MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Р-16 / 8К64 - SS-7 SADDLER

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета
Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER
Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.

Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива А
К-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.

В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г.

Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод. 

Таким образом сложилась кооперация:
- ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР;
- ОКБ-456 - по маршевым ЖРД;
ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления;
- Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н";
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.

С целью объединения производственных мощностей и ускорения перехода на серийное изготовление ракет ОКБ-586 и завод №586 приняли решение передать экспериментальное производство ОКБ заводу. В августе 1960 г. начались огневые стендовые испытания ступеней ракеты в НИИ-229. При первом испытании 1-й ступени от мощной струи разрушился отбойный лоток стенда, тем не менее пуск был успешным. Ввиду отсутствия времени на ремонт комиссия решила ограничить испытания единственным пуском и, не ремонтируя лоток, приступила к огневым испытаниям на стенде 2-й ступени. После трех испытаний 2-й ступени ракета была допущена к летным испытаниям.

Серийное изготовление ракет 8К64 началось в намеченный правительством срок - в 1961 г. Кроме завода №586 в Днепропетровске ракеты с 1961 г. изготавливал так же завод №166 в Омске (ПО "Полет"). Всего ПО "Полет" было выпущено 330 МБР Р-16 и Р-16У.


Пуск МБР Р-16У с легкой ГЧ из шахтной пусковой установки (фото - КБ "Южное")

 

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:56:59 Комментариев: 22 Читать всю статью

Р-12 / Р-12У - SS-4 SANDAL

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-12 / 8А63 / 8К63 - SS-4 SANDAL
Ракета Р-12У "Двина" / 8К63У
- SS-4 SANDAL

Баллистическая ракета средней дальности. Работа по проектированию ракет на высококипяших компонентах (т.е. жидких при температуре эксплуатации) со сроком хранения в заправленном положении до 1 месяца начата в НИИ-88 по теме НИР Н2 по постановлению Совмина СССР от 4 декабря 1950 г. под общим руководством С.П.Королева. По теме Н2 проводились исследования возможности использования для ракет дальнего действия высококипящих компонентов топлива, в частности азотной кислоты и керосина. С использованием наработок НИИ-88 в инициативном порядке в СКБ-586 под руководством В.С.Будника начата проработка проекта ракеты на высококипящих компонентах в конце 1952 г. Проектирование ракеты велось под использование оснастки, с использованием наработок по ракете Р-5М и практически в её габаритах. В основе работ лежало два постулата: ракета должна иметь автономную систему управления без радиокоррекции и должна длительное время находиться полностью боеготовой в заправленном состоянии. ГАУ Министерства обороны СССР поддержало инициативную разработку.

Постановление Совмина СССР №442-212 от 13 февраля 1953 г. поручало создание ракеты 8А63 СКБ-586. Приказ министра вооружений СССР № 134 о начале работ вышел 20 февраля 1953 г. Тактико-технические требования на ракету 8А63 получены в КБ 14 апреля 1953 г. До 25 декабря 1953 г. защищен эскизный проект ракеты и начато изготовление отдельную её узлов, но финансирование работ СКБ-586 по новой ракете в 1953 г. не осуществлялось. Смежниками СКБ-586 стали: по двигателю - ОКБ-456 (Глушко), по системам управления - НИИ-885 (Пилюгин), по гироскопическим приборам - НИИ-10 (Кузнецов), по стартовой позиции - ГСКБ "Спецмаш" (Бармин).

Отдельная благодарность ABL22 (http://military.tomsk.ru/forum) за помощь в работе над материалом.



Подготовка к пуску с пускового стола ракеты Р-12 (http://www.function.mil.ru).

Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 02:02:04 Комментариев: 71 Читать всю статью

Р-14 / Р-14У - SS-5 SKEAN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-14 / 8К65 - SS-5 SKEAN
Комплекс 8П764 "Чусовая", ракета Р-14У / 8К65У - SS-5 SKEAN



Баллистическая ракета средней дальности. Создана в СКБ-586 генерального конструктора М.К.Янгеля по Постановлению СМ СССР от 02 июля 1958 г. Ракета проектировалась с использованием опыта создания БРСД Р-12 с увеличенной до 3600 км дальностью действия и с улучшенными эксплуатационными возможностями.

В первом квартале 1960 г. выполнены первые горячие проливки ракеты Р-14. С 28 марта по май 1960 г. в Загорском НИИ-229 было проведено четыре стендовых испытания двигателей, прошедшие без особых замечаний. Во втором квартале 1960 экспериментальная отработка Р-14 завершена и начата подготовка к летно-конструкторским испытаниям. Для проведения испытаний на площадке №20 полигона построена техническая позиция, включающая монтажно-испытательный корпус, на площадке №21 оборудована стартовая позиция на два старта. Мишенное поле оборудовано в районе г.Братска. Председателем Госкомиссии назначен генерал-майор А.Г.Мрыкин, техническим руководителем испытаний - заместитель Янгеля В.С.Будник.

Испытания ракеты начаты на Государственном Центральном Полигоне №4 Капустин Яр успешным пуском 6 июня 1960 г. По результатам первого пуска была выявлена ненормальная работа системы перелива окислителя, а в ходе проведения первого этапа летных испытаний обнаружено явление кавитации, приводившее к разрушению ракет на активном участке полета. Проведены доработки конструкции ракеты и 15 февраля 1961 г. успешно завершены летно-конструкторские испытания. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний произведен 21 пуск (22 пуска по др. данным).


Ракета Р-14 / 8К65 на испытаниях (http://rbase.new-factoria.ru).


Ракеты Р-14У / 8К65У на параде на Красной Площади в Москве, 07.11.1967 г. (http://en.wikipedia.org).
Автор: DIMMI Создан: 30.07.2010 23:32:48 Комментариев: 92 Читать всю статью

Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-9А / 8К75 - SS-8 SASIN
Ракета Р-9Б / 8К76


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). После разработки новых типов ядерных зарядов уменьшенной массы, а так же новых более эффективных типов ЖРД в апреле 1958 г. совет главных конструкторов ОКБ-1 обратился к Правительству СССР с предложением о создании МБР Р-9 на топливе кислород-керосин со стартовой массой около 100 т. Первоначально рассматривалось два проекта ракеты - Р-9А (8К75) с использованием топлива кислород-керосин и Р-9Б (8К76) с топливом керосин-азотная кислота. К окончательной разработке ОКБ-1 был принят вариант ракеты Р-9А - основными причинами были высокие энергетические возможности и низкая токсичность компонентов топлива.

Разработка ракеты начата ОКБ-1 (генеральный конструктор - С.П.Королев) по Постановлению Совмина СССР от 13 мая 1959 г. Планируемый срок сдачи ракеты на вооружение - 1961 г. При эскизном проектировании рассматривалось пять принципиальных схем ракеты, обеспечивающих требуемые характеристики при максимально возможной простоте, мобильности и минимально возможной массе конструкции. Эскизный проект ракеты был завершен в октябре 1959 г. К этому времени были выданы и согласованы задания всем смежным организациям, выпущен комплект рабочих чертежей, изготовлена технологическая оснастка и начато изготовление отдельных агрегатов ракеты. В эскизном проекте было также предусмотрено дальнейшее совершенствование характеристик ракеты Р-9.

Летно-конструкторские испытания ракеты начаты на полигоне Байконур пуском 9 апреля 1961 г. - аварийный, взрыв первой ступени. Первый успешный и второй вообще пуск состоялся 21 августа 1961 г. (25 июля 1961 г. по данным Андреева). На первом этапе испытания ракеты велись первым испытательным управлением полигона Байконур, позже испытания были перенесены на площадку №70 полигона.

Серийное производство ракеты велось в г.Куйбышев на авиазаводе №1 (позже - завод "Прогресс") начиная с 1963 г. (ист. - Гудилин). 14 и 15 декабря 1964 г. начата постановка на боевое дежурство первых четырех ракетных полков с ракетами Р-9А с наземным стартом (по два полка в Козельске и Плесецке). 26 декабря 1964 г. поставлен на боевое дежурство первый полк с ракетами в ШПУ (Козельск). 21 июля 1965 г. МБР Р-9А / 8К75 по результатам третьего этапа летно-конструкторских испытаний (источник) принята на вооружение. Всего за все время на вооружении состояло максимум 29 пусковых установок с МБР Р-9А. Последний комплекс с ракетой Р-9А снят с вооружения в 1976 г.


Установка ракеты Р-9А / 8К75 на стартовый стол. Стартовый комплекс "Десна-Н", Байконур, 1961-1963 г.г. (http://www.energia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 02.06.2013 22:35:22 Комментариев: 47 Читать всю статью

Р-7 / 8К71, Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-7 / 8К71 - SS-6 SAPWOOD
Ракета Р-7А / 8К74 - SS-6 SAPWOOD


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / ракета-носитель ИСЗ. Разработка ракеты велась ОКБ-1 под руководством генерального конструктора Сергея Павловича Королева, ведущий конструктор - Д.И.Козлов. 16.12.1949 г. НИИ-88 (С.П.Королев) заказывает в НИИ-4 НИР «Исследование возможности и целесообразности создания составных ракет дальнего действия типа «пакет». НИР выполнялась группой М.К.Тихонравова и была завершена в 1950 г. 4 декабря 1950 г. Постановлением Совмина СССР начата комплексная поисковая НИР «Исследование перспектив создания баллистических ракет дальнего действия (БРДД) различных типов с дальностью 5-10 тыс. км и массой боевой части 1...10 тонн». В НИР участвовали ОКБ-1, ОКБ-456 (В.П.Глушко), НИИ-885 (М.С.Рязанский, Н.А.Пилюгин), НИИ-3, НИИ-4 (А.И.Соколов), ЦИАМ, ЦАГИ (А.А.Дородницын, В.В.Струминский), НИИ-6 (Воротов), НИИ-125 (Б.П.Жуков), НИИ-137 (Костров) и НИИ-504 (Карпов), НИИ-10 (В.И.Кузнецов) и НИИ-49, математический институт им. Стеклова А.Н. В результате выполнения этой НИР была доказана принципиальная возможность создания составных БРДД, работающих на керосине и жидком кислороде, с массой полезной нагрузки 3…5 тонн. В 1951 г. НИИ-4 направило в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты выполненной по пакетной схеме, способной осуществить запуск ИСЗ (ист. - Гудилин).

После испытания в 1953 г. термоядерного заряда РДС-6С, являющегося реализацией идей А.Д.Сахарова (КБ-11), Правительством в 1953-1954 г.г. был поднят вопрос создания заряда такого типа для баллистической ракеты и разработки межконтинентальной ракеты-носителя. Постановлением Совмина СССР от 13 февраля 1953 г. в рамках НИР тема Т-I "Теоретические и экспериментальные исследования по созданию двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 7000-8000 км" ОКБ-1 предписывалось разработать эскизный проект двухступенчатой баллистической ракеты массой 170 тонн с отделяющейся головной частью массой 3000 кг с дальностью действия 8000 км. В октябре 1953 г. проектное задание изменяется - масса боевого заряда увеличивается до 3000 кг (общая масса головной части ракеты - до 5500 кг, расчетная дальность уменьшается до 5500 км) при сохранении дальности полета. В январе 1954 г. состоялось совещание главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко, Б.М. Коноплева, В.И. Кузнецова, Н.А. Пилюгина с участием М.И. Борисенко, К.Д. Бушуева, С.С. Крюкова и В.П. Мишина, на котором обсуждался вопрос о дальнейших работах по ракете в связи с увеличением массы головной части. На совещании было принято решение об использовании унифицированного двигателя сравнительно небольших размеров для всех блоков, ограничении габаритов блоков, допускающих их транспортирование железнодорожным транспортом. Из-за условий эксплуатации пришлось создавать стационарное наземное оборудование с нетрадиционным способом подвески ракеты на специальных отбрасываемых фермах, что позволило не нагружать нижнюю часть ракеты при стоянке и уменьшить ее массу (ист. - Гудилин).

20 мая 1954 г. Совмин СССР принял Постановление о разработке, изготовлении и испытаниях двухступенчатой МБР 8К71, выполненной по пакетной схеме с дальностью действия 8000 км (ист. - Кудряшов). 28 июня 1954 г. принято Постановление Совмина СССР «О плане НИР по специальным изделиям», в котором уточнены содержание, порядок и сроки работ по ракете Р-7. 6 июля 1954 г. был издан Приказ Министра оборонной промышленности СССР о начале работ по проекту создания ракеты.

24 июля 1954 г. ОКБ-1 завершена разработка эскизного проекта МБР 8К71, который был одобрен в конце июля 1954 г. межведомственной комиссией во главе с М.В.Келдышем и 20 ноября 1954 г. одобрен Совмином СССР (ист. - Гудилин). В августе 1954 г. ОКБ-1 выдает смежникам техническое задание на разработку систем и агрегатов ракеты 8К71 (ист.). Теоретический чертеж ракеты Р-7 С.П. Королев утвердил 11 марта 1955 г., а 25 июля 1956 г. были подписаны материалы уточненного эскизного проекта. Разработка конструкторской документации на ракету Р-7 началась еще в 1953 г. (ист.).

Технический проект ракеты Р-7 должен быть представлен в 1-м квартале 1956 г., полигон для испытаний ракеты должен быть подготовлен не позднее апреля 1956 г. , плановый срок начала пристрелочных и зачетных испытаний назначался на 2-й квартал 1957 г. Первый пуск ракеты Р-7 планировалось провести в конце 1956 г. (докладная записка в Президиум ЦК КПСС от 03.02.1956 г. источник).


Ракета Р-7 / 8К71 на стартовом столе на полигоне Байконур, 1957 г. (http://www.energia.ru,обработано).
Автор: DIMMI Создан: 24.06.2013 09:55:39 Комментариев: 16 Читать всю статью

Р-5 / 8А62, Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Р-5 / 8А62 - SS-3 SHISTER
Р-5М / 8К51 - SS-3 SHISTER
 
Баллистическая ракета средней дальности (БРСД). Головной разработчик - ОКБ-1 (с мая 1950 г. подразделение НИИ-88) под руководством  С.П.Королева. В раработке систем ракеты и комплекса участвовали разные КБ - разработка ракеты и комплекса - ОКБ-1, главный конструктор - С.П.Королев, ведущие конструкторы - Д.И.Козлов и И.П.Румянцев; двигатель - ОКБ-456, главный конструктор В.П.Глушко; система управления и наземная проверочно-пусковая аппаратура - НИИ-885,  главный конструктор Н.А.Пилюгин; наземное стартовое и прочее оборудование - ГСКБ "Спецмаш", главный конструктор В.П.Бармин; командные приборы - главный конструктор В.И.Кузнецов. Разработка начата как логическое продолжение работ по проекту ракеты Р-3 в 1951 г. Предложения по созданию новой ракеты представлены в Министерство вооружений СССР С.П.Королевым 20 октября 1951 г. Эскизный проект представлен 30 октября 1951 г. ОКР по созданию ракеты Р-5 задана Постановлением СМ СССР от 13 февраля 1952 г. Изготовление опытных ракет велось опытным производством НИИ-88 - заводом №88. Постановление СМ СССР о проведении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-5 в три этапа вышло 13 февраля 1953 г. - первый и второй этапы, пристрелочный третий этап и зачетные испытания. На стенде филиала №2 НИИ-88 в Загорске в 1953 г. до начала пристрелочных испытаний проведено 4 огневых стендовых испытания ракеты Р-5.


Стартовый комплекс с ракетой Р-5М. Полигон Капустин Яр, видимо, 1956-1958 г.г. (из публикации Министерства обороны к 70-летию полигона, источник).

Автор: DIMMI Создан: 08.09.2009 22:15:54 Комментариев: 49 Читать всю статью

РС-12М Тополь, ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс РС-12М / 15П158.1 / 15П158 "Тополь", ракета РТ-2ПМ / 15Ж58 - SS-25 SICKLE / PL-5


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Предварительная проработка проекта комплекса велась с 1975 г. Московским Институтом Теплотехники (МИТ) под руководством Александра Давидовича Надирадзе на базе МБР "Темп-2С" - SS-16 SINNER и БРСД "Пионер" - SS-20 SABER. Главный конструктор с 1987 г. - Борис Лагутин (по 1993 г.). Разработка МБР "Тополь" для применения в составе ПГРК начата по Постановлению Совмина СССР №544-166 от 20.07.1975 г. Следующее Постановление Совмина СССР о разработке комплекса "Тополь" с МБР на твердом топливе №668-212 вышло 19 июля 1976 г. Постановлениями предусматривалась следующая кооперация предприятий по созданию комплекса:
- МИТ - головной по комплексу и по ракете
- НИИАП - система управления МБР
- ЦКБ "Титан" завода "Баррикады" (г.Волгоград) - разработка самоходной пусковой установки ПГРК
- КБ "Мотор" - специальные машины ПГРК
- Минский автозавод - шасси ПГРК и вспомогательных машин комплекса
- КБ завода "Арсенал" (г.Киев) - прицельное оборудование
- ВНИИЭФ - термоядерный боевой блок

В 1979 г. начата отработка изготовления зарядов для двигателей второй и третьей ступеней ракеты на Павлоградском химическом заводе (источник).

Первый пуск МБР из специально оборудованной ШПУ выполнялся на полигоне Капустин Яр 27 октября 1982 г. Вероятно, одной из задач пуска была проверка работы стартовых систем и выхода ракеты из ТПК с последующим запуском основного двигателя первой ступени. Пуск оказался неудачным. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) МБР 15Ж58 начались пуском из переоборудованной ШПУ на полигоне Плесецк 08 февраля 1983 г. Пуск был полностью успешным. Всего в 1983-1984 г.г. состоялось 12 пусков по программе ЛКИ. Все пуски выполнялись на полигоне Плесецк. Зачетный пуск программы ЛКИ состоялся 20 ноября 1984 г.

Серийное производство ракетного комплекса "Тополь" начато по Постановлению Совмина СССР №1275-3400 от 28.12.1984 г. (ист. - Стратегические ракетные), хотя освоение серийного производства МБР велось Воткинским заводом с конца 1970-х годов. Ракета серийно производилась Воткинским машиностроительным заводом с 1985 г. Самоходные пусковые установки комплекса производились заводом "Баррикады" (г.Волгоград). В 1984 г. началось строительство сооружений стационарного базирование и оборудование маршрутов боевого патрулирования ПГРК. Объекты размещались в тех дивизиях РВСН, где снимались с боевого дежурства МБР РТ-2П, МР-УР-100 и УР-100Н. Одновременно ПГРК комплекс разворачивались в позиционных районах БРСД "Пионер" (ист. - Стратегические ракетные).

На боевое дежурство первый дивизион ПГРК 15П158.1 "Тополь" заступил 23 июля 1985 г. в составе полка РВСН в Йошкар-Оле Марийской АО СССР (источник). До конца 1985 г. на боевое дежурство заступил еще один пол ПГРК (ист. - Стратегические ракетные). Первый полк РВСН с ракетами РС-12М, укомплектованный мобильным полковым командным пунктом "Барьер" (источник), был поставлен на боевое дежурство 28 апреля 1987 г. в районе г. Нижний Тагил и 27 мая 1988 г. на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк с модернизированным мобильным полковым командным пунктом "Гранит" (источник), базирование - г. Иркутск (источник). Комплекс МБР "Тополь" был принят на вооружение РВСН СССР 1 декабря 1988 г. (источник).

С 1997 г. идет постепенная замена МБР РС-12М на МБР РС-12М2 "Тополь-М" и РС-24 "Ярс".


АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" на учениях выпускников Серпуховской военной академии РВСН, публикация 12.12.2013 г. (фото - Константин Семенов, http://tvzvezda.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 03.11.2011 17:27:39 Комментариев: 282 Читать всю статью

РСД-10 Пионер - SS-20 SABER

ДАННЫЕ НА 2023 г.  (стандартное пополнение)
Комплекс 15П645 "Пионер", ракета 15Ж45 / РСД-10/ РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П645К "Пионер-К" / "Пионер-М", ракета 15Ж45 / 15Ж46 (?) / РСД-10 / РТ-21М - SS-20 SABER mod.1
Комплекс 15П653 "Пионер-УТТХ" / "Пионер-2", ракета 15Ж53, 15Ж54 / РСД-10УТТХ - SS-20 SABER mod.2

Комплекс 15П656 "Горн", ракета 15Ж56

Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс разработан Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - А.Д.Надирадзе с использованием опыта создания и на базе ПГРК "Темп-2С" / SS-X-16. Ракета 15Ж45 создана на базе 1-й и 2-й ступеней мобильной МБР "Темп-2С". Тема ОКР по созданию ПГРК носила название "15К645 "Пионер". Работа над комплексом начата в 1971 г. 

Комплекс предназначен для поражения стратегически важных стационарных объектов на дальности от 600 до 5000 км.

Разработка комплекса начата по Постановлению Совмина СССР №280-95 вышло 28 апреля 1973 г. о разработке комплекса "Пионер" кооперацией предприятий, работавших по созданию комплекса МБР "Темп-2С". Постановлением предусматривалось создание БРСД с РГЧ ИН на базе 1-й и 2-й ступеней МБР "Темп-2С". Срок начала совместных летных испытаний устанавливался - второй квартал 1974 г.

Кооперация разработчиков:
- МИТ - головной разработчик комплекса, разработка ракеты
- ЦКБ "Титан" (г.Волгоград) - СПУ и машины обеспечения комплекса
КБ Минского автозавода (г.Минск) - шасси СПУ
- НПО "Союз" (г.Люберцы) - заряды маршевых РДТТ из смесевого топлива
- НПО автоматики и приборостроения (г.Москва) - система управления комплекса
- КБ-1 ВНИИЭФ - головной разработчик боевого оснащения ракет 15Ж45

В декабре 1973 г. выпущен эскизный проект комплекса, который был успешно защищен  в 1-м квартале 1974 г. Начата наземная отработка элементов конструкции ракеты. Оборудование комплекса, агрегаты наземного оборудования, структура боевых подразделений, схема и средства боевого управления, порядок несения боевого дежурства и повседневной эксплуатации были заимствованы от комплекса с МБР “Темп-2С”.


СПУ 15У106 комплекса 15П645 "Пионер" - SS-20 SABER в предстартовом положении (обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.).
Автор: DIMMI Создан: 31.07.2010 00:03:08 Комментариев: 409 Читать всю статью

МИОМ 15М69 / 15М69М

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Агрегат 15М69 МИОМ
Агрегат 15М69М МИОМ-М



Машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ) инженерных частей РВСН. Агрегат разработан и производится ЦКБ "Титан" (г.Волгоград). Выполняет свои задачи в составе ПГРК "Ярс" или "Тополь-М", а так же самостоятельно. МИОМ 15М69 принята на вооружение и с 2009 г. поступает в РВСН. К июлю 2012 г. инженерные подразделения Тейковского ракетного соединения полностью укомплектовано подобными агрегатами. В дальнейшем МИОМы поступят в Иркутское и Новосибирское ракетные соединения РВСН.

Согласно сообщению на сайте Минобороны России в декабре 2012 г. на базе 1-го государственного испытательного полигона Министерства обороны Российской Федерации (космодром «Плесецк») прошли успешные Государственные испытания модернизированной машины МИОМ-М. Модернизация МИОМ проведена по нескольким направлениям — как узлов самого агрегата (коробки передач, электроустановки), так и применяемых средств имитации – на машине будут использоваться надувные макеты различного назначения. Первые образцы машин МИОМ-М поставлены в январе-феврале 2013 г. в Тейковское ракетое соединение.


Одно из первых фото в СМИ МИОМ 15М69, опубликовано в апреле 2011 г. (http://pressa-rvsn.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 08.10.2012 13:34:38 Комментариев: 3 Читать всю статью

Р-36 / 8К67 - SS-9 SCARP

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 8П767, ракета Р-36 / 8К67 - SS-9 mod.1 / mod.2 SCARP
Комплекс 8П767П, ракета Р-36П / 8К67П - SS-9 mod.4 SCARP


Тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) второго поколения. Ракета разработана ОКБ-586 (с 1966 г. - КБ "Южное", г.Днепропетровск, генеральный конструктор - М.К.Янгель). После появления в США тяжелой МБР "Титан-2" ОКБ-586 в первой половине 1961 года вышло с инициативой создания новой тяжелой МБР на базе МБР Р-16 с превосходящими "Титан-2" характеристиками. Разработка ракеты была задана Постановлением Совмина СССР №346-160ссов “О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов” от 16.04.1962 г. Постановление давало старт разработке трех вариантов ракеты: межконтинентальному, орбитальному и космическому. В качестве МБР с двумя типами специальных зарядов Р-36 должна была иметь дальность 12000 км с тяжелой БЧ и 16000 км с легкой БЧ. Планировалось начать летные испытания МБР Р-36 в 4-м кв. 1963 года, а испытания орбитального варианта ракеты начать в 3-м кв. 1964 года (ист. - Горбулин). Решения апрельского Постановления были конкретизированы в Постановлении Совмина СССР №1021-436сс от 12.05.1962 г. Ведущим конструктором ракеты назначен заместитель генерального конструктора КБ "Южное" М.И.Галась. 

При создании МБР Р-36 создавалась следующая кооперация предприятий:
ОКБ-586 - комплекс 8П767 вцелом, ракета и рулевые двигатели маршевых ступеней
- завод №586 - изготовление ракет для экспериментальной отработки и последующей серии
- ОКБ-456 - маршевые двигателеи обоих ступеней
- НИИ-692 ("Хартрон") - система управления ракетой и наземная проверочно-пусковая аппаратура
- НИИ-885 - система радиокоррекции
- НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова) - командные гироприборы
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - специальные заряды и автоматика головных частей
- ОКБ-586 - комплекс средств преодоления ПРО
- ЦКБ-34 - шахтная пусковая установка и командный пункт ракетного комплекса
- КБТХМ - система заправки ракетного комплекса
- НИИАП - система боевого управления

Основные особенности тяжелой МБР Р-36 / 8К67:
- два типа моноблочных ГЧ с комплексом средств преодоления ПРО (КСП ПРО);
- автономная система управления позволяющая выполнить удаленное управление пуском ракет из ШПУ  с доворотом ракет на нужный азимут после выхода из ШПУ, что обеспечивает прицеливание ракет по любому азимуту;
- использование в качестве окислителя азотного тертоксида;
- плотная компоновка топливного отсека 2-й ступени - единый топливный отсек с разделением окислителя и горючего промежуточным днищем;
- применение прессованных химфрезетованных панелей и пустотелых шпангоутов в конструкции топливных баков обеспечило экономию массы;
- выполнен горячий наддут топливных баков из газогенераторов, работающих на компонентах основного топлива;
- для исключения невесомости запуск маршевого двигателя 2-й ступени производится при заранее запущенном рулевом двигателе ступени;
- за счет ампулизации топливной системы обеспечен большой срок хранения и высокая боеготовность ракеты;
- повышена выживаемость ракетного комплекса при первом ударе за счет рассредоточения ШПУ типа ОС.

Постановлениями задавалось создание тяжелой МБР с комбинированной системой управления - автомномной инерциальной с радиокоррекцией. Ракета предназначалась для поражения особо важных целей мощными термоядерными зарядами, применяемыми в сочетании с комплексом средств преодоления ПРО противника. До 1965 г. МБР создавалась в конкуренции с тяжелой МБР УР-200 ОКБ-52 Челомея. При проектировании ракеты использовался ряд конструктивных решений, отработанных и проверенных на тяжелых ракетах первого поколения Р-16 и Р-16У, а также на ракете Р-26. Предполагалось применять ракеты из групповых ШПУ - в 1963 году такой вариант развертывания был отвергнут и на полигоне Байконур началось строительство одиночных ШПУ типа ОС.


Один из первых пусков ракеты Р-36 комплекса 8К67 / SS-9 SCARP с легкой ГЧ с наземного стартового стола
(обработка MilitaryRussia.ru)
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2021 18:48:10 Комментариев: 0 Читать всю статью

АСБУ Сигнал (I-е поколение АСБУ)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
АСБУ "Сигнал" (I-е поколение АСБУ)


Система боевого управления РВСН 1-го поколения. Головной разработчик системы - НИИ-101 ГКРЭ при Совете Министров СССР, главный конструктор - В.Я. Кравец (с мая 1963 г. - В.С.Семенихин)В связи с повышенными требованиями к АСУ «Сигнал» разработка ее аппаратуры была задана на конкурсных началах так же ОКБ Ленинградского Политехнического Института (ЛПИ, позже - НПО "Импульс", главный конструктор Т.Н. Соколов).

Историческая справка:
Управление первыми ракетными частями осуществлялось командующим и Штабом артиллерии Советской Армии (1946-1955 г.г.). С усилением роли ракетной техники в 1955 году создается Штаб реактивных частей, который подчинялся заместителю министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике. К 1959 году Штаб реактивных частей накопил  опыт управления частями ракетной техники и с формированием в 1960 г. ракетных войск стратегического назначения (РВСН) сложились предпосылки создания системы управления в которую включались органы и пункты управления в стратегическом, оперативном и тактическом звеньях, автоматизированные системы управления и системы связи. Основным органом управления РВСН стал Главный штаб РВСН. 

Для передачи команд управления использовались типичные для того времени технологии - телефон, телеграф, телетайп. В августе 1960 года под руководством начальника Главного штаба Ракетных войск генерал-полковника М.А. Никольского проведено учение с одной из ракетных дивизий, которое показало необходимость срочной разработки и внедрения средств автоматизации управления, особенно в звене центральный командный пункт ракетных войск – полк. 
15 января 1960 г. в Оперативном управлении ГШ РВСН создается 6-й отдел (автоматизации управления войсками) в составе 5 офицеров и 2 служащих. Начальником отдела назначается полковник М.З. Кузьмин.

Постановка задачи разработки АСУ:
В 1961 году Оперативным управлением ГШ РВ совместно с НИИ-4 МО разработаны принципы построения системы автоматизированной передачи приказов постоянной боевой готовности и сбора докладов с наглядным их отображением. В начале 1962 года НИИ-4 МО были изготовлены экспериментальные образцы основных звеньев управления, которые прошли испытания в войсках. В этом же году были разработаны и выданы промышленности первые тактико-технические требования на разработку системы «Сигнал», утвержденные главнокомандующим Ракетными войсками Маршалом Советского Союза С.С. Бирюзовым. В этой работе активная роль принадлежала начальнику 6-го отдела автоматизации полковнику М.З. Кузьмину и офицеру отдела капитану А.С. Дубовицкому. На основе испытаний экспериментальных образцов аппаратуры 29 сентября 1962 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление о разработке автоматизированной системы управления РВСН (шифр «Сигнал»). Головным разработчиком аппаратуры системы был определен НИИ-101 ГКРЭ при Совете Министров СССР, главным конструктором системы назначен В.Я. Кравец (с мая 1963 г. - В.С.Семенихин, НИИ-101). НИИ-4 МО стал головным исполнителем по разработке системы связи для АСУ «Сигнал» и документов по ее боевому применению. Для контроля за разработкой и изготовлением аппаратуры системы в составе ГУРВО был создан отдел автоматизированных систем управления (начальник отдела инженер-полковник А.Н. Сапожников). Соисполнителем по разработке информационно-логических устройств (ИЛУ) для звеньев управления АСУ на конкурсной основе стало ОКБ ЛПИ (главный конструктор ИЛУ и заместитель главного конструктора АСБУ - Т.Н.Соколов).


Пульты системы боевого управления РВСН "Сигнал-А" (источник)

 

Автор: DIMMI Создан: 22.12.2022 13:02:58 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система А-135 ракета А-925 / 51Т6 - ABM-4 GORGON

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система ПРО А-135 "Амур-П" / 5Ж60П, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON / SH-11
Система ПРО А-135 / РТЦ-181 / "Амур" / 5Ж60, ракета А-925 / 51Т6 / 5В51 - ABM-4 GORGON


Многоканальная система ПРО Центрального промышленного района / Москвы - развитие комплекса ПРО А-35. Проработка модернизированного варианта системы ПРО А-35 - системы А-35М велась НИО-4 ОКБ-30 под руководством Г.В.Кисунько до его отстранения в 1975 г. Параллельно с Кисунько работы по предварительному обоснованию создания новой системы ПРО второго поколения начаты группой Минрадиопрома СССР под руководством А.Г.Басистова по указанию министра В.Д.Калмыкова в конце 1968 г. К концу 1969 г. концепция двухэшелонной системы ПРО в общих чертах согласована с Министерством Обороны СССР. Предполагалось применение противоракет с ядерными БЧ. В 1970 г. тематика ПРО полностью перешла под контроль Минрадиопрома СССР - 17 января 1970 г. образовано специализированное ЦНПО "Вымпел" (ПРО, системы предупреждения  о ракетном нападении и контроля космического пространства), руководитель научно-технического центра ЦНПО "Вымпел" - А.Г.Басистов. Проработка системы в НТЦ ЦНПО "Вымпел" велась по теме НИР "Фон-1".

Постановление СМ СССР №376-119 о создании системы ПРО А-135 со стрельбовым комплексом дальнего перехвата "Амур" и полигонным опытным образцом "Амур-П" вышло 10 июня 1971 г. Проект системы А-135 разработан ЦНПО "Вымпел" в 1971 г. под руководством А.Г.Басистова. Проектом предусматривалось создание трех стрельбовых комплексов "Амур" на расстоянии 600-800 км от Москвы и трех комплексов ближнего перехвата системы С-225, что позволило бы минимизировать ущерб от использования в дальнем эшелоне ПРО противоракет с ядерными БЧ и повысить надежность перехвата атакующих боеголовок. В декабре 1971 г. завершен аванпроект системы А-135 (НИИ радиоприборостроения - НИИРП - Минрадиопрома СССР), аванпроект стрельбового комплекса "Амур" (НТЦ ЦНПО "Вымпел", главный конструктор - А.Г.Басистов). Разработка противоракеты А-925 / 51Т6 поручена МКБ "Факел", главный конструктор  - П.Д.Грушин. Заместителем главного конструктора системы ПРО А-135 по системе наведения противоракет был Голубев О.В.


Памятник с электро-весовым макетом ракеты А-925 / 51Т6 пос.Софрино-1 под Москвой, 28.12.2011 г. (Дмитрий, http://d-a-ck9.livejournal.com).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 16:15:48 Комментариев: 164 Читать всю статью

Система А-135 Амур, ракета 5Я26 / ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3 GAZELLE (2)

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение, v.2)
Система ПРО А-135, комплекс 5Ж60П "Амур-П", ракета 5Я26 / ПРС-1 - ABM-X-3A / SH-08
Система ПРО А-135 / РТЦ-181, комплекс 5Ж60 "Амур", ракета ПРС-1 / 53Т6 - ABM-3A GAZELLE / SH-08М
Система ПРО А-235 / РТЦ-181М, ракета ПРС-1М / 53Т6М


Атмосферная высокоскоростная противоракета ближнего эшелона системы ПРО А-135. Разработка ракеты велась ОКБ-8 / ОКБ "Новатор" под  руководством Льва Вениаминовича Люльева (позже главный конструктор Павел Камнев) начиная с 1967 г. для системы объектовой ПРО С-225. После заключения Договора по ПРО в 1972 г. аванпроект системы ПРО А-135 перепроектирован НТЦ ЦНПО "Вымпел" (главный конструктор А.Г.Басистов). В состав системы ПРО вместо комплекса ПРО С-225 введен  ближний эшелон с ракетами 5Я26 системы С-225. Соответственно, ракета 5Я26 введена в состав стрельбового комплекса "Амур" системы А-135. В конце 1973 г. проект системы ПРО А-135 с ракетами ПРС-1 / 53Т6 (новый индекс ракеты 5Я26) утвержден заказчиком - Министерством обороны СССР.

В период 1973 -1978 г.г. ракета 5Я26 проходила испытания в составе опытного комплекса ПРО С-225. Первый бросковый пуск ракеты в рамках испытаний для комплекса "Азов" системы С-225 проведен на площадке №35  ("Этилен", в/ч 03145) 10-го Государственного Научно-Исследовательского полигона Сары-Шаган 27 ноября 1973 г. Заводские испытания ракеты на средствах комплекса "Азов"  системы С-225 начаты в 1978 г. Испытания завершены успешным поражением 28 апреля 1984 г. баллистической цели - ракеты 8К65 - промах составил 50 м на дальности 40 км. Это был последний пуск ПРС-1 средствами комплекса С-225.

В июле 1979 г. на 35-й площадке средствами комплекса "Амур-П" системы А-135 произведен первый бросковый пуск противоракеты ближнего перехвата ПРС-1 / 53Т6 (SH-08). Первый пуск ракеты 53Т6 в замкнутом контуре управления выполнен в июле 1981 г. 18 июня 1982 г. две противоракеты системы 5Ж60П "Амур-П" на полигоне Сары-Шаган совершили перехват баллистических ракет РСД-10 / SS-20 (запущена с полигона Капустин Яр) и БРПЛ Р-29 (запущена с ПЛАРБ Северного Флота).

Заводские полигонные испытания комплекса А-135 с аппаратурой первого этапа начаты в ноябре 1982 г. и завершены в марте 1984 г. (проведено в т.ч. 5 пусков ракет 53Т6 в т.ч.4 в замкнутом контуре управления). В 1984 г. противоракета ПРС-1 / 53Т6 официально включена в состав системы ПРО А-135. С середины 1980-х годов (по западным данным) ракеты 53Т6 начали заменять ABM-1 системы ПРО Москвы. Испытания системы А-135 "Амур-П" с аппаратурой второго этапа проводились с марта по октябрь 1987 г. (в т.ч. проведено 5 пусков 53Т6). После некоторых доработок системы проведен еще один этап контрольных испытаний полигонного образца - январь-июль 1988 г. (в т.ч. выполнено 3 пуска 53Т6).


Ракета 53Т6 / ПРС-1 / ABM-3 GAZELLE в украинском музее ракетной техники, 2019 г. (http://www.russianarms.ru/)
Автор: DIMMI Создан: 03.01.2017 14:49:31 Комментариев: 0 Читать всю статью

Система А-35 Алдан, ракета А-350Ж / 5В61 - ABM-1 GALOSH

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система А-35, комплекс "Алдан", ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 GALOSH / SH-01
Система А-35, ракета В-1100 / А-350Ж / 5В61 / УР-96 - ABM-1 mod.1 / ABM-1A GALOSH


Система ПРО Центрального административно-промышленного района СССР / Москвы. Головной разработчик - ОКБ-30 (до 1962 г. - СКБ-30 КБ-1), главный конструктор системы - Г.В.Кисунько. Ракета создана в ОКБ-2 под руководством П.Д.Грушина (ныне - МКБ "Факел", г.Екатеринбург). Постановлением Совмина СССР "Вопросы противоракетной обороны" от 8 апреля 1958 г. намечена разработка боевой системы ПРО А-35. В основе системы ПРО лежали следующие принципы: система ПРО защищает административно-промышленный район, перехват целей осуществляется за пределами атмесферы противоракетами с ядерными БЧ. Исполнители и график работ определены Постановлениями СМ СССР "О системе А-35" от 10 декабря 1959 г. и "О создании системы ПРО Московского промышленного района" от 7 января 1960 г.

- СКБ-30 КБ-1 / ОКБ-30 (Г.В.Кисунько) - система ПРО вцелом, системы наведения ракеты, автопилот и т.д.;
- ОКБ-2 МАП (П.Д.Грушин) - противоракета А-350, стартовая и техническая позиции системы ПРО;
- НИИ-1011 МСМ - ядерная боевая часть противоракеты А-350.

Согласно предэскизному проекту 1962 г. в состав системы ПРО входили 8 РЛС ДРЛО типа "Дунай-3" с общим полем обзора в 360 град., командно-вычислительный пункт и 32 стрельбовых комплекса (по 8 ПУ - итого 256 ПУ, с ракетами с обычными и ядерными БЧ). Эскизный проект системы А-35 Москвы доработан в июне 1961 г. с учетом испытаний системы ПРО "А", проводившихся в первой половине 1961 г., и защищен осенью 1962 г. В июне 1962 г. в НИИ-1011 защищен эскизный проект боевой части противоракеты А-350Ж. Согласно проекта в состав системы ПРО Москвы должно было входить 8 стрельбовых комплекса, обеспечивался перехват 6 парных целей атакующих Москву в одного или разных направлений. Для отработки компонентов системы одновременно с развертыванием планировалось построить и испытать полигонный комплекс ПРО "Алдан".


Пуск раннего варианта ракеты 5В61 / А-350Ж / ABM-1 GALOSH с элеронами с газодинамическими двигателями (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 15:48:57 Комментариев: 282 Читать всю статью

Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П018, ракета Р-36М1 / Р-36М УТТХ / 15А18 / РС-20Б - SS-18 mod.4 SATAN

Межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Комплекс и ракета разработаны в Конструкторском Бюро "Южное" (г. Днепропетровск, Украина), ведущий конструктор - С.И. Ус. Разработка комплекса 15П018 задана Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 16 августа 1976 г. в рамках совершенствования ранее разработанного комплекса 15П014 с тяжелой жидкостной МБР Р-36М / 15А14 за счет использования новой боевой ступени и нового боевого оснащения. Новая МБР предназначалась для поражения 10 боеголовками одной ракеты важных высокопрочных малоразмерных целей расположенных на площади до 300 000 кв.км в условиях современной противоракетной обороны. Пусковой комплекс 15П018 для новой МБР был выполнен КБСМ с усиленной защищенностью от ПФЯВ. Эскизный проект комплекса представлен к защите в декабре 1976 г. 

Повышение эффективности ракетного комплекса 15П018 по сравнению с комплексом 15П014 обеспечивалось:
- повышением точности стрельбы в 2-3 раза
- увеличением мощности зарядов боевых блоков (ББ)
- увеличением района разведения ББ
- применением ШПУ и КП высокой защищенности
- повышением надежности доведения команд на пуск до ШПУ.

При разработке комплекса сложилась следующая кооперация предприятий:
КБ "Южное" (г. Днепропетровск) - головное КБ по ракете и комплексу; 
ПО Южный Машиностроительный Завод (г. Днепропетровск) - производство ракет;

ПО "Авангард" - изготовитление транспортно-пускового контейнера;
КБ Электроприборостроения ("Хартрон") - разработка системы управления ракеты;
НПО "Ротор" - разработка комплекса командных приборов;
КБ завода "Арсенал" - разработка системы прицеливания;
КБ "Энергомаш" - разработка двигателя первой ступени ракеты;
КБ Химавтоматики (ОКБ-154) - разработка двигателя второй ступени ракеты;
КБСМ - разработка боевого стартового комплекса;
ЦКБТМ - разработка командного пункта;
ГОКБ "Прожектор" - разработка системы электроснабжения;
НПО "Импульс" - разработка системы дистанционного управления и контроля;
КБТХМ - разработка системы заправки

Серийное производство ракет 15А18 было начато ПО "Южный машиностроительный завод" в г. Днепропетровске (Украина) в 1977 г.

Летно-конструкторские испытания ракеты 15А18 начаты пуском 31 октября 1977 года из ШПУ на полигоне Байконур и закончились 27 ноября 1979 года. В ходе летных испытаний 5 НИИП в Байконуре выполнено 19 пусков (в т.ч. 17 успешных). Причинами двух отказов явились потеря устойчивости первой ступени из-за выхода из строя рулевой машины и потеря устойчивости боевой ступени из-за неполного ее отделения от второй ступени (наличие механической связи после команды отделения). Причины недостатков были устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего в процессе испытаний и эксплуатации МБР проведено 62 пуска, из них 56 - успешных. Фактическая полетная надежность ракеты с учетом доработок на этапе летных испытаний и с учетом обеспечения качества изготовления составляет 0,965.


Шахтная пусковая установка комплекса 15П018 с МБР 15А18 / Р-36М УТТХ (http://kbsm.su/)
Автор: DIMMI Создан: 21.11.2022 22:01:48 Комментариев: 1 Читать всю статью

Система С-225 Азов, ракета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Система С-225, комплекс "Азов", р
акета 5Я27 / В-825 - ABM-X-3B


Противоракета заатмосферного перехвата в составе комплекса объектовой противоракетной обороны "Азов" системы ПРО С-225. Постановлением Совмина СССР №660-270 от 29 июня 1962 г. и Постановлением №499-174 от 4 мая 1963 г. создание системы зенитного управляемого оружия С-225 поручено КБ-1 Минрадиопрома и ОКБ-2 Минавиапрома СССР. Разработка обновленного проекта системы ПРО начата КБ-1 в июне 1962 г. под руководством Т.Р.Брахмана и К.К.Капустяна.

Комплекс С-225 был предложен в качестве альтернативы разработкам ОКБ-30 (А-35 - ABM-1 GALOSH). Ракету с твердотопливным ПВРД было решено заменить более скоростной двухступенчатой твердотопливной ракетой В-758. Проектирование ракеты В-758 в 1964 г. начато ОКБ-2 (МКБ "Факел"), генеральный конструктор П.Д.Грушин.

В 1965 г. СБ-32 КБ-1 выпущен новый эскизный проект системы С-225 с двумя эшелонами перехвата и новыми ракетами - средним эшелоном с ракетой В-825 и ближним эшелоном с ракетой В-758.  В этом проекте впервые предусматривалось использование ракеты средней дальности перехвата с ЖРД на второй ступени - В-825, разработка которой велась ОКБ-2 П.Д.Грушина, 
ведущий конструктор - В.А.Федулов (с 04 марта 1969 г. - В.Е.Слобода).

Согласно эскизного проекта 1965 г., система С-225 предназначалась для обороны приграничных и приморских объектов от ограниченного удара баллистических ракет. Считалось целесообразным построение системы из группы одноканальных огневых комплексов, объединенных общим управлениям и получающих внешнее целеуказание. Относительно малые дальности перехвата баллистических ракет позволяли использовать РЛС с относительно умеренным потенциалом и ракеты с ограниченной массой. Всё это позволяло создать систему С-225 в виде комплекса перевозимых средств. Возможность перехвата баллистичекой цели в атмосфере позволяла решить задачу селекции боеголовки среди ложных целей (ист. - Система зенитного..).

Проектирование ракеты 5Я27 (индекс заказчика) / В-825 (конструкторский индекс) начато в 1964 г. Эскизный проект ракеты завершен к июлю 1964 г. В ноябре 1965 г. под новый эскизный проект системы С-225 с двумя эшелонами перехвата - средним (ракета 5Я27) и ближним (5Я26) - эскизный проект противоракеты откорректирован. Система С-225 стала именоваться противоракетно-противосамолетной, а ракетами 5Я27 / В-825 предполагалось поражать как аэродинамические так и баллистические цели.

Проект ракеты был существенно изменен. После этого была начата разработка технической документации. Производство первых образцов ракет для испытаний велось опытным производством МКБ "Факел". Освоение серийного производство ракеты начато на Долгопрудненском машиностроительном заводе в 1969 г. Серийное производство продолжалось до 1973 г., выпущено около 20 ракет.

Особая благодарность "vuv" (http://militaryrussia.ru/forum/) и другим ветеранам испытаний С-225 за помощь в работе над материалом.

Противоракета 5Я27 МКБ "Факел" комплекса С-225 (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)

 

Автор: DIMMI Создан: 05.03.2023 21:38:00 Комментариев: 1 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D - статус, экспорт, источники

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
 

Ракета Hwasong-5 на СПУ типа 9П117М SCUD-B на параде в Пхеньяне, 15 апреля 2012 г. (фото из архива Boaz Guttman, http://www.flickr.com
Автор: DIMMI Создан: 20.04.2009 19:43:08 Комментариев: 55 Читать всю статью

УР-200 / 8К81, УР-200А / 8К83 - SS-X-10 SCRAG

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета Р-200 / УР-200 / 8К81 - SS-X-10 SCRAG
Ракета УР-200А / 8К83


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / универсальная ракета - вторая серия. Разработка ракеты начата ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея в 1960 г. Разработка ракеты велась в Филиале № 1 ОКБ-52 (ныне КБ "Салют" ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), образованном 3 октября 1960 г. на базе закрытого ОКБ-23 авиаконструктора В.Мясищева (руководитель филиала - В.Бугайский). Официальный старт разработке дан в Постановлении Совмина СССР №258-110 от 16 марта 1961 г. и в Постановлении №689-288 от 01.08.1961 г. (вероятно, о создании системы с противоспутниковым КА "ИС"). Изначально ракета носила название Р-200 (источник) и разрабатывалась в качестве МБР и ракеты-носителя космических аппаратов (в частности противоспутноковой системы "ИС"). В мае 1961 г. готов предэскизный проект ракеты. В октябре 1961 года были разработаны рабочие чертежи на ракету-носитель 8К81 (источник). Эскизный проект ракеты выпущен в мае 1962 г.

Позже, Постановлением Совмина СССР №243-117 от 02.03.1962 г., задана разработка варианта УР-200 - глобальной орбитальной ракеты УР-200А с двумя типами головных частей - неманеврирующей баллистической и маневрирующей в двух плоскостях аэробаллистической. Постановлением Совмина СССР от 16.04.1962 г. №346-160 «О важнейших разработках межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей космических объектов» было принято решение о сосредоточении сил и ресурсов КБ, НИИ и промышленности на создании в числе других образцов ракетной техники «универсальной ракеты УР-200 в варианте межконтинентальной ракеты с баллистической траекторией для транспортировки спецзаряда ... и глобальном варианте для доставки к цели спецзаряда … с началом летных испытаний – IV квартал 1963 г.».

В соответствии с указанными Постановлениями ракета УР-200 создавалась в следующих вариантах:
- УР-200 - ракета-носитель и межконтинентальная баллистическая ракета;
- УР-200А - орбитальная межконтинентальная (глобальная) ракета с неманеврирующей или маневрирующей в атмосфере головными частями.
В разработке, как перспектива развития ракеты УР-200, также находились:
- УР-200Б – универсальная ракета с повышенной по сравнению с УР-200 энергетикой;
- УР-200В – вариант УР-200 для размещения в шахтной пусковой установке (ШПУ);
- УР-200УВ – вариант УР-200 для размещения в ШПУ повышенной защищенности. 

В качестве ракеты-носителя УР-200 предполагалось использовать для выведения на орбиту средств противокосмической обороны (КА «ИС» со стартовой массой до 1600 кг на орбиту 250-300 км) и спутников глобальной морской разведки (КА «УС» со стартовой массой до 2500 кг на эллиптическую орбиту с апогеем 264 км). В качестве МБР требовалось обеспечить доставку баллистических неуправляемых боевых блоков на дальность в 12000 (масса ББ до 2500 кг) и в 14000 км (масса ББ до 2000 кг) с точностью не хуже ±4 км по дальности и ±3 км по боковому отклонению. В качестве глобальной ракеты - обеспечить выведение маневрирующей аэробаллистической боеголовки АБ-200 на опорную орбиту высотой около 150 км.


Пуск МБР УР-200 (http://www.buran.ru, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 29.01.2013 22:59:32 Комментариев: 17 Читать всю статью

9К72 / Р-17 - SS-1C/D/E SCUD-B/C/D

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14, СПУ 2П19 - SS-1B SCUD-A
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К72 "Эльбрус", ракета Р-17 / 8К14-1 - SS-1C SCUD-B
Комплекс 9К73, ракета Р-17В / 8К114 ("вертолетный")
Комплекс 9К72-О, ракета Р-17ВТО / 8К14-1Ф "Аэрофон" (с оптической ГСН) - SS-1E SCUD-D 
Р-300 - экспортное обозначение ракеты комплекса 9К72

 
Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разработка велась в СКБ-385 под руководством главного конструктора В.П.Макеева (зам.главного конструктора - В.Р.Серов, ведущий конструктор - Ю.Бобрышев) в рамках модернизации ракеты Р-11М по теме НИР "Урал" (Р-11МУ) с 1957 г. В результате НИР в декабре 1957 г. СКБ вышло с предложением создания ОТР с увеличенной по сравнению с Р-11М в два раза дальностью действия за счет замены двигателя на двигатель с турбонасосным агрегатом и доработки ракеты.

24 февраля 1958 г. подписаны документы ВПК при СМ СССР и Постановление СМ СССР о создании комплекса ОТР снеотделяемой БЧ на базе Р-11М №378-181 вышло 1 апреля 1958 г. Эскизный проект защищен в НИИ-88 в сентябре 1958 г., выпуск конструкторской документации завершен в ноябре 1958 г. Производство опытной серии и прототипов (Р-17 - вариант 1 - двигатель ОКБ-3) велось на заводе СКБ-385 в г.Златоуст в 1958-1959 г.г. В апреле 1959 г. получены тактико-технические требования ГАУ МО СССР на ракету. В мае 1959 г. ТТТ утверждены, получен индекс ракеты ГАУ 8К14. По Постановлению Совмина СССР от 17 июня 1959 г. серийное производство ракет Р-17 / 8К14 (Р-17 - вариант 2 - двигатель ОКБ-5 - с  1962 г.) велось на Воткинском машиностроительном заводе №235  (г.Воткинск, серия с 1959 по 1985 г.г.). В конце июля 1959 г. начата сборка первых двух ракет для огневых испытаний. Сборка ракет для летных испытаний начата в августе 1959 г.

Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 
Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)
Автор: DIMMI Создан: 23.03.2009 22:44:16 Комментариев: 113 Читать всю статью

УР-100 / 8К84 / РС-10 - SS-11 SEGO

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П084, ракета УР-100 / 8К84, УР-100 УТТХ (УР-100М) / 8К84УТТХ (8К84М) / РС-10 - SS-11 SEGO mod.1
Комплекс 15П084П, ракета УР-100К / 15А20 / РС-10М - SS-11 SEGO mod.2
Комплекс 15П084У, ракета УР-100К УТТХ (УР-100У) / 15А20У / РС-10МУТТХ - SS-11 SEGO mod.3


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) / универсальная ракета первой серии. Ракетный комплекс с ракетой УР-100 разработан ОКБ-52 генерального конструктора В.Н.Челомея. Первые проработки проекта универсальной ракеты относятся к 1960 г. Проект МБР УР-100 был в инициативном порядке предложен ОКБ-52 11 февраля 1963 года на заседании Совета обороны СССР, который проходил в филиале № 1 ОКБ-52. Разработка ракеты была предложена в качестве ответа на массовое развертывание в США ракет по программе Minuteman. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом и ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. Постановлением оговаривалась разработка ракеты УР-100 в качестве баллистической ракеты для поражения наземных целей и в качестве противоракеты для противоракетной системы "Таран". По первоначальному замыслу баллистическая ракета УР-100 проектировалась в двух вариантах - межконтинентальной дальности действия с легким боевым блоком 8Ф121 и средней дальности с тяжелым боевым блоком. 

Разработка ракетного комплекса велась следуюшей кооперацией предприятий:
- комплекс 15П084 вцелом и МБР УР-100 - ОКБ-52
- маршевые двигателеи первой ступени - ОКБ-154 под руководством С.А.Косберга и А.Д. Конопатова
- маршевый и рулевой двигатели второй ступени - ОКБ-117 под руководством С.П. Изотова (ныне ГУНПП «Завод им. В.Я. Климова)
- система управления комплекса - НИИ-885 (НИИ АП) под руководством Н.А. Пилюгина
- командные приборы - НИИ-944 под руководством В.И. Кузнецова (ныне НИИПМ им. академика В.И. Кузнецова)
- термоядерные боевые части - НИИ-1011 (ныне - ВНИИТФ)
- транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - филиал № 2 ОКБ-52
- стартовый комплекс - ГСКБ "Спецмаш" под руководством В.П.Бармина
- защитное устройство ШПУ и установщик - ЦКБТМ под руководством Н.А.Кривошеина (ныне ГП «ЦКБТМ»)
- командный пункт котлованного типа - КБ-1 ЦКБ-34 под руководством Е.Г.Рудяка (ныне ГП «КБ специального машиностроения»)
- так же были задействованы конструкторские коллективы, возглавляемые главными конструкторами Н.И.Зверевым, М.С.Рязанским, И.И.Картуковым и др.

Ракета УР-100 должна была стать легкой ампулизированной межконтинентальной массовой ракетой с двигателями на высококипящих долгохранимых компонентах топлива, которая могла размещаться в защищенных шахтных пусковых установках одиночного старта (ОС). Ракета должна была иметь гарантийной срок эксплуатации не менее 5 лет и сохранять высокую боеготовность на протяжении всего срока эксплуатации. Управление пуском ракеты должно было осуществляться дистанционно.


МБР УР-100 / 8К84 в полете (фото - НПО машиностроения)

Автор: DIMMI Создан: 10.09.2020 21:32:45 Комментариев: 44 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

ЗУР 9М311 тоже супер
Rishat 2022-07-03 23:40
Mark 15 Phalanx CIWS Block 1B LPWS Testing and Firing шестиствольная 20 мм пушка...
Художник 2014-07-06 18:19
Пишут, что Тунгуска, стрельба по осветительной мине на парашютеif (typeof bbmedia...
Художник 2014-07-06 12:02
Пушками стреляет по принципу дробового выстрела. "Вулкан" стреляет несколько по...
Художник 2014-06-11 14:15
10V 2012-10-20 04:18
2s6mby04a.jpg
10V 2011-06-10 00:00
Дима, гайки и болты комплекса, как и обещал...
Sierra 2011-06-06 23:38