Р-31 / 3М-17 - SS-N-17 SNIPE Автор: DIMMI Создана: 21.10.2010 21:32:03 Изменена: 06.03.2023 22:03:34 Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Баллистические ракеты земля-земля ВМФ / Д-11 / Р-31 / 3М-17 - SS-N-17 SNIPE / | ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение) Комплекс Д-11, ракета Р-31 / 3М-17 / РСМ-45 - SS-N-17 SNIPE
   
Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработана ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин по Постановлению Совмина СССР №374-117 от 10 июня 1971 г. Ракета создавалась с целью замены на ПЛАРБ пр.667А ракет Р-27 комплекса Д-5. При проектировании использованы наработки по НИР Р-27МТ / 3М-70 комплекса Д-5МТ (проект ЦКБ-7 - конкурент проекта комплекса Д-5М СКБ-385, г.Миасс), начало НИР - 1965 г. Переоснащение модернизированными ракетами ПЛАРБ проекта 667А планировалось делать в ходе капитальных ремонтов подводных лодок.
Постановление Совмина СССР о разработке эскизного проекта комплекса Д-11 вышло в июне 1969 г. В феврале 1971 г. на НТС Минобщемаша и Минсудпрома принято решение о выборе для разработки и испытаний комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 / 3М-17. Предусматривалось увеличение дальности стрельбы, боеготовности и улучшение условий эксплуатации нового ракетного комплекса при гарантийном сроке с размещением на ПЛАРБ в 7 лет и с хранением на базе - 10 лет.
Постановление Совмина СССР о создании комплекса Д-11 для перевооружения ПЛАРБ пр.667А №74-117 вышло 10 июня 1971 г. Главный конструктор по комплексу вцелом - П.А.Тюрин, заместители - по ракете - Ю.Ф.Валов, по двигательным установкам - А.Ф.Мадисон, по системам управления и телеметрии - В.Г.Волков, по наземному и стартовому оборудованию, системе амортизации ракеты - В.С.Петрикевич, по бросковым испытаниям и испытаниям на полигоне Капустин Яр - А.А.Запольский.
В 1972 г. на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) начаты работы по переоборудованию второй ПЛАРБ пр.667А - К-140 - по проекту 667АМ с установкой 12 шахтных ПУ ракет Р-31. Испытания ракет с опытного наземного стенда-ШПУ 15П098 на площадке №86 полигона Капустин Яр начаты в 1973 г. Испытания для отработки старта с использованием ПАД проводились на моделях ракет в масштабе 1:4 на Школьном озере Ржевского полигона в 1974 г. Бросковые испытания ракет велись на погружаемом стенде ПС-5М в Балаклаве. Первый пуск БРПЛ Р-31 с борта ПЛАРБ К-140 пр.667АМ YANKEE-II произведен 21 декабря 1976 г. в Кандалакшском заливе (вероятно, с задержкой на 2 дня т.к. 19.12.1976 г. исполнялось 70 лет Л.И.Брежневу). 14 сентября 1979 г. подписано положительное заключение командующего Северным Флотом о боевых характеристиках комплекса Д-11.
Летные испытания БРПЛ Р-31 завершены в 1979 г. и в сентябре 1980 г. комплекс Д-11 принят ВМФ СССР в опытную эксплуатацию. Всего проведено 40 огневых стендовых испытаний двигателя 1-й ступени, 80 огневых стендовых испытаний двигателя 2-й ступени, 27 пусков в ходе лётно-конструкторских испытаний. Промышленностью изготовлено для ВМФ 36 ракет.
В середине 1990 г. вышел приказ министра обороны СССР об уничтожении всех ракет Р-31 (остатки на вооружении - 16 ракет) методом пуска. Пуски состоялись 17 сентября - 30 ноября 1990 г. Часть пусков прошли аварийно (см. ниже Статус). ПЛАРБ К-140 пр.667АМ утилизирована начиная с 17 декабря 1990 г. В некоторых западных источниках упоминается советское наименование ракеты "РС-16".
Ракетный комплекс Д-11 включал в свой состав: - баллистические ракеты 3М-17 с моноблочной ГЧ; - пусковые установки; - корабельную аппаратуру системы управления комплекса; - аппаратуру управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания; - систему прицеливания; - систему документирования; - комплекс наземного оборудования; - комплекс измерительной аппаратуры для обслуживания ракет на РТБФ.
Пусковое оборудование: Опытная полигонная шахтная ПУ - стенд комплекса 15П098 использовалась для испытаний ракеты на площадке №86 полигона Капустин Яр (испытания начаты в 1973 г.).
Штатная пусковая установка ПЛАРБ - 12 ШПУ устанавливались на ПЛАРБ пр.667АМ - модернизация ПЛАРБ заключалась в замене 12 шахт из 16 на удлинённые ПУ такого же диаметра (вырезка и вварка на существующие комингсы) и заварке 4 оставшихся комингсов. Старт ракеты происходит с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД) без заполнения кольцевого зазора водой. Тип старта - "сухой" Глубина старта - до 50 м Скорость носителя при старте - до 5 уз Время полного залпа (12 ракет) - около 1 мин Волнение на море при старте - до 8 баллов
Ракета Р-31 / 3М17: Конструкция: Количество ступеней - 2 ступени и ступень разведения боевых блоков. Ракета оснащена пороховым аккумулятором давления для обеспечения старта и кавернообразующим устройством для прохождения подводного участка траектории. Конструкция 2-й ступени - органопластиковый корпус типа "кокон". Кавернообразующее устройство включается после выхода ракеты из шахты и за счет работы газогенератора на твердом топливе обеспечивает поддержание газового пузыря (каверны) на подводном участке траектории. Разработчики кавернообразующего устройства - Ю.Ф.Валов, И.И.Криворогов, А.Ф.Макаев, Б.И.Полетаев, В.Л.Седых и др.
При старте ракеты осуществляется наддув двигателей обоих ступеней воздухом с давлением 10 атмосфер. Стабилизация ракеты на подводном отрезке траектории производилась отстреливаемым после выхода из воды кавернообразующим устройством. Маршевый двигатель запускался после выхода ракеты из воды. Так же сбрасывалось давление наддува ступеней. После включения двигателя 2-й ступени сбрасывается головной обтекатель ракеты. Первая ступень предохранения БЧ снимается после окончания работы и отстыковки 2-й ступени.
Боевая ступень (ступень разведения боевых блоков) с твердотопливной двигательной установкой разработана впервые в СССР (разработчики: И.И.Криворотов, ЮАПавлов, ВЛ.Седых и др.).
 Проекции ракеты Р-31 и продукция НПО "Искра" - двигатель 2-й ступени и ПАД (Ракетно-космическая техника разработки НПО "Искра". Презентация. 2008 г.)  (Широкорад А.Б., Энциклопедия отечественного ракетного оружия. М., Аст, Минск, Харвест, 2003 г.)    Кавернообразующее устройство на ракете Р-31 / 3М17 и его сброс после выхода ракеты из воды (кадры из документального фильма "50 лет ГМЦП" ). Система управления и наведение: автономная инерциальная система управления с БЦВМ разработки НИИ Автоматики (г.Свердловск), главный конструткор - Н.А.Семихатов. Комплекс командных приборов создан в НИИКП, главный конструктор - В.П.Арефьев.
Управление дальностью стрельбы безотсечное по маршевым двигателям, осуществляется маневрирующей ступенью разведения боевых блоков. Разработчики - Б.И.Попов, Л.Д.Федотов и др.
При стрельбе на максимальную дальность после отработки 1-й и 2-й маршевых ступеней происходит отделение боевой ступени и её разворот с помощью управляющих двигателей в нейтральное положение. При движении по этому направлению дальность полета ракеты не меняется. По окончании разворота боевой ступени бортовой цифровой вычислительный комплекс определяет промах по дальности и в боковом направлении от цели и формирует маневр для его отработки. После отработки этого маневра боевая ступень разворачивается снова в нейтральное направление. Сброс боевого элемента осуществляется по выгорании гарантийного запаса топлива двигателей боевой ступени.
При стрельбе на дальности меньше максимальной после выгорания топлива 1-й ступени после достижения необюходимых параметров траектории в нейтральное положение разворачиваются 2-я и боевая ступени. Этот разворот выполняет роль фиктивной отсечки тяги. После выгорания топлива двигательной установки 2-й ступени производится отделение боевой ступени ракеты. По команде на запуск управляющих двигателей боевая ступень разворачивается на 180°. Система управления определяет отклонения по дальности и направлению от цели и формирует маневр для его отработки. Выполнив его, боевая ступень разворачивается на нейтральное направление, после чего производится сброс боевого элемента на цель.
КАСУ (корабельная аппаратура системы управления) разработки НИИ Автоматики (г.Свердловск), главный конструктор - Н.А.Семихатов;
СПр (система прицеливания) разработки Киевского ПО "Арсенал", главный конструктор - С.П.Парняков;
СДР (система документирования регистрирующая) разработки НПО измерительной техники, главный конструктор - О.Д.Комиссаров;
АУ КСППО (аппаратура управления корабельными системами овседневного и предстартового обслужиания) разработки КБ "Арсенал", главный конструктор - П.А.Тюрин;
"Атолл-АМ" (автономная корабельная цифровая вычислительная система) разработки ЦНИИ "Агат", главный конструктор - А.Я.Хетагуров;
Двигатели: | 1 ступень | 2 ступень | Ступень разведения | Тип двигателя | РДТТ 3Д17 / 3Д17А разработки ЦКБ-7 (КБ "Арсенал", разработчики - А.Т.Гулин, Э.В.Кейль, А.Ф.Мадисон, Л.И.Шувалов). 4 управляемых сопла
| РДТТ, утопленное в камеру сгорания сопло. Разработчик - пермское КБ машиностроения / СКБ-172 (ныне НПО "Искра"), главный конструктор - Л.Н.Лавров
| 4 РДТТ с повортными соплами с управлением по трем осям. Разработчик - ЦКБ-7 (КБ "Арсенал"), ведущие конструкторы - Разработчики кавернообразующего устройства - И.И.Криворогов, Ю.А.Павлов, В.Л.Седых и др. | Конструкция | обечайка корпуса, переднее днище с воспламенительным устройством, заднее днище с 4 управляемыми разрезными соплами, органы управления вектором тяги, рулевой привод, кабельные каналы, теплозащита | органопластиковый корпус типа "кокон" разработки ЦНИИСМ, управляемое сопло, рулевой привод, воспламенительное устройство, РДТТ управления по крену
| корпус, двигатели с поворотными соплами, газогенератор, газогидравлические приводы управления (рулевые машинки) | Топливо | одноканальный 8-ми щелевой моноблок бутилкаучукового смесевого твердого топлива с добавлением перхлората аммония Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск)
заряд прочно скреплен с корпусом двигателя, заливка заряда производилась непосредственно в корпус
передний и задний торцы заряда имели раскрепляющие манжеты, выполнявшие одновременно роль бронировок торцов. Щелевой компенсатор горящей поверхности был представлен разновысокими щелями, расположенными в районе соплового днища, а размах больших щелей превышал диаметр полюсного отверстия. Для изготовления заряда использовалась технологическая оснастка с разъёмными элементами, извлекаемыми после вулканизации и охлаждения заряда.
| одноканальный 26-и щелевой моноблок пластифицированного бутилкаучукового смесевого твердого топлива с добавлением перхлората аммония Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск)
заряд прочно скреплен с корпусом двигателя, заливка заряда производилась непосредственно в корпус, такой тип заряда создан впервые в СССР
| заряд твердого топлива торцевого горения | Органы управления | 4 разрезных управляемых сопла с электро-гидравлическим приводом и рычажно-поршневыми компенсаторами с управлением по всем осям | разрезное управляемое сопло в карданной подвеске с управлением по осям тангажа и рыскания и 2 РДТТ управления креном | 4 РДТТ с повортными соплами | Тяга в пустоте | 59000 кг | 23800 кг | 4 х 60 кг | Тяговооруженность | 1.9 | | | Длина корпуса | 6228 мм | 3000 мм | | Диаметр корпуса | 1540 мм | 1540 мм | | Расширение сопла dα/dкр | 477 / 143 | 1092 / 240 | | Масса заряда | 15760 кг | 6280 кг | | Масса пустого двигателя | 1595 кг | 580 кг | | Время работы | 84 с | 73.6-74 с | 95-120 с | Среднеинтегральное давление | 34-50 кг/кв.см | 30 кг/кв.см | 45-57 кг/кв.см | Среднеинтегральный секундный расход | 157-214 кг/с | | | Давление на срезе сопла | 0.5-0.7 кг/кв.см | 0.17 кг/кв.см | | Пустотный удельный импульс | 269 ед | 279,5 ед | | Материал днища корпуса | сталь ЭП6783Д | титановый сплав ВТЗ-1 | | Материал обечайки корпуса | сталь ЭП-679ВД | органопластики СВМ, ВТЗ-1 | | Материал теплозащитного покрытия корпуса | фенол-каучуковая композиция ФК-36-65 (защищает от работы ПАД при старте)
| резина 5А-2058 | | Материал входного воротника соплового блока | пирографит В-1, пресскомпозит П-5-12 | углепластик УП-ТМ-3 | | Материал раструба соплового блока | углепластик УПТКК-2 / титановый сплав ВТ-5 | углепластик П-5-13Н / титановый сплав ВТЗ-1 | | Материал критического сечения соплового блока | вольфрамо-никелевый сплав ВНДС-1 | вольфрамовая облицовка ВРФ | | Материал входного и выходного вкладыша соплового блока | пирографит В-1 | пирографит В-1 | | РДТТ 1-й ступени оснащен воспламенительным устройством и устройством аварийного выключения РДТТ. Двигатель включается после выхода ракеты из воды. Маршевые двигатели ракеты работают без отсечки.
Пороховой аккумулятор давления разработки НПО "Искра" (г.Пермь) осуществляет выброс ракеты из шахтной ПУ. Конструктивно состоит из верхнего и нижнего полукорпусов, бронированного по торцам многоканального заряда, сопла с сопловыми заглушками и ловителями, регулируемого упора для установки заряда, крышки с пиропатроном, воспламенителя. Заряд 3Ш131 - цилиндрическая шашка смесевого топлива Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск) с большим количеством круглых отверстий. Шашка выполнена отливкой в цилиндрический стакан из композиционного материала. Отверстия формируются вынимаемыми стержнями, поверхность которых обработана антиагдезивными составами. Масса заряда - 180 кг Время работы - ок.1.2 с
ТТХ ракеты 3М-17 / Р-31: Длина - 11060 мм Длина 1-й ступени - 6228 мм Диаметр корпуса - 1540 мм
Масса стартовая - 26840 кг Масса 1-й ступени - 17355 кг Масса 2-й ступени - 6860 кг Масса ГЧ - 450 кг
Дальность максимальная - 3900 км (до 4200 км по данным Широкорада и официальным данным) КВО - 1400 м
Время предстартовой подготовки - 3.5 мин Время пуска всего боекомплекта ПЛАРБ пр.667АМ - 12 ракет - 1 мин Гарантийный срок хранения ракет (согласно ТТЗ): - на ПЛАРБ - 7 лет - на складах - 10 лет
Боевое оснащение: проектировалось несколько вариантов ракет по оснащению БЧ, испытывалась и производилась только ракета с БЧ-моноблоком.
Боевой блок (ядерный боеприпас) РА85 разработки НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ, источник). Головная часть оснащена двигателем закрутки, включаемым после отделения от ступени разведения боевых блоков. Впервые реализована система автоматики скомпонованная в ББ в форме тора с самостыкующимися разъемами-соединителями (ведущий конструктор И.В.Просветов). Мощность - 500 кт Забрасываемая масса - 450 кг;
Варианты РГЧ ИН: - 3 РГЧ ИН, проект, забрасываемая масса - 720 кг; - 8 РГЧ ИН, проект, забрасываемая масса - 1120 кг;
Модификации:
Носители: - ПЛАРБ К-140 пр.667АМ "Навага-М" YANKEE-II - 12 ПУ, 1 лодка. Переоборудование начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в 1972 г. Первый пуск БРПЛ Р-31 с борта ПЛАРБ К-140 пр.667АМ произведен 21 декабря 1976 г. (вероятно, с задержкой на 2 дня т.к. 19.12.1976 г. исполнялось 70 лет Л.И.Брежневу). 14 сентября 1979 г. подписано положительное заключение командующего Северным Флотом о боевых характеристиках комплекса Д-11. Летные испытания БРПЛ Р-31 завершены в 1979 г. и в 1980 г. комплекс Д-11 принят ВМФ СССР в опытную эксплуатацию. Пуски ракет по уничтожению состоялись 17 сентября - 1 декабря 1990 г. По сообщениям СМИ все запуски состоялись успешно (по неофициальным данным это не так). ПЛАРБ К-140 пр.667АМ утилизирована начиная с 17 декабря 1990 г.
- ПЛАРБ пр.999 (проект) - разрабатывалась в ЦПБ "Волна" (главный конструктор С.М.Бавилин). Эскизный проект утвержден 26 февраля 1969 г. Проектирование начато по Постановлению СМ СССР от 1 сентября 1969 г. Вооружение - 16 БРПЛ Р-31. Постановлением от 10 июня 1971 г. намечалось завершить проектирование в феврале 1973 г. Рассматривалось 8 вариантов ракет для базирования на ПЛАРБ. В 1974 г. в ЦКБ "Волна" передана техдокументация на ракетный комплекс Д-11. Проектирование ПЛАРБ прекращено в 1974 г. в связи с изменением тематики работ ЦПБ "Волна". Водоизмещение - 8900-10000 т
Статус: СССР - 1990 г. 17 сентября - начало утилизации ракет Р-31 методом пуска, остатки ракет Р-31 в ВМФ - 16 шт.
Пуски ракет Р-31 в ходе утилизации: Дата | Описание | Процент успешных пусков | 17.09.1990 | Успешный одиночный пуск | 100% (1) | 18.09.1990 | Двухракетный залп, одна ракета не вышла | 66.6% (3) | 29.09.1990 | Успешный одиночный пуск | 75% (4) | 30.09.1990 | Два успешных одиночных пуска | 83.3% (6) | 01.10.1990 | Трехракетный залп из шахт №№1, 2 и 3. При срабатывании ПАДа первой ракеты разорвало трубу наддува шахты, в отсек прошел выборос газов, после выхода ракеты - воды. Старт остальных ракет не состоялся. | 66.6% (9) | 10-11.09.1990 | Пять одиночных пусков. Одна ракета не вышла. | 71.4% (14) | 30.11.1990 | Три одиночных старта нестартовавших ранее ракет. Отказ при старте одной из ракет (неисправность). | 70.6% (17) | - 1990 г. 1 декабря - прекращение программы утилизации ракет Р-31. Произведено 4 выхода ПЛАРБ К-140 в море. Из 16 ракет успешно стартовали с первого раза 10 ракет (62.5%), из оставшихся 6 повторно успешно стартовали 2 ракеты. Позже 4 ракеты утилизированы на берегу. Общий процент успешных пусков (включая повторные) - 70.6%.
Источники: Карпенко А.В., Шумков Н.И. Морские комплексы с баллистическими ракетами. С.-Пб., М., 2009 г. НПО "Алтай" - 50 лет. // Бийский вестник. №1-2 / 2009 г. ОАО "НПО "Искра". Сайт http://www.npoiskra.ru/, 2010 г. ОАО ФНПЦ "Алтай". Официальный сайт http://frpc.secna.ru, 2011 г. ПЛАРБ - проект 667АМ "Навага-М". Сайт http://submarine.id.ru, 2010 г. Ракетно-космическая техника разработки НПО "Искра". Презентация. 2008 г. СКБ-385, КБ Машиностроения, ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева". М., "Военный парад", 2007 г. Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945 - 2000. Минск, Харвест, М., Аст, 2001 г. Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru, 2010 г. Encyclopedia Astronautica. Сайт http://astronautix.com, 2010 г. | | | | | Каталог Последние комментарии Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, никто не смог случайно найти более полный... | Маловероятна унификация - слишком разные кооперации + идеологическая неприязньСтранно... | Владислав Демченко Wrote:Я правильно понимаю боевое оснащение для Р-31 разработал... | Sierra Wrote:Все верно, бутил-каучук... Алтайского НИИ Химтехнологии... В чем я... | Я правильно понимаю боевое оснащение для Р-31 разработал ВНИИТФ?Что-нибудь известно... | [ img ][ img ]Машина в сборе вместе с ПАДом. | DIMMI Wrote:Это не Трайдент... это кажется Саброкэто РПК 6 Водопад . Ошибочно разместил... | Это не Трайдент... это кажется Саброк | 0015_1.jpg | https://vk.com/video-147749914_456239081Видео отработки Р-31 на наземном стенде и подводный пуск.. |
|