Термоядерный заряд второго поколения для стратегических средств доставки усовершенствованной архитектуры с использованием принципа радиационной имплозии. Идея заряда нового типа сформировалась у Ю.А.Трутнева после испытания заряда РДС-37 в ноябре 1955 г. Совместно с Ю. Н. Бабаевым была сформулирована идея усовершенствования радиационной имплозии, которая была теоретически проработана в 1957 г. и практически реализована и испытана в 1958 году в «проекте 49» КБ-11 / ВНИИЭФ под общим научным руководством А.Д.Сахарова.
За эту работу в 1959 году Ю. А. Трутнев и Ю. Н. Бабаев были удостоены Ленинской премии. Заряд «49» разрабатывался в меньшей (по сравнению с РДС-37) весовой категории, но за счет кардинального улучшения физической схемы термоядерного узла по переносу рентгеновского излучения от первичного узла к основному удельное объемное энерговыделение было увеличено в 2,4 раза. Физическая схема заряда оказалась очень удачной, и после модернизации конструкции он был запущен в серийное производство. Новаторские идеи, воплощенные в заряде «49», многократно использовались в дальнейшем, в том числе с заменой первичного узла.
Первое испытание РДС-49 проведено 23.02.1958 г. на полигоне Новая Земля. Следом были подготовлены 5 зарядов разного калибра мегатонного класса по новой схеме, которые прошли испытания осенью 1958 г. Заряд создавался в первую очередь для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7А и в её составе принят на вооружение в 1959 г.
"РДС-49" - неофициальное наименование заряда.
Сравнительное изображение головных частей МБР Р-7А / 8К74 и Р-7 / 8К71, wikimedia.org