| MilitaryRussia в сети Интернет: LiveJournal Twitter Youtube Blogspot
Интернет-проект MilitaryRussia.ru является независимым научно-популярным исследовательским ресурсом посвященным новейшей истории советской и российской военной техники. Сайт не претендует на 100% достоверность информации и не может обеспечить максимально детальное представление всех возможных типов техники т.к. работа над сайтом ведется в свободное время и бесплатно. Использование информации сайта СМИ и другими ресурсами разрешено с указанием ссылки на источник информации - сайт http://militaryrussia.ru с активным линком.
Internet site MilitaryRussia.ru is an independent scientific and popular research resources devoted to the recent history of the Soviet and Russian weapon systems. The site does not claim to 100% of the information accuracy and can not ensure maximum detailed representation of all the possible types of systems because I work on the site in my free time and free of charge. Use of site information to Media and other resources is certainly allowed with reference to the source of information - site http://militaryrussia.ru with an active link.
Корнев Дмитрий / Kornev Dmitry (автор проекта MilitaryRussia.ru) Телеграм-канал https://t.me/militaryrussiaru | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Система А-35, комплекс "Алдан", ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 GALOSH / SH-01 Система А-35, ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 mod.1 / ABM-1A GALOSH
   
Система ПРО Центрального административно-промышленного района СССР / Москвы. Головной разработчик - ОКБ-30 (до 1962 г. - СКБ-30 КБ-1), главный конструктор системы - Г.В.Кисунько. Ракета создана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне - МКБ "Факел", г.Химки). Постановлением Совмина СССР "Вопросы противоракетной обороны" от 8 апреля 1958 г. намечена разработка боевой системы ПРО А-35. В основе системы ПРО лежали следующие принципы: система ПРО защищает административно-промышленный район, перехват целей осуществляется за пределами атмесферы противоракетами с ядерными БЧ. Исполнители и график работ определены Постановлениями СМ СССР "О системе А-35" от 10 декабря 1959 г. и "О создании системы ПРО Московского промышленного района" от 7 января 1960 г.
- СКБ-30 КБ-1 / ОКБ-30 (Г.В.Кисунько) - система ПРО вцелом, системы наведения ракеты, автопилот и т.д.; - ОКБ-2 МАП (П.Д.Грушин) - противоракета А-350, стартовая и техническая позиции системы ПРО; - НИИ-1011 МСМ - ядерная боевая часть противоракеты А-350.
Согласно предэскизному проекту 1962 г. в состав системы ПРО входили 8 РЛС ДРЛО типа "Дунай-3" с общим полем обзора в 360 град., командно-вычислительный пункт и 32 стрельбовых комплекса (по 8 ПУ - итого 256 ПУ, с ракетами с обычными и ядерными БЧ). Эскизный проект системы А-35 Москвы доработан в июне 1961 г. с учетом испытаний системы ПРО "А", проводившихся в первой половине 1961 г., и защищен осенью 1962 г. В июне 1962 г. в НИИ-1011 защищен эскизный проект боевой части противоракеты А-350Ж. Согласно проекта в состав системы ПРО Москвы должно было входить 8 стрельбовых комплекса, обеспечивался перехват 6 парных целей атакующих Москву в одного или разных направлений. Для отработки компонентов системы одновременно с развертыванием планировалось построить и испытать полигонный комплекс ПРО "Алдан".
 Пуск раннего варианта ракеты 5В61 / А-350Ж / ABM-1 GALOSH с элеронами с газодинамическими двигателями (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) РЮ-1 / СК-1 / 5Ф-48 "Скальп" / изделие Ю-1
  
Противолодочная ядерная бомба / авиационная глубинная бомба с ядерным зарядом разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск), главный конструктор - А.Д. Захаренков. В 1959 г. принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о разработке авиационной термоядерной глубинной бомбы мегатонного класса для поражения подводных лодок в подводном и надводном положении, а также кораблей противника. Разработка противолодочного комплекса с гидросамолетом-носителем и противолодочной бомбой была начата в ответ на принятый в конце 1950-х годов на вооружение подобный авиационнй комплекс в США, а также в связи с развертыванием США ракетной системы с ПЛАРБ типа "Джордж Вашингтон". Первоначально задана разработка бомбы с зарядом конструкции КБ-11 (ВНИИЭФ), но позже разработка заряда была поручена НИИ-1011 (ВНИИТФ).
Впервые в практике НИИ-1011 для ядерного боеприпаса "Скальп" был разработан эскизный проект и состоялась его защита. Отделением испытаний и эксплуатации ЯБП НИИ-1011 (В.И.Просветова) так же впервые была подготовлена схема "прохождения ЯБП при эксплуатации в войсковых частяях Министерства обороны".
17.08.1961 г. вышло Постановление Совмина СССР № 758-324 «О проведении в 1962 г. заводских и зачетных испытаний опытных образцов изделия «Скальп». Основным носителем бомб "Скальп" стал самолет-амфибия Бе-12. Испытания аэродинамических корпусов бомб без ядерного заряда проходили с сентября 1960 г. по октябрь 1963 г. на сухопутном и морском полигонах в Крыму. В ходе испытаний отрабатывались 16 вариантов бомб. Отрабатывалась работа парашютной системы. Спасаемые варианты изделий поднимались со дна момелководного морского полигона с привлечением спасательного судна Черноморского флота. Применялась телеметрическая аппаратура РТС-6 и системы контроля СК, а также аппаратура регистрации параметров движения изделия на подводном участке траектории. В 1964 году проходили совместные испытаниях носителя Бе-12СК "Чайка" и бомб "Скальп".
Бомба с носителем Бе-12СК принята на вооружение в 1964 г. Серийное производство боеприпаса велось ПО «Старт» (г. Заречный Пензенской обл.) с 1965 г.
В 1965-1970 г.г. боеприпасы типа "Скальп" получили на вооружение три противолодочных авиаполка дальнего действия и две противолодочные эскадрильи ВМФ СССР. Позже, на замену бомбе "Скальп" была создана и выпускалась в 1969-1970 г.г. новая авиационная ядерная глубинная бомба РЮ-2 / 8Ф-59 "Скат", которая была универсальной по носителям.  Макет ядерной противолодочной бомбы РЮ-1 / 5Ф-48 "Скальп". Красная и белая полосы означают, что это учебное изделие (фото 2014 г., https://kara-banoff.livejournal.com) | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Изделие 245Н (бомба)
 
Термоядерная (водородная) авиационная бомба большой мощности разработки НИИ-1011 (позже - ВНИИП, ныне - РФЯЦ-ВНИИТФ, Минсредмаш СССР, г.Снежинск). Главный конструктор - К.И.Щелкин, главный конструктор заряда - Л.П.Феоктистов. Годы разработки бомбы - 1956-1957 г.г. Бомба относится к первым боеприпасам разработка которых была поручена НИИ-1011. Это был второй термоядерный заряд разработанный под руководством Л.П.Феоктистова. Заряд оказался на 20% более экономичным, чем аналогичный заряд разработки КБ-11.
Боеприпас стал первой серийной термоядерной авиабомбой для самолетов дальней авиации, которая поступила на вооружение частей ВВС. Заряд выполнен по схеме двустадийного заряда РДС-37, но выполнен на 20% более экономично, чем аналогичный заряд КБ-11. Летные испытания корпуса бомбы не проводились т.к. они были проведены ранее при создании бомбы "изделие 40" (вероятно речь о корпусе РДС-6с).
Испытания бомбы проведены в 1957 г. - вероятно, это первый взрыв-испытание заряда разработки НИИ-1011, которое было проведено на Семипалатинском полигоне 10.04.1957 г. с мощностью 680 кт. Второе испытание - 22.08.1957 г. В последующие годы в корпусе бомбы 245Н производились испытательные взрывы других ядерных зарядов.
Серийное производство изделия 245Н начато в 1957 г. Бомба принята на вооружение в 1958 г. Снята с вооружения в 1972 г.
В некоторых источниках используется наименование "изделие 45" - вероятно, это неофициальное внутреннее название.
 Первая серийная термоядерная авиабомба 245Н в музее ВНИИТФ (https://kara-banoff.livejournal.com/)
| | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-1, ракета 4К-32 / КСЩ / Щука - SS-N-1 SCRUBBER   Противокорабельная крылатая ракета / корабельный самолет-снаряд "Щука" (КСЩ). Самолет-снаряд (ракета) разработана ГосНИИ-642 МОП (в 1957 г. включено как филиал в ОКБ-52 - ныне НПО машиностроения), главный конструктор - М.В.Орлов. Созданию корабельного самолета-снаряда "Щука" предшествовали работы по созданию авиационной реактивной торпеды "Щука". В 1947 г. с целью подготовки к воспроизведению германского опута КБ-2 Минсельхоза СССР начаты испытания германской противокорабельной ракеты Hs.239. Одновременно в США велись подобные же исследования завершившиеся испытаниями в 1948 г. испытаниями авиационной противокорабельной ракеты AUM-N-6 "Puffin", созданной на базе ASM-N-2 "Bat" и, вероятно, также с использованием германских материалов по Hs.239. Испытания германской ракеты КБ-2 пусками с самолета-носителя Ту-2 показали низкую надежность и точность командоного наведения ракеты. От запуска ракеты в серийное производство Hs.239 отказались. Постановлением Совмина СССР от 14 апреля 1948 года №1175-440 КБ-2 (главный конструктор - Д.Л.Томашевич) была задана разработка реактивной авиационной морской торпеды РАМТ-1400 "Щука". В конструкции ракеты есть черты ракеты AUM-N-6 "Puffin", но боевая часть предназначена для поражения корабля в подводную часть борта подобно Hs.239. Самолет-снаряд изначально создавался с радиолокационной системой наведения, но для испытаний использовалось радиокомандное наведение. 27 декабря 1949 года вышло Постановление совмина СССР №5766- 2166 по которому предусматривалась разработка ракеты в двух вариантах - "Щука-А" (РАМТ-1400А) и "Щука-Б" (РАМТ-1400Б) - без радиолокационного визира и с ним. К концу 1949 года главный конструктор сменился на М.В.Орлова (Томашевич был отстранен по непроизводственным мотивам) и ракета вышла на летные испытания. Работы по проекту "Щука- А" были успешно завершены к июлю 1955 года.
Создание морского комплекса с ракетой "Щука" КСЩ 4К-32 начата на базе авиационной ракеты "Щука" в 1953 г. Пусковыми установками ракет предлагалось оснастить эсминцы пр.30бис в ходе модернизации. Разработка комплекса задана Постановлениями Совмина СССР №2541-1222 от 30.12.1954 г. 1 февраля 1955 г. утверждены тактико-технические требования на переоборудование новых эсминцев пр.56 для проведения испытаний ракет "Щука".
Совместные летные испытания ракета проходила на эсминце "Бедовый" пр.56М в 1957-1958 г.г..
Ракетный комплекс принят на вооружение эсминцев / больших ракетных кораблей пр.56М в 1958 г.
В период с 1966 по 1978 годы корабли оснащенные ракетным комплексом прошли переоборудование с демонтажем средств комплекса "Щука". Последний корабль-носитель "Упорный" пр.57бис пошел на модернизацию в 1977 г.  Эсминец "Зоркий" пр.57бис с ракетами П-1 КСЩ во время боевой подготовки в Балтийском море, май 1968 г. (Апальков Ю.В. Эсминцы проектов 56, 57бис и их модификации. М., 2009 г.). | | | | | Комплекс К-23, ракеты Р-23Р (изд.340) и Р-23Т (изд.360) - AA-7 APEX Ракеты Р-24Р (Р-23МР) изд.140 и Р-24Т (Р-23МТ) изд.160 - AA-7B APEX
Ракета разработана в ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне - НПО "Молния"). Принята на вооружение в 1974 году. Применяется на самолетах МиГ-23 (Р-23) и его модификациях (Р-24 - МиГ-23МЛА/П/МЛД) с пусковой установки АПУ-23 / АПУ-23М (Р-24). В учебных целях используются тактические аналоги Т-140Р и Т-160Р. АА-7 (Р-23Р) и АА-8 (Р-60) под МиГ-23МФ польских ВВС. (Крылья Родины. № 11 / 1993) | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный") Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72 Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов. Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Головные части и боевые блоки ракетных комплексов РВСН (МБР и БРСД)
   
Моноблочные головные части: Название | Тип | Ракета-носитель | Комплекс | Хронология | Описание | 46А / РДС-46А
| ГЧ | Р-7 / 8К74 | | 1959 г. | Серийная ГЧ с термоядерным зарядом РДС-46А | корпус ГЧ 8Ф12 / 8Ф12Н | ГЧ | 8К63 | | | Головная часть (источник). Вероятно, "изделие 49". Легкий боевой блок массой 1364 кг. С этой БЧ ракета принята на вооружение в 1959 г. | 8К15 | ГЧ | 8К65 | | | Легкая термоядерная головная часть (источник). Мощность - 2,3 Мт, масса - 1546 кг
| корпус ГЧ 8Ф17 | ГЧ | УР-500 / 8К82 "Протон" | К8К82 | проект | Тяжелая термоядерная БЧ мощностью 150 Мт | корпус ГЧ 8Ф61 | ГЧ | 8К64 | | | (источник) | корпус ГЧ 8Ф112 | ГЧ | 8К66 | | | (источник) | корпус ГЧ 8Ф114 | ГЧ | УР-200 / 8К81 | | | (источник) | корпус ГЧ 8Ф115 | ГЧ | 8К64, 8К65 | | | Легкая ГЧ (источник). Облегченная ГЧ с парашютной системой (?).
| корпус ГЧ 8Ф116 | ГЧ | 8К64, 8К65 | | | Тяжелая ГЧ, масса - 2175 кг, мощность 5 Мт. | корпус ГЧ 8Ф117 | ГЧ | 8К64, 8К65, УР-500 / 8К82
| | | Тяжелая ГЧ (источник). Масса - 2200 кг, мощность 6 / 10 / 15 Мт (по разным данным). По др.данным масса более 12 т.
| РА50 корпус ГЧ 8Ф121 | ГЧ | 8К84 | УР-100 / 8К84 | 19.04.1965 (первый пуск) | Моноблочная легкая ГЧ (источник). Термоядерная БЧ РА50 мощностью 1 Мт разработки НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне ВНИИТФ) | корпус ГЧ 8Ф125 | ГЧ | 8К84 | | | (источник) | АА48-2 корпус ГЧ 8Ф126
| ГЧ | 8К63 | | | Тяжелый термоядерный ББ, мощность - 2.3 Мт, масса - 1680 кг. (источник). Доработанный вариантАА48-2 с улучшенной безопасностью боевого блока (источник)
| корпус ГЧ 8Ф128 | ГЧ | 8К63У | | | Вероятно, вариант ББ 8Ф126 (источник) | корпус ГЧ 8Ф671 | ГЧ | 8К67 (Р-36)
| | | Тяжелая ГЧ (источник) | корпус ГЧ 8Ф672 | ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Легкая ГЧ (источник) | корпус ГЧ 8Ф74 / 8Ф674 | ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Легкая ГЧ (источник). ГЧ испытывалась начиная с первого пуска носителя 28.09.1963 г. Заряд - Р-354-Г (источник) | 8Ф675 / 8Ф675-6000 / 8Ф675-7000 / 8Ф675У
| ГЧ | 8К67 (Р-36) | | | Тяжелая ГЧ (источник). Заряд А-604-Г (источник) | | ГЧ | "Гном" | | | Моноблочная ядерная БЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО, разработка НИИ-108) | корпус ГЧ 15Ф842 ГЧ,15Ф842П1 "Свинец" / 15Ф842П3, 15Ф843 ББ | ГЧ | 8К84, 8К84М | УР-100 / 8К84 УР-100УТТХ / 8К84М | 0.09.1967 г. (первый пуск) | Легкая ГЧ (источник). Длина - 1,45 м, Диаметр - 1,25 м, Масса - 760 / 800 кг. Заряд мощностью 500 кт разработки КБ-11 | корпус ГЧ 15Ф992У | ГЧ | 8К84У | | | (источник) | корпус ГЧ 15Ф1 | ГЧ | 8К98 | | | Корпус ГЧ (источник) | корпус ГЧ 15Ф981 | ГЧ | 8К98 | | | Корпус ГЧ | корпус ГЧ 15Ф982 | ГЧ | 8К98П | | | Корпус ГЧ | корпус ГЧ 15Ф993 | ГЧ | 8К99 | | | Корпус легкой ГЧ (источник) | корпус ГЧ 15Ф141 / 15Ф141-500
| ГЧ | 8К67МА (Р-36) / 15А14 (Р-36М)
| | | Моноблочная тяжелая ГЧ с зарядом мощностью 20 Мт, корпус 15Б85 (источник) | корпус ГЧ 15Ф142 / 15Ф142-500 | ГЧ | 15А14 (Р-36М) | | | Моноблочная легкая ГЧ с зарядом мощностью 8 Мт, корпус 15Б86 (источник) | корпус ГЧ 15Ф156 | ГЧ | 15А15 | | | Легкая моноблочная ГЧ. Серийно не производилась (источник) | корпус ГЧ 15Ф171 / 15Ф172 | ГЧ | 15А18М (Р-36М2) | | | Тяжелая моноблочная ГЧ, платформа 15Ф171 (источник), заряд ВНИИЭФ | корпус ГЧ 15Ф175 / 15Ф175-2 / 15Ф176 | ГЧ | 15А18М (Р-36М2) | | | Легкая моноблочная ГЧ. 15Ф175 - платформа, 15Ф176 - боевой блок (источник), заряд ВНИИЭФ | РА64 корпус ГЧ 15Ф202 | ГЧ | УР-100К / 15А20 | | | Корпус моноблочной ГЧ (источник). Боеприпас РА64 (ВНИИТФ) | корпус ГЧ 15Ф421 | ГЧ | РС-14 / 15Ж42 "Темп-2С" | 15П642 |
| Термоядерная БЧ с комплексом ложных целей, мощность 650-1450 кт, масса БЧ - не менее 650 кг | корпус ГЧ 15Ф483 | ГЧ | 15Ж48 | | | (источник) | АА88 корпус ГЧ 15Ф581
| ГЧ | 15Ж58 "Тополь" | | | Моноблочная ГЧ МБР "Тополь", боеприпас АА88 (источник) | | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) РН202 / 02Н / изделие 202
   
Термоядерная бомба с зарядом двухступенчатого типа с ядерным обжатием по типу РДС-37 сверхвысокой мощности / "бомба большой мощности". После успешного испытания термоядерного заряда РДС-37 возникло несколько предложений по созданию зарядов большой мощности. Работы по ним ускорялись в том числе данными об испытаниях 10-мегатонных термоядерных зарядов в США. В 1955 г. по решению Правительства был создан второй ядерный центр - НИИ-1011 (ныне РФЯЦ-ВНИИТФ) в Челябинске-70 (ныне г. Снежинск), куда была переведена треть сотрудников КБ-11. Тематика работ была идентичной. Новый ядерный центр инициативно предложил проект разработки супербомбы мощностью в 30 Мт (такой мощностью обладало первое термоядерное устройство «Майкл» США, испытанное в 1952 г. на атолле Бикини).
16 декабря 1955 г. в докладной записке Васильева, Щелкина, Забабахина и Гречишникова министру среднего машиностроения о разработке и испытании изделия большой мощности предлагалось произвести летом 1956 г. испытание изделия разработки НИИ-1011 с использованием самолета-носителя М-4. Предлагалось несколько вариантов изделия - в виде бомбы, а также с виде снаряженного изделием самолета М-4, который перед взрывом будет покидать экипаж. Т.к. системы автопилотирования не обеспечивали необходимой точности, а также не было гарантии успешного приземления экипажа в районе полигона Новая Земля от варианта снаряженного изделием самолета отказались. Предполагалось, что вес опытного изделия составит 24-26 тонн при диаметре 2.1 м. Мощность изделия оценивалась в 15-25 Мт. 28 декабря 1955 г. в Президиум ЦК КПСС была направлена записка Завенягина, Жукова, Курчатова и Зернова в которой предлагалось создание заряда большой мощности с использованием принципа атомного обжания (РДС-37) массой 20-26 тонн и мощностью 20-30 Мт. Заряд предлагалось создать к 3-му кварталу 1956 г. и испытать сбросом с самолета М-4 на полигоне на Новой Земле. Для производства заряда предлагалось использовать литий, выпущенный промышленностью для других бомб в течение 1-3 кв. 1956 г. с последующей компенсаций в следующие 3 квартала. Для бомбы предлагалось создать специальный парашют.
Постановлением Совмина СССР №46-31сс "О результатах испытаний изделий РДС-27 и РДС-37, серийном производстве изделия РДС-27, разработке и производстве изделия на принципе атомного обжатия" от 5 января 1956 г. задавалась подготовка в 1956-1960 г.г. выпуска изделий большой мощности, а также подготовка к 3-му кв.1956 г. испытания изделия мощностью 20-30 Мт на объекте "700" (полигон на Новой Земле). Соответствующий самолет-носитель М-4 на массу полезной нагрузки должен был быть подготовлен к этому сроку. Таким образом задавалась разработка будущего изделия 202 в НИИ-1011.
В некоторых источниках используется наименование "изделие 02" - вероятно, это неофициальное внутреннее название.  Бомба РДС-202 / РН202 разработки НИИ-1011 (https://ru.wikipedia.org/) | | | | | ДАННЫЕ НА 2024 г. (стандартное пополнение) Ракета Х-101 - AS-23A KODIAK Ракета Х-102 - AS-23B KODIAK   
Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ "Радуга" с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям - с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (источник, в 1992 г. по данным Jane's) и по данным СМИ завершена к 1995 г.
По западным данным, испытания ракет Х-101 вместе с носителем Ту-95МС начаты в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Летные испытания ракет Х-101 в Ахтубинске продолжались и в 2002 г. (источник).
Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным, серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование "изделие 111" взято из источника Jane's - есть сомнения в его достоверности.
20 марта 2012 г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в 2013 г. и, вероятно, в 2013 г. было начато. 17 ноября 2015 г. состоялось первое боевое применение ракет Х-101 в Сирии, самолеты-носители - Ту-160.
Идентификация индексов ракет - источник | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К4 "Филин", ракета 3Р2 - FROG-1 Ракета 3Р3 "Филин-2" Ракета 3Р4 "Филин-3"
   Тактический подвижный ракетный комплекс / тактическая твердотопливная ракета. Комплекс разработан НИИ-1 (с 1967 г. - Московский институт теплотехники), главный конструктор Н.П.Мазуров. Испытания начаты в 1955 г. Испытания вместе с самоходной пусковой установкой (СПУ) 2П4 с 1957 г. Производство пусковых установок велось на Кировском заводе в 1957-1958 г.г. (всего произведено 36 шт). Комплекс принят в опытную эксплуатацию в 1957 г. под наименованием 2К4, в строевые части не поступал. Комплекс принят на снабжение ВС СССР Постановлением Совмина СССР от 17.08.1958 г., снят со снабжения Постановлением Совмина СССР в феврале 1960 г. в связи с завершением работ по комплексу "Луна".  Установка 2П4 комплекса 2К4 "Филин" на параде на Красной площади в Москве, предположительно 1 мая 1960 г. (http://russianarms.ru). | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Ракета Р-11 / 8А61 "Земля"- SS-1B SCUD-A Ракета Р-11М / 8К11 / 8К11М - SS-1B SCUD-A / KY-01 Ракета Р-11МУ / 8К12 (проект) Ракета Р-150 / Р-170 - экспортное исполнение
    Оперативно-тактическая ракета / ракетный комплекс с оперативно-тактической ракетой. Разработка в НИИ-88 одноступенчатой ракеты 8А61 на высококипящих компонентах топлива со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата по теме НИР Н2 «Исследования вариантов ракет дальнего действия с применением топлив на основе высококипящих окислителей» по Постановлению Совмина СССР №4811-2092 от 4 декабря 1950 г. «О плане опытных работ по наземному реактивному вооружению на IV квартал 1950 года и 1951 год». Разработка велась в ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева (права главного конструктора - М.К.Янгель, ведущий конструктор в 1950-1953 г.г. Синильщиков Евгений Васильевич, с весны 1953 г. - В.П.Макеев). Планировалось, что к концу 1-го кв. 1952 г. будет выполнен подбор оптимальных рецептур топлива на основе высококипящих окислителей и будут проведены их физико-химические исследования, а также будут проанализированы различные варианты ракет и будет обоснован наиболее оптимальный вариант с использованием узлов и агрегатов ракет Р-1 и Р-2, будет подготовлено тактико-техническое задание на ЖРД, эскизный проект ЖРД в соответствии с тактико-техническим заданием, будет разработан эскизный проект ракеты (ист. - Постников). В основе НИР Н2 по ракете на высококипящих компонентах топлива были итоги работ по исследованиям топлив в НИИ-4 Академии артиллерийских наук СССР, которые велись начиная с 1947 г. сотрудниками института А.З. Красновым, В.Н. Кулагиным, И.И. Поляковым, Л.М. Эдмином. В качестве топлива использовался керосин, а в качестве окислителя составы: смесь азотной кислоты с четырёхокисью азота и смесь тетранитрометана с четырёхокисью азота. Испытания показали, что в энергетическом отношении оба окислителя равноценны. Но т.к. тетранитрометан по ряду характеристик (температура замерзания, токсичность и взрывоопасность) уступал азотной кислоте, а его производство в начале 1950-х годов не было обеспечено сырьевой базой, для создания жидкостных баллистических ракет было рекомендовано использовать окислитель на основе азотной кислоты ( ист. - Постников). Ракета создавалась с использованием опыта работ и результатов испытаний, а так же на базе элементов конструкции отечественных аналогов германских ракет V-2 и Wasserfal. Эскизный проект ракеты Р-11 был готов в НИИ-88 30 ноября 1951 г. Разработка проекта ракеты Р-11 и подготовка к серийному производству на заводе СКБ-385 в г.Златоусте Челябинской области в полном объеме начаты по Постановлению Совмина СССР №442-212сс от 13 февраля 1953 г. «О плане опытно-конструкторских работ по ракетам дальнего действия на 1953—1954 гг.». Постановлением установлено техническое задание для проектирования новой баллистической ракеты и определены сроки создания опытной партии ракет в количестве 10 единиц. В качестве головных исполнителей были утверждены НИИ-88 во главе с М.К. Янгелем и СКБ-385, возглавлявшееся Е.М. Ушаковым. Главным конструктором был назначен С.П. Королёв, его заместителями - В.П. Мишин и М.И. Дуплищев. Разработкой основных агрегатов баллистической ракеты занимались коллективы под руководством: А.М. Исаева (двигательная установка); Н.А. Пилюгина (система управления и пусковое электрооборудование); В.П. Бармина (специальное техническое оборудование). Работы над ракетой Р-11 Королев возложил полностью на В.П. Макеева, его заместителем был назначен И.В. Попков. Заместителем по двигательной установке - Е.В. Синильщиков. Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) и другим ветеранам-ракетчикам за помощь в подготовке материалов.
 СПУ 8У218 с ракетой Р-11М / 8К11 на ноябрьском параде на Красной площади в Москве, конец 1950-начало 1960-х годов (http://www.haaretz.co.il/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс К8К82, ракета УР-500 / 8К82 "Протон" - SL-9
   
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) тяжелого класса. Разработка ракеты начата ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в инициативном порядке весной 1961 г. Официальное решение о разработке ракеты принято Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №409-183 от 24 апреля 1962 г. Тактико-технические требования на ракету приняты Министерством обороны СССР решением №Т726 от 17.01.1963 г. Главный ведущий конструктор темы УР-500 на первом этапе - П.А.Ивенсен. С 1962 г. главный конструктор темы - Ю.Н.Труфанов. На проектном этапе непосредственное участие в определении технических параметров ракеты приняли Д.А.Полухин (позже назначен главным ведущим конструктором темы), В.К.Карраск, Г.Д.Дермичев, В.А.Выродов, Э.Т.Радченко, Е.С.Кулага, Н.Н.Миркин, Ю.П.Колоснов, В.Ф.Гусев и А.Т.Тарасов.
Проработки проекта ракеты были начаты еще во второй половине 1961 г. по инициативе В.Челомея в трех вариантах: - межконтинентальная баллистическая ракета тяжелого класса; - глобальная ракета; - ракета-носитель космических аппаратов массой 12-13 тонн;
На начальной стадии разработки проект прошел несколько значительно отличающихся вариантов компоновки ракеты (см.Модификации). В итоге в январе 1962 г. для доработки была выбрана схема с пакетной компоновкой первой ступени. 24 апреля 1962 г. вышло Постановление Совмина СССР (см.выше) о разработке ракеты УР-500 с окончательной компоновкой первой ступени. В мае 1962 г. на базе этого варианта был выпущен аванпроект ракеты УР-500. Эскизный проект ракеты УР-500 завершен в 1963 г. Проектирование УР-500 вцелом завершено к концу 1964 г.
В 1962 г. в НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ) начата разработка боеприпаса со 100-мегатонным зарядом разработки КБ-11 (ВНИИЭФ) для МБР на базе УР-500 (источник). Разработка доведена до эскизного проекта и сборки конструкторского макета. Также НИИ-1011 в 1963 г. разрабатывались боеприпасы для неуправляемой и управляемой орбитальных модификаций МБР. В середине 1960-х годов работы по тяжелым МБР в ОКБ-52 и в смежных организациях-разработчиках БЧ прекращены.
После октября 1964 г. в связи со снятием с должности Н.С.Хрущева проект УР-500 был пересмотрен и разработка боевого варианта ракеты была прекращена. В работе осталась только ракета-носитель космических аппаратов.
 Ракета-носитель УР-500 / 8К82 на старте пуска одного из ИСЗ "Протон", площадка №81 космодрома Байконур, предположительно 16.07.1965 г. (реконструкция фото по кадрам кинохроники, http://militaryrussia.ru, апрель 2014 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-1, ракета Р-11ФМ / 8А61ФМ - SS-N-1 SCUD-A
  
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработка комплекса с баллистической ракетой стартующей с подводной лодки велась по теме НИР "Волна" ОКБ-1 НИИ-88 под общим руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - И.В.Попков. Вероятно, при работе по теме НИР "Волна" учтены результаты экспериментов группы ВМФ СССР контр-адмирала Н.А.Сулимовского, которая в 1952 г. проводила опыты с пусками моделей ракет из сухих и запоненных водой шахт. Тактико-техническое задание на создание комплекса "подводная лодка-носитель - баллистическая ракета" утверждено усилиями главных конструкторов ОКБ-1 С.П.Королева (ракета) и ЦКБ-16 Н.Н.Исанина (лодка) 14 июля 1953 г. (ист. - Гудилин). Определен круг разработчиков: - ОКБ-1 (главный конструктор С.П.Королев, ракета и комплекс вцелом) - ЦКБ-16 (главный конструктор Н.Н.Исанин, лодка-ностель) - НИИ-885 (главный конструктор Н.А.Пилюгин, приборы управления ракеты) - ОКБ-2 НИИ-88 (главный конструктор А.М.Исаев, двигатель ракеты) - ЦКБ-34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк, разработка наземного стенда и пусковой установки) - НИИ-49 (директор - Н.А.Чарин, системы управления) - МНИИ-1 (директор - Э.И.Эллер, системы управления) - завод №402 (директор - Е.П.Егоров, ПО "Севмаш", строительство подводных лодок). Совещание главных конструкторов для координации работ по теме проведено 5 января 1954 г. (ист. - Гудилин).
Постановление Совмина СССР №136-75 ""О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки" вышло 26 января 1954 г. Разработка опытной ПЛРБ на базе ПЛ пр.611 ZULU начата ЦКБ-16 (позже переименовано в ПМБМ "Малахит"), главный конструктор Н.Н.Исанин назначен тем же Постановлением. Постановлением Совмина СССР №1601-892 ри 25 августа 1955 г. начата НИР "Волна" по созданию комплекса и ракеты. В 1955 г. предполагалось кроме опытной лодки создание в перспективе штатной лодки-носителя с 6 ракетами на борту.
Проект подводной лодки В-611 ("Волна"-611) утвержден в сентябре 1954 г. Недостроенная ПЛ пр.611 ZULU Б-67 была переведена Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда с завода №196 "Судомех" (где была заложена 26.03.1953 г. и спущена на воду 05.09.1953 г.) в Молотовск (ныне Северодвинск), где в 1954 г. на заводе №402 была достроена по пр.В-611 (первая ПЛ пр.611 ZULU построенная на заводе №402). Лодка сдана на испытания 11 сентября 1955 г. В документации 1950-х годов наименование комплекса Д-1 не употреблялось. Комплекс Д-1 снят с вооружения в 1967 г.  Первый в мире пуск БРПЛ Р-11ФМ с ПЛРБ Б-67 пр.В-611 ZULU-IV, Белое море, 16 сентября 1955 г. (http://www.energia.ru/). | | | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) РДС-4 "Татьяна" / "Т" РДС-4М
   
Тактическая атомная бомба с зарядом имплозивного типа с фокусирующей системой из обычного взывчатого вещества разработки КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР, ныне - ВНИИЭФ), главный конструктор - Ю.Б. Харитон. Разработчики заряда - К.И. Щелкин, Е.И. Забабахин и В.Ф. Гречишников. Изначально имела индекс РДС-2М / изделие 501-2М.
Постановлением Совета министров ССР №1989-773 от 10.06.1948 г. перед КБ-11 ставилась задача произвести до 1 апреля 1949 г. расчетно-теоретические исследования по возможности создания зарядов РДС-3, РДС-4, РДС-5 и водородного заряда РДС-6. Разработка начата по Постановлению Совмина СССР №3336-1402ссоп от 29.07.1950 г. В то же время в архивных документах в плане работ КБ-11 упоминается и вариант заряда РДС-4М.
Письмом В.А.Малышева, Б.Л.Ванникова и А.П.Завенягина Маленкову от 04 июля 1953 г. (сов.секретно особая папка) сообщалось о докладе Президиуму ЦК КПСС 30.06.1953 г. о работах по созданию бомбы РДС-4 имплозивного типа с рабочим веществом плутоний + уран-235, общей массой 1200 кг, диаметром 820 мм с ожидаемой мощностью 25-28 кт. Сообщалось, что изделие РДС-4 выполняется по той же принципиальной схеме, что и изделие РДС-3, но с использованием урана-235 иной концентрации, а также с уменьшением габаритов изделия. 3 июля 1953 г. на полигон отправлен эшелон с издалиями РДС-4 для проведения испытаний с самолета Ил-28 (источник). Созданный заряд РДС-4 планируется использовать для снаряжения боеголовок ракеты дальнего действия и самолета-снаряда. Испытания бомбы РДС-4 ранее планировалось провести в 1952 г., но в итоге испытания были перенесены на 1953 г. - конструкция заряда РДС-4 была переработана (изменение концентрации урана-235), что позволило поднять ожидаемую мощность бомбы с 17 кт до 25 кт.
Бомба впервые успешно испытана на Семипалатинском полигоне сбросом с самолета-носителя Ил-28 23 агуста 1953 г. Сброшенная с высоты 11000 м бомба взорвалась на высоте 600 м. Мощность взрыва составила 28 кт.
Постановлением Совмина СССР №3044-1304сс от 31.12.1953 г. Сталинская премия за создание изделий РДС-6с, РДС-4 и РДС-5 присуждалась Курчатову И.В., Харитону Ю.Б., щелкину К.И., Духову Н.Л., Забабахину Е.И., Зельдовичу Я.Б. и др.
В источниках встречается идентификация РДС-4 как "изделие 244Н", что является ошибочной идентификацией.
 Бомба РДС-4 в музее (г.Саров, http://www.vniief.ru/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Т-5 / Т-V / изделие 233
  
Первая прямоидущая торпеда с ядерным боезарядом. Разработка торпеды с ядерным боезарядом Т-5 велась НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор", генеральный конструктор - А.М.Борушко) начиная с октября 1953 г. Главный конструктор (по данным ЦНИИ "Гидроприбор" и Колядина) - В.А.Калитаев и, позже, Г.И.Портнов.
Ядерный заряд РДС-9 разрабатывался начиная с 1953 года в КБ-11 Минсредмаша СССР (ныне - ВНИИЭФ) под общим руководством Ю.Б.Харитона. Боевая часть заряда, автоматика - разрабатывались московским филиалом №1 КБ-11 (позже - КБ-25, ныне - ВНИИА), главный конструктор - Н.Л.Духов. Теоретическая проработка заряда велась Е.И.Забабахиным. М.Н.Нечаевым, разработчик заряда - Б.Д.Бондаренко. Конструкторская проработка - отдел №43 В.Ф.Гречишникова, позже - отделы Д.А.Фишмана и Л.А.Есина. Газодинамическая отработка велась под руководством В.К.Боболева. До проведения испытаний заряд и боевая часть прошли цикл газодинамических испытаний. В 1955 г. разработка передана вновь образованному КБ-25 (ныне - ВНИИА) под руководством Н.Л.Духова.
В декабре 1954 г. 6-е управление ВМФ СССР, исходя из того, что торпеда Т-5 будет применяться ПЛ пр.613, 611 и ПЛА пр.627 определило потребность в 80 единиц боеприпасов. 18 июля 1956 г. Главком ВМФ подписал приказ о создании на флотах баз ядерного оружия.
Первое испытание заряда РДС-9 проводилось на Семипалатинском полигоне 19 октября 1954 г. (см. Хронику ядерных испытаний) - испытание не состоялось - взрыв инициирующего ВВ не вызвал реакции деления ядерных материалов (впервые в отечественной истории ядерных испытаний). Первый успешный взрыв заряда РДС-9 выполнен там же 29.07.1955 г.
По Постановлению Совмина СССР от 13.04.1955 г. на полигоне Новая земля 21 сентября 1955 г. проведено испытание ядерного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5 (глубина 12 м, БЗО опущено с тральщика пр.253Л).
В течение 1955-1956 г.г. велись ходовые испытания торпед Т-5. Первая часть испытаниё включая проверку автоматики проходила на оз.Иссык-Куль. Вторая часть испытаний проходила на Ладожском озере. При проведении ходовых испытаний на Ладожском озере в инертном снаряжении в 4 выстрелах из 15 при прохождении примерно половины пути торпеда делала "мешок", преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что равноценно выдаче команды на подрыв. Так же проблемой было обеспечить температурный режим специальной боевой части - от +5 до +25 град.С. в необогреваемых торпедных аппаратах.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2025 г. (стандартное пополнение) Комплекс 2К17, ракета С-5 / ФКР-2 / 4К-95 - SSC-1A SHADDOCK Комплекс 2К17М, ракета С-5М / ФКР-2М / 9М78 - SSC-1A SHADDOCK Фронтовая крылатая ракета с самоходной пусковой установкой. Ракета и комплекс разработаны ОКБ-52 (ныне КБ машиностроения), главный конструктор В.Н.Челомей. Разработка наземного комплекса с применением морской ракеты П-5 начата в 1958 году при поддержке Н.С.Хрущева, которому В.Н.Челомей осенью 1958 г. на полигоне Капустин Яр продемонстрировал эскиз ракеты, стартующей с автомобильной пусковой установки.
В процссе разработки комплекса сложилась следующая кооперация предприятий: ОКБ-52 - головное КБ по комплексу и ракете; НИИ-923 ГКАТ - система управления ракеты; ГСКБ-47 - фугасная боевая часть ракеты; НИИ-125 - заряды РДТТ стартового ускорителя ракеты; Завод № 476 ГКАТ - самоходная пусковая установка; Заводы № 292 (Саратов), №47 (Оренбург) №99 (Улан-Удэ) - серийное производство ракет С-5.
Два прототипа пусковых установок 2П30 на шасси ЗиЛ-135К были впервые показаны на параде на Красной площади в Москве 1 мая 1959 г. Первый испытательный пуск ракет выполнен на полигоне Капустин Яр 21 июля 1960 г. Второй пуск ракеты С-5 проводился через несколько дней в конце июля 1960 г. там же в присутствии Н.С. Хрущева и министра обороны Р.Я.Малиновского.
Этот пуск так описан в литературе: "Восьмиколесный ЗиЛ-135К лихо проехал мимо трибуны с высокими гостями, а затем, круто развернувшись, двинулся по целине на отведенное ему место старта. Пока начальство следило за другими «номерами» программы, стартовая команда, во главе которой был Сергей Хрущев (сын Хрущева), лихорадочно готовила ракету к пуску. И, как на зло, в момент запуска маршевого двигателя дважды отходил бортразъём, соединявший ракету с пусковой. Наконец бортразъём защелкнулся, и ракета успешно стартовала".
Государственные испытания комплекса 2К17 с ракетой С-5 завершились в октябре 1961 г. после пяти пусков ракеты. Фронтовой ракетный комплекс 2К17 с ракетой 4К-95 (ФКР-2) был принят на вооружение Советской Армии Постановлением Совмина СССР № 1182-52 от 30 декабря 1961 г. Ракетный комплекс 2К17 снят в вооружения в 1975 г.
 Пусковые установки 2П30 комплекса 2К17 с ракетами ФКР-2 / С-5 на параде на Красной площади в Москве, 1 мая 1959 г. (фото МО СССР) | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии Дык, если мне память не изменяет, то вся тема в том, что изготовлено корпусов с... | Sierra Wrote:При всем уважении, это бюджетный вариант.... Лепилось много чего.И... | При всем уважении, это бюджетный вариант.... Лепилось много чего. | Тема корректируемого АРС с лазерной полуактивной ГСН сейчас активно разрабатывается.http:... | Я именно об управляемой версии (индекс конечно другой) - что-то такое было в прессе... | Sierra Wrote:Хотя, если мне не изменяет память - это просто не пошедшая модификация... | Можно, при желании, найти.... Хотя, если мне не изменяет память - это просто не... | да... но тогда-то про это не писали... серия статей была в Технике и вооружении... | DIMMI Wrote: но шли разговоры о новом сверхзвуковом ПТУРе с наведением по принципу... | не найду цитату.... это была одна из первых статей про Ми-40.... у меня так же были... |
|