| СМ-20-ЗИФ СМ-20-ЗИФ1   4 х 45 мм артиллерийская установка. НИОКР начаты МАЦКБ (ЦКБ-34) в 1946-1947 г.г. Технический проект установки СМ-20 с использованием автомата СМ-7 представлен 24 октября 1949 г. техпроект утвержден 11 апреля 1950 г., но по результатам испытаний опытного образца автомата СМ-7 было решено заменить его на автомат ЗИФ-21. Доработка проекта затянулась и была передана в КБ завода №7 (Завод Имени Фрунзе, ПО "Арсенал"), где установка была переименована в СМ-20-ЗИФ. Серийное производство на заводе №7 начато в 1953 г. После проведени корабельных испытаний на эсминце "Спокойный" пр.56 установка была принята на вооружение Приказом МО СССР №0086 от 9 октября 1957 г. По умолчанию данные установки СМ-20-ЗИФ.   Наведение:   РЛС - "Якорь-М" (HAWK SCREECH) возможно другое название  МР-103  (КБ "Аметист") ;   Установка: согласно техпроекту установки СМ-20 питание предполагалось ленточное. Боезапас - 130 выстр/лента (на стадии техпроекта СМ-20)   Масса установки без боезапаса: - 14800 кг (СМ-20, техпроект) - 16200-16500 кг (ЗИФ-68)   Длина ствола - 3825 мм (85 кал)
 Дальность действия - 9 кмВысота поражения возд. цели - 7000 м
 Скорострельность - 160 выстр./мин
   Модификации: СМ-20 - установка на стадии техпроекта ЦКБ-34 с автоматами СМ-7;   СМ-20-ЗИФ - серийный вариант ЦКБ-7 с автоматами ЗИФ-21, производится с 1953 г.   СМ-20-ЗИФ1 - несколько модернизированный вариантустановки СМ-20-ЗИФ.    ЗИФ-68 - установка, разработанная ЦКБ-7 (по постановлению СМ СССР №3574-1412 от 1 августа 1952 г.) для замены установок В-11М на крейсерах пр.68бис, от установок СМ-20-ЗИФ отличаются электродвигателями двигателями не на переменном, а на постоянном токе. Опытный образец выпущен заводом №7 в третьем квартале 1953 г. Полигонные испытания - с 3 июня по декабрь 1954 г. Серийное производство развернуто на заводе №7 в 1955 г. Предполагалось устанавливать на некоторые крейсера, но после сворачивания программы их строительства установки не импользовались на кораблях и хранились на складах ВМФ как минимум до 1991 г.   Носители: по умолчанию данные по СМ-20-ЗИФ и СМ-20-ЗИФ1 Атомный ледокол "Ленин" пр.90 - на стадии техпроекта установки СМ-20 предполагалось размещение;   Линкоры пр.24 - на стадии техпроекта установки СМ-20 предполагалось размещение;   Тяжелые крейсера "Сталинград" пр.82  -  на стадии техпроекта установки СМ-20 предполагалось размещение;   Крейсера пр.68бис - 7 кораблей в достройке на 1955 г. - планировалось установить по 6 ЗИФ-68 и достроить по пр.68бис-ЗИФ (крейсера не были достроены, пошли в металолом и исключены из состава ВМФ 2 сентября 1959 г.).   Крейсера пр.26 и пр.26бис - предполагалась установка ЗИФ-68 по состоянию на 1955 г. Эсминец пр.41 - 1 корабль.Эсминцы "Спокойный" пр.56 - 1957 г. - принят на вооружение, всего построено 26 кораблей.
 Эсминец "Бравый" пр.56К - 1 корабль. Эсминец "Бедовый" пр.56ЭМ - 1 корабль.   Статус: СССР (Россия) - 1953 г. - произведено 4 установки (завод №7). - 1954 г. - произведено 60 установок (завод №7). - 1955 г. - произведено 27 установок СМ-20-ЗИФ и 30 ЗИФ-68 (завод №7). Установки ЗИФ-68 для установки на крейсера пр.68бис отгружены: на завод №189 (Ленинград) - 12 шт на завод №194 (Ленинград) - 6 шт на завод №402 (Северодвинск) - 6 шт на завод №444 (Николаев) - 6 шт - 1957 г. - произведено 30 установок (завод №7). - 1960 г. - ориентировочно на всех кораблях установлено 116 установок. - 1991 г. - на складах ВМФ есть установки ЗИФ-68. - 1994 г.- возможно еще есть на вооружении.   
	
Источники: 
		
Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945-2000. Минск, Харвест, 2001 г.Jane's weapon systems 1987-88 г.г.
 |