Казыдуб). Активная разработка комплекса "Альбатрос" в интересах РВСН была прекращена после заключения договора СНВ-1 в 1991 г., но испытания опытных образцов УББ были продолжены.
 Рисунок аппаратов СЛА-1 и СЛА-2 системы "Призыв" с рекламного буклета НПО машиностроения, 1990-е годы ( http://forums.airbase.ru/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс РС-12М / 15П158.1 / 15П158 "Тополь", ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE / PL-5
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Предварительная проработка проекта комплекса велась с 1975 г. Московским Институтом Теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе на базе МБР "Темп-2С" - SS-16 SINNER и БРСД "Пионер" - SS-20 SABER. Главный конструктор с 1987 г. - Борис Лагутин (по 1993 г.). Разработка МБР "Тополь" для применения в составе ПГРК начата по Постановлению Совмина СССР №544-166 от 20.07.1975 г. Следующее Постановление Совмина СССР о разработке комплекса "Тополь" с МБР на твердом топливе №668-212 вышло 19 июля 1976 г. Постановлениями предусматривалась следующая кооперация предприятий по созданию комплекса: - МИТ - головной по комплексу и по ракете - НИИАП - система управления МБР - ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград) - разработка самоходной пусковой установки ПГРК - КБ "Мотор" - специальные машины ПГРК - Минский автозавод - шасси ПГРК и вспомогательных машин комплекса - КБ завода "Арсенал" (г.Киев) - прицельное оборудование - ВНИИЭФ - термоядерный боевой блок
В 1979 г. начата отработка изготовления зарядов для двигателей второй и третьей ступеней ракеты на Павлоградском химическом заводе (источник).
Первый пуск МБР из специально оборудованной ШПУ выполнялся на полигоне Капустин Яр 27 октября 1982 г. Вероятно, одной из задач пуска была проверка работы стартовых систем и выхода ракеты из ТПК с последующим запуском основного двигателя первой ступени. Пуск оказался неудачным. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) МБР 15Ж58 начались пуском из переоборудованной ШПУ на полигоне Плесецк 08 февраля 1983 г. Пуск был полностью успешным. Всего в 1983-1984 г.г. состоялось 12 пусков по программе ЛКИ. Все пуски выполнялись на полигоне Плесецк. Зачетный пуск программы ЛКИ состоялся 20 ноября 1984 г.
Серийное производство ракетного комплекса "Тополь" начато по Постановлению Совмина СССР №1275-3400 от 28.12.1984 г. (ист. - Стратегические ракетные), хотя освоение серийного производства МБР велось Воткинским заводом с конца 1970-х годов. Ракета серийно производилась Воткинским машиностроительным заводом с 1985 г. Самоходные пусковые установки комплекса производились заводом "Баррикады" (г.Волгоград). В 1984 г. началось строительство сооружений стационарного базирование и оборудование маршрутов боевого патрулирования ПГРК. Объекты размещались в тех дивизиях РВСН, где снимались с боевого дежурства МБР РТ-2П, МР-УР-100 и УР-100Н. Одновременно ПГРК комплекс разворачивались в позиционных районах БРСД "Пионер" (ист. - Стратегические ракетные).
На боевое дежурство первый дивизион ПГРК 15П158.1 "Тополь" заступил 23 июля 1985 г. в составе полка РВСН в Йошкар-Оле Марийской АО СССР (источник). До конца 1985 г. на боевое дежурство заступил еще один пол ПГРК (ист. - Стратегические ракетные). Первый полк РВСН с ракетами РС-12М, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом "Барьер" (источник), был поставлен на боевое дежурство 28 апреля 1987 г. в районе г. Нижний Тагил и 27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом "Гранит" (источник), базирование - г. Иркутск (источник). Комплекс МБР "Тополь" был принят на вооружение РВСН СССР 1 декабря 1988 г. (источник).
С 1997 г. идет постепенная замена МБР РС-12М на МБР РС-12М2 "Тополь-М" и РС-24 "Ярс". К концу 2021 г. комплекс "Тополь" полностью снят с боевого дежурства.
 АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" на учениях выпускников Серпуховской военной академии РВСН, публикация 12.12.2013 г. (фото - Константин Семенов, http://tvzvezda.ru/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение v2) Комплекс Д-30 / 3К-30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32
    
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).
В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины: - разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН ("Тополь-М") и ВМФ "Булава"; - разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава"); - экономия средств;
В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса" (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.
Кооперация предприятий, которые вели создание ракетного комплекса Д-30 "Булава": - МИТ - головной по комплексу и по ракете 3М-30 "Булава" - Воткинский машиностроительный завод - серийное производство ракет - ВНИИТФ - унифицированные боевые блоки боевого оснащения БРПЛ - МИТ и НПО "Искра" - разработка РДТТ маршевых ступеней - ФГУП "ФНПЦ "Алтай" (г.Бийск") совместно с ФГУП ФЦДТ "Союз" - разработка топлива для всех РДТТ - НПО Автоматики им.акад.Н.А.Семихатова - система управления - ГРЦ им.Макеева - корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) - КБСМ - пусковая установка - КБ "Мотор" и ЦКБ "Титан" - арсенальное и прочее наземное оборудование
 Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. ( источник). | | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) |  | Большая атомная подводная лодка специального назначения / стратегический атомный подводный крейсер (источник) / носитель роботизированных подводных аппаратов / тяжелый атомный ракетный крейсер (на церемонии вывода 01.11.2025 г.). Разработчиком подводной лодки является ЦКБ МТ "Рубин" (источник). ПЛА будет первым полноценным носителем новой системы вооружения ("Статус-6" / 2М39 "Посейдон"), прототипы которой отрабатывались на опытовой ПЛ пр.20120 "Саров". В середине 2010-х годов так же обсуждались предположения о том, что данная ПЛА является лодкой дальнего гидроакустического дозора или даже атомной глубоководной станцией, но эти гипотезы были ошибочны.
Вероятно, 19.06.2012 г. подписан Государственный контракт №66-12 на поставку Флоту ПЛА пр.09851 (источник). Контракт № 120-14 от 03.06.2014 г. заключен между ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» на строительство ПЛА пр.09851 (источник). Позже в 2016 г. сообщается, что работы по пр.09851 ведутся в соответствии с техническим заданием № БЛИЦ.360029.608ТЗ шифр СЧ ОКР «ГТС-К» (источник). В 2017 г. впервые в отечественном атомном подводном кораблестроении конструкторами ПКБ Севмаша при строительстве АПЛ создается полная 3D-модель корпуса корабля. Пилотным проектом послужила АПЛ «Хабаровск». Она создается как носитель роботизированных средств ВМФ, которые предназначены для разведки дна и недр Мирового океана, мониторинга континентального шельфа, охраны и прикрытия использования сил флота. Кроме того, заводские конструкторы разработали и внедрили программы, с помощью которых выпускается и плазовая документация на строительство этого корабля. Как поясняет Главный конструктор Севмаша Юрий Спиридонов применение современных технологий повысило качество и значительно снизило продолжительность и трудоемкость работ (источник).
Закладка головной ПЛА "Хабаровск" состоялась 27 июля 2014 г. в цехе №50 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). 25.05.2018 г. СМИ сообщили о прохождении элементами прочного корпуса ПЛА гидравлических испытаний (источник). Строительство лодки по планам 2016 г. предполагалось завершить до 2020 г. (источник). В середине 2019 г. появилась информация о планах спуска лодки на воду до конца 2019 г. (источник). 20.04.2020 г. СМИ сообщили о планах спуска на воду ПЛА "Хабаровск" в мае-июне 2020 г. и планах на проведение испытаний лодки в течение двух лет (источник). Позже, 24.08.2020 г. на форуме "Армия-2020" генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко заявил, что спуск "Хабаровска" на воду в 2020 г. вообще не планировался. 07.11.2020 г. сообщается, что ПЛА "Хабаровск" планируется вывести из цеха и спустить на воду в первом полугодии 2021 г. (источник). При этом в ПО "Севмаш" и в 2020 и в 2021 году сообщали лишь о строительстве ПЛА "Хабаровск" и, соответственно, ни в 2021 ни в 2022 годах вывод лодки из эллинга не выполнялся. По состоянию на начало 2023 года ожидается, что лодка будет спущена на воду в 2023 году - официальных подтверждений этому пока нет.
В 2016 г. сообщается о планах ЦКБ МТ "Рубин" провести ОКР по проектированию и сопровождению постройки на ПО "Севмаш" заказа проекта 09853 (источник). Можно сделать предположение о том, что пр.09851 является головной лодкой серии специализированных субмарин-носителей комплекса 2М39, а лодки пр.09853, которые планируется строить серией - серийными лодками-носителями.
15.01.2021 г. в СМИ появилась информация о строительстве ПЛАСН "Ульяновск" по проекту 09853 со сдачей Флоту до 2027 г. Информация не соответствует действительности и вся информация с датами и планами в сообщении относится к ПЛА "Ульяновск" пр.885М.
1 ноября 2025 г. ПЛА "Хабаровск" выведена из эллинга цеха №50 ПО "Севмаш" для последующего спуска на воду, достройки и испытаний.
 Церемония вывода ПЛА "Хабаровск" пр.09851 из эллинга ПО "Севмаш", 01.11.2025 г., Северодвинск (кадр видео Минобороны России) | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / моно ГЧ 15Ф175 - SS-18 mod.5 SATAN / TT-09 Комплекс 15П018М "Воевода", ракета Р-36М2 / 15А18М / РС-20В / РГЧ ИН 15Ф173 - SS-18 mod.6 SATAN    Автор первоначальной статьи: Максим Пашнев (г.Обнинск), 2012 г.
Межконтинентальная баллистическая ракета четвертого поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина) под руководством академика АН СССР В.Ф.Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 769-248 от 09.08.1983 г. Главные конструкторы - С.И.Ус и В.Л.Катаев. В.Л.Катаева после перевода в аппарат ЦК КПСС заменил В.В.Кошик. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта многостороннего совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М УТТХ / 15П018 с МБР тяжелого класса 15А18 и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар, ист. - Стратегические ракетные).
В июне 1979 г. в КБ "Южное" было разработано техническое предложение по ракетному комплексу "Воевода" с тяжелой жидкостной МБР четвертого поколения под индексом 15А17. Эскизный проект ракетного комплекса с МБР Р-36М2 "Воевода" (индекс МБР был изменен на 15А18М с целью обеспечения выполнения требований договора ОСВ-2) разработан в июне 1982 года. Одновременно, а июне 1982 г. выпущен и эскизный проект системы управления комплекса МБР.
 Пуск штатной ракеты Р-36М2. Вероятно, один из пусков на продление гарантийного срока хранения, 2000-е годы, Яснево (https://missilery.info/, обработано). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 15П014, ракета Р-36М / 15А14 / РС-20А - SS-18 mod.1-3 SATAN Комплекс 15П014П с ШПУ 15П714 повышеной защищенности
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракета разработана КБ "Южное" (г. Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель, с 01.10.1970 г. - В.Ф.Уткин). Решением Совета обороны СССР от 27.08.1969 г. в Ялте одобрены предложения КБ по созданию модернизированных ракет с минометным стартом - тяжелой МБР 15А14 / Р-36М с установкой в упрочненные ШПУ ОС-67 и легкой МБР 15А15 / МР УР-100 с установкой в упрочненные ШПУ ОС-84, а также боевого железнодорожного ракетного комплекса с МБР.
В разработку проекта были положены следующие основные принципы: – разработка автономной инерциальной системы управления на базе бортовой цифровой вычислительной машины (БЦВМ) и комплекса командных приборов (ККП) повышенной точности; – создание разделяющейся головной части (РГЧ) с индивидуальным наведением боевых блоков в точки прицеливания; – создание боевых блоков с улучшенными габаритно-массовыми и баллистическими характеристиками, стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ); – разработка комплекса средств преодоления противоракетной обороны (ПРО) противника, включающего в себя ложные цели, работоспособные на всех участках траектории; – эксплуатация ракеты на всех этапах в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), размещение на ТПК всего оборудования и аппаратуры, необходимых при боевом дежурстве и пуске ракеты; – минометный старт ракеты из ТПК, размещаемого в шахтной пусковой установке с запуском двигателей первой ступени ракеты после выхода ее из ТПК.
2 сентября 1969 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина № 712-247 «О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15A14) с выходом на ЛКИ в 1971 г.». Разработку комплекса с МБР вела следующая кооперация предприятий: - КБ "Южное" - ракета и комплекс вцелом; - КБЭМ и КБХА - ДУ ЖРД маршевых ступеней; - ХКБЭлектроприборостроения и НИИПМ - система управления; - НПО "Алтай" и ЦНИРТИ - КСП ПРО; - КБСМ и ЦКБТМ - стартовый комплекс и ШПУ; - ЛНПО "Союз" - ПАД; - ЦКБТМ - КП; - ВНИИЭФ - заряды ББ.
На первом этапе проектирования ракеты 15А14 предполагалось использование на маршевых ступенях такого же подхода как на ранее созданных ракетах семейства Р-36 - т.е. в качестве маршевого двигателя 2-й ступени предполагалось использовангие высотной модификации двигателя 1-й ступени. В результате проектной проработки подобной схемы (6-камерная ДУ на 1-й ступени и 2-х камерная ДУ на 2-й ступени) было принято решение об использовании на 2-й ступени комбинированной двигательной установки разработки КБХА с маршевым и рулевым ЖРД (ист. - Рачук). В декабре 1969 г. подготовлен эскизный проект МБР 15А14 с 4-мя видами боевого оснащения: легкая и тяжелая моноблочные ГЧ, РГЧ ИН и маневрирующая ГЧ. В марте 1970 г. эскизный проект МБР 15А14 был принят (ист. - Задонцев). В августе 1970 г. одобрено предложение о разработке ракетного комплекса с ШПУ повышенной защищенности. В январе 1971 г. начаты экспериментальные бросковые пуски из ТПК на полигоне под Павлоградом (см.ниже).
 Пуск МБР 15А14 с тяжелой моно ГЧ, обработка MilitaryRussia. В некоторых источниках датирован 1972 г. - т.е. как бросковое испытание. | | | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии | Попалось фото хорошее.... | | А чего то намеки...?! Я и источник могу указать...))))))))))))))))Написано так... | | Отрабатывать намеки сложно и не продуктивно))) | | Это боекомплект ЯО авиагруппы - если я правильно понимаю - специзделие для Як-38-х... | | Ну... в статьях обычно указано то, что есть в источниках... | | Дима, личку лень писать, но у тебя в состав боекомплекта вроде не входят 16-18 ядерных РН-28... | | Ну вроде да... видимо я дваненько ею не пользовался... (реально лет 5-6-7)))... | | DIMMI Wrote:Пробовал. Мне не сильно нравятся её результаты... Вручную как-то не... | | Пробовал. Мне не сильно нравятся её результаты... Вручную как-то не так заблурено... | | DIMMI Wrote:Редкое фото. Взято тут: http://photo.qip.ru/users/twilight1708... |
|