MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

ВА-111 Шквал М-5

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс ВА-111 "Шквал", торпеды М-4 / М-5


Реактивная суперкавитирующая прямоидущая торпеда. Разработчик - ГНПП "Регион" (по состоянию на 2012 г. входит в "Корпорацию "Тактическое Ракетное Вооружение").

Предистория. Исследования реактивных торпед с движением в режиме развитой кавитации велись гидродинамической лабораторией ЦАГИ на Ладожском озере по темам "Белка" и "Колонок". В 1956 г. осуществлялись буксировки опытных снарядов на канатной дороге, а в 1957 г. поведение снарядов изучалось в свободном движении. Устойчивое движение снарядов наблюдалось на дальности 500-600 м. Во второй половине 1950-х годов задана разработка реактивной кавитирующей торпеды РКТ-45 калибра 450 мм для оснащения торпедных катеров. По теме РКТ-45 в НИИ-1 Минсельхозмаша СССР под руководством Н.П.Мазурова создан подводный снаряд с РДТТ и диском-кавитатором в головной части. Испытания изделия проводились на канатной дороге на оз.Иссык-Куль. Одновременно велись работы по совмещению РДТТ и системы самонаведения (ССН), главный конструктор А.В.Минаев. Экспериментальное изделие изготовлено с использованием узлов реактивной торпеды РАТ-52, пуски в районе Феодосии показали шумность (звуковое давление) РДТТ на уровне 0,1-0,2 бара.

В НИИ-24 (ныне - ГНПП "Регион") во второй половине 1950-х годов так же пытались создать РДТТ, но в итоге остановились на схеме РДТТ с гидрореагирующим топливом на базе твердого топлива СН-1 (высокометаллизированное топливо на основе магния) для твердотопливного ПВРД. Гидрореагирующее топливо создано при участии НИИПХ (НИИ прикладной химии) - изготовлены варианты шашек диаметром 40, 140 и 196 мм.

Так же существует мнение, что одной из причин разработки реактивной торпеды "Шквал" стала дезинформация об испытаниях в США опытной реактивной торпеды со скоростью подводного хода 200-300 уз.

Разработка реактивной торпеды "Шквал" начата по Постановлению Совмина СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. (о разработке скоростной подводной ракеты "Шквал" со скоростью движения 100 м/с). Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже - НИИПГМ, ныне - ГНПП "Регион"), главный конструктор комплекса - И.Л.Меркулов (позже - с 1967 по 1979 г.г. - бывший заместитель генерального конструктора СКБ-385 В.Р.Серов, еще позже - Е.Д.Раков). Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.


Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 "Шквал" на выставке МВМС-2007, г.Санкт-Петербург, 30.06.2007 г. (автор фото - One half 3544, http://ru.wikipedia.org).
Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 21:29:09 Комментариев: 20 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Gamal Nasser (ex Vladivostok) & Anwar Sadat (ex Sevastopol) seen at St Nazaire
rambo54 2017-01-08 19:29
"Президент французской республики констатировал, что условия для того, чтобы Франция...
PPP 2014-09-03 23:51
author-words Wrote:Вопрос о приостановлении контракта по "Мистралям" Франция рассмотрит...
PPP 2014-03-22 01:19
Вопрос о приостановлении контракта по "Мистралям" Франция рассмотрит в октябреhttp:...
author-words 2014-03-22 01:08
Во Франции начались морские испытания российского десантного корабля-дока05 марта...
PPP 2014-03-06 00:29
"Владивосток" будет достраиваться во Франции на плаву до осени 2014 года, после...
author-words 2014-01-31 16:46
Шубуршун Wrote:Да обычная помесь большого начальника с политиком. Особо усугублённая...
PPP 2013-06-23 11:58
Нашим лакеям от МО и иже с ними при вступлении в должность надо еще и языки ампутировать, а не только мозги.
atalex 2013-06-22 00:03
Зампотыла нашего (бывшего похпомнатовца) распогодило на поступление во Флот головного...
DIMMI 2013-06-21 12:10
Да ну его (начальника, а не корабль) в качель!... Вон он уже рассказывает про обнаружение...
Шубуршун 2013-02-06 18:52