пр.690 - BRAVO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.690 - BRAVO

Автор: DIMMI
Создана: 17.06.2009 22:45:44
Изменена: 17.10.2013 01:15:01
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / пр.690 - BRAVO / Специальные подводные лодки и аппараты /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
пр.690 "Кефаль" - BRAVO
С-368
С-226
С-256
С-310
 
Средняя дизель-электрическая подводная лодка-мишень ("С"). НИОКР начаты по постановлению СМ СССР от 28 февраля 1963 г. в ЦКБ-112 (позже переименовано в ЦКБ "Лазурит") совместно с ЦНИИ им.А.Н.Крылова и 1-м ЦНИИ ВМФ. Главный конструктор Е.В.Крылов. Основна цель создания лодки-мишени - обеспечение испытаний новых систем противолодочного оружия по натурной модели ПЛ вероятного противника в реальной обстановке. Технический проект был отработан в 1963 г. без эскизного проекта.  ПЛ-мишени строились на заводе №199 "Им. Ленинского Комсомола" (г.Комсомольск-на-Амуре). Головная ПЛ проекта (С-368) заложена 20 сентября 1966 г., спущена на воду 3 сентября 1967 г. и принята ВМФ 31 декабря 1967 г. Всего в период до 31 октября 1970 г. флоту сдано 4 ПЛ пр.690.
 


ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ СССР на испытаниях (фото из архива Волка, http://tsushima.su).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, Севастополь, 1974 г. (фото из архива murzik, http://forums.airbase.ru).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР(фото US NAVY, 1983 г., http://www.defenseimagery.mil).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР (фото US NAVY, 1985 г., http://www.defenseimagery.mil).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, 1980-е - начало 1990-х годов (фото - Г.Г.Кисилев, http://forums.airbase.ru).


ПЛ-мишень С-310 пр.690 BRAVO ВМФ России, Черноморский флот, 1992 г. (фото из архива vas63, http://tsushima.su).

Конструкция ПЛ - двухкорпусная - создавалась с учетом НИОКР по теме "Енот-Г" (создание ПЛ-мишеней на базе пр.613 и пр.633, 1960-1961 г.г.) и должна была штатно выдерживать попадание интертных образцов противолодочного оружия (торпеды, мины, глубинные бомбы и т.д. и т.п.). Требование к прочности - конструкция должна выдерживать при собственной скорости лодки 18 уз без явных повреждений попадание инертных торпед калибра 533 мм весом до 2200 кг со скоростью до 50 уз или глубинных бомб РГБ-60 калибра 212 мм и массой 110 кг (работы по теме "Енот-Г" показали, что на ПЛ пр.613 и пр.633 такое нереализуемо). В основу конструкции положен принцип частичной независимости легкого корпуса от прочного и отсутствия жестких соединений между двумя корпусами. Для формирования конструктивного решения проведен большой объем натурных испытаний отдельных узлов, материалов и конструктивных элементов. На этапе НИОКР и испытаний (1962-1963 г.г.) предполагалось часть корпусных конструкций выполнить из стеклопластика - от чего в дальнейшем отказались из-за отсутствия производственных возможностей (не было ни оборудования ни технологии серийного производства крупных деталей из стеклопластика). Дополнительные испытаний технических решений производились в 1963-1965 г.г. одновременно с отработкой элементов конструкции легкого корпуса ПЛ. Прочный корпус выполнен из низколегированной стали АК-29 (рассчитан на предельную глубину 400 м).
 

Проекции и схема устройства ПЛ-мишени пр.690 BRAVO (Апальков Ю.В. Подводные лодки. Т.1, кн.1 . С.-Пб., Галея Принт, 2002 г.).


ПЛ-мишень пр.690 BRAVO ВМФ СССР, 1980-е годы (фото US NAVY, http://www.defenseimagery.mil).
Двигатели: двигательная установка по агрегатам, узлам и деталям унифицирована с ДУ ПЛРК пр.651 (по проекту)
1 х дизель 1Д-43 мощностью 4000 л.с.
1 х гребной электродвигатель ПГ140 (по проекту) или ПГ141 мощностью 2700 л.с. (2900 л.с. по др.данным)
 
Механика - один вал и один 7-лопастный винт фиксированного шага. При проектировании узлов и механизмов ПЛ максимально использовались узлы и механизмы ПЛ пр.633 и пр.651.
Скорость вращения винта максимальная - 200 об/мин
 
Энергетика - аккумуляторы 60СМ-П (8СМ по др.данным). Количество - 2 группы по 112 шт.
 
Система спасения - в ходе НИОКР по пр.690 спроектировано всплывающее спасательное устройство многократного действия (ВСУ) рассчитанное на 3 чел со снаряжением ИСП-60. ВСУ установлена на всех ПЛ пр.690 и испытывалось в реальных условиях на трех ПЛ из четырех. 
 
ТТХ лодки:
Экипаж - 33 чел (в т.ч. 5 офицеров), 34 чел по др.данным (в т.ч. 5 офицеров)
 
Длина - 69.7 м (73 м по др.данным)
Длина прочного корпуса - 53.4 м
Ширина - 8.8 м (9.8 м по др.данным)
Осадка - 6 м (7.3 м по др.данным)
Осадка на миделе - 5.97 м
Высота корпуса с рубкой - 8.8 м (??)
Диаметр прочного корпуса максимальный - 7.2 м
 
Водоизмещение надводное - 1910 тонн (2750 тонн по др.данным)
Водоизмещение полное подводное по проекту - 2835 тонн
Водоизмещение полное подводное - 2940 тонн (3300 тонн по др.данным)
Водоизмещение подводное - 2480 тонн (?)
Запас плавучести - 30%
 
Скорость надводная - 10-12 уз
Скорость подводная максимальная расчетная - 19.2 уз (по проекту)
Скорость подводная максимальная гарантированная - 18.2 уз (по проекту)
Скорость подводная максимальная - 18 уз
Дальность хода надводная (при скорости 8 уз) - 2500 миль
Дальность хода подводная (при скорости 4 уз) - 400 миль
Дальность хода подводная (при скорости 18 уз) - 25 миль
 
Автономность - 15-25 суток (по запасам провизии по разным данным)
Время непрерывного пребывания под водой по запасам регенерации - 127 часов
Время непрерывного пребывания под водой по запасам электроэнергии - 36 часов (?)
Мореходность в надводном положении - до 5 баллов
 
Стоимость производства ПЛ по проекту - 17.625.000 руб (в ценах 1963-1965 г.г.)
 
Вооружение:
1 х 533 мм носовой ТА
1 х 400 мм носовой ТА
Боезапас (варианты):
- 6 торпед типов СЭТ-65, САЭТ-60, 53-65К
- 4 торпеды типов МГТ-1, СЭТ-65, приборы помех типа МГ-14 (400 мм)
- 10 приборов помех типа МГ-14 (400 мм)
 


ПЛ-мишень СС-225 пр.690 BRAVO на сломе (1999 г.), вид на торпедные аппараты (фото из архива Волка, http://tsushima.su)

 
Оборудование: ГАК "Плутоний" (локации), ГАС шумопеленгации МГ-10, ГАС связи и опознавания МГ-25. РЛС кругового обзора РЛК-101 (по др.данным РЛК-50), РЛС опознавания "Хром-КМ". Аппаратура определения начала кавитации гребного винта ГИ-102, определения скорости звука в воде "Береста", система аварийной подводной связи "Оредеж-2", аварийный сигнализатор МГС-29 "Стукалка". Гирокурсоуказатель ГКУ-2, навигационный эхолот НЭЛ-6, навигационный обнаружитель круговой НОК-1, зенитно-навигационный перископ ПЗНА-8М.
 
Модификации:
пр.690 "Кефаль" - BRAVO (1967 г.) - основная модификация.
 
пр.690М - ТТЗ на разработку модифицированного варианта ПЛ-мишени пр.690 ГУ кораблестроения ВМФ выдало в начале 1979 г. Эскизный проект разработан ЦКБ "Лазурит"  в 1981 г., технический проект - в 1982 г. Опытные секции корпуса и некоторые узлы и детали изготовлены и испытаны в 1983-1984 г.г. Постройку ПЛ планировалось закончить в 1986 г. Работы прекращены из-за отсутствия финансирования в 1991 г.
 


ПЛ пр.690 BRAVO С-310 или С-226 в Северном доке Севастополя, Черноморский флот, предположительно 1980-е годы. Хорошо видно оба торпедных аппарата (из архива Петрович-2, http://forums.airbase.ru)

 
Статус: СССР / Россия - построено 4 шт (С-368, С -226, С-256 и С-310).
- 1968 г. - 1 шт в боевом составе ВМФ
 
- 1968 г. июнь - на заводе "Звезда" в пос.Большой Камень Приморского края проведены прочностные испытания ПЛ С-368 пр.690. Корпус ПЛ испытывали сбросом макетов торпед двух типов - тип 1 - из практического зарядного отделения торпеды СЭТ-65, аккумуляторного отсека торпеды СЭТ-53 и груза 889 кг (общая масса макета 2000 кг); тип 2 - практическое зарядное отделение торпеды СЭТ-65 и груз 2500 кг (общая масса макета 2650 кг); высота сброса макетов торпед - 28-29 м. Так же с высоты 7.5 м на корпус сбрасывались имитаторы глубинных бомб РГБ-60 массой 110,5 кг. Испытания прошли успешно.
 
- 1969 г. - 3 шт в боевом составе ВМФ, в т.ч. две ПЛ переданы Северному флоту (С-226 и С-256) и одна ПЛ (С-368) находится в составе ТОФ
 
- 1970 - 1991 г.г. - 4 шт в боевом составе ВМФ. ПЛ С-256 базируется в эти ходы на Северном флоте.
 
- 1974 г. декабрь - принято решение  (ВМФ, МСП и Министерство машиностроения) доработки ПЛ-мишеней пр.690 для испытания по ним гравитационных снарядов противолодочного комплекса "Ливень". Масса гравитационных снарядов РПК - 110 кг, скорость в момент удара - 20 м/с. Корпус ПЛ С-310 был усилен. В период с 23 апреля по 9 июня 1975 г. в п.Большой Камень были проведены испытания модернизированной ПЛ со снарядами РПК "Ливень" по итогам которых была разрешена стрельба РПК "Ливень" по ПЛ-мишеням.
 
- 1975-1984 г.г. - в этот период времени в неустановленный пока год ПЛ С-310 переведена с ТОФ на Северный флот, а позже внутренними водными путями на Черное море.
 


На дальнем плане ПЛ-мишень пр.690 СС-256 и ПЛ БС-107 в Видяево на Северном флоте, снято в 1980-е годы (фото из архива Николай Самофал, http://foto.mail.ru).


Всплытие ПЛ-мишени СС-226 пр.690 BRAVO, 1980-е годы (фото из архива Igor_Feo, http://forums.airbase.ru)

 
- 1992 - 1996 г.г. - 3 шт в боевом составе ВМФ в сочтаве ЧФ (С-368 списана в 1992 г.).




Три лодки-мишени пр.690 Черноморского флота в Феодосии, 1994 г. (фото - В.Костриченко, http://forums.airbase.ru)
 
- 1997 г. - оставшиеся 3 ПЛ выведены из боевого состава ВМФ (С-256 и С-310 списаны, С-226 остается в составе Черноморского флота, но выведена из боевого состава).
 
- 2002 г. - С-226 формально в составе ВМФ.


ПЛ-мишень С-226 и ПЗС-50 в Севастополе, 2004 г. (фото - В.Костриченко, http://forums.airbase.ru)
 
- 2005 г. 18 июня - С-226 базируется на стоянке Российкого ВМФ.


ПЛ С-226 на стоянке Российского ВМФ, 18.06.2005 г., внизу ПЛ Б-871 "Алроса" пр.877В KILO (http://maps.google.com)

- 2006 г. - С-226 передана Украине под списание и разделку. 
 


ПЛ-мишень СС-226 пр.690 BRAVO у стенки СРЗ №13 на списании (http://tsushima.su)


ПЛ СС-226 (ранее - С-226) в Килен-бухте у стенки "13 СРЗ", Севастополь, 8 января 2006 г.(фото Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru)


ПЛ-мишень СС-310 (ранее - С-310) пр.690 BRAVO на списании (Черноморский флот, Севастополь, 2007 г. - фото из архива Волка, http://tsushima.su)


Подводные лодки ВМС Украины - U01 "Запорiжжя" пр.641 FOXTROT и списанная ПЛ-мишень СС-226 пр.690 BRAVO. Севастополь, 4 мая 2007 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://forums.airbase.ru).

- 2007 г. декабрь - ПЛ СС-226 перемещена в район плавдоков и ГРЭС г.Севастополя и частично утилизирована.

- 2008 г. начало года - ПЛ СС-226 отбуксирована в Инкерман и окончательно разделана на металл.


ПЛ СС-226 в Инкермане на разделке, 2008 г. (http://maillist.ru/archives).

Источники:
Кожевников В.А., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Подводные лодки России: история и современность. Владивосток, "Уссури", 1996 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2009 г.
Balancer.ru, http://forums.airbase.ru, 2009 г., 2011 г.  

Каталог

Последние комментарии

да, совершенно неожиданная находка
DIMMI 2015-01-09 21:45
ВНЕЗАПНО:СС-310 в состоянии трупа, но ещё существует:http://kuleshovoleg.livejournal.com/349488.html
Soika 2015-01-09 03:29
atalex Wrote:ненене, Дима, так считать нельзя :)я-то согласен)))
DIMMI 2013-04-19 15:37
ненене, Дима, так считать нельзя :)
atalex 2013-04-19 10:55
панин Wrote:Дизель стоял на "КЕФАЛЬ" СС_256 10000 Л.С. ,я знаю , я служил на ней.двухрядный...
DIMMI 2013-03-20 22:48
at Sevastopol[ img ]Bravo class - scrapped at Inkerman[ img ]Bravo class - at Cherson[ img ]
rambo54 2011-07-01 23:14
Спасибо. Отработаю в ближайшее время. Ну и как я смотрю тут вообще долгов накопилось)))
DIMMI 2010-12-25 22:52
Вы предлагаете информационное наполнение переместить в форум? Это сейчас, пока...
abl22 2010-05-21 19:50
я подумаю про структуру... просто вручную её тяжко поддерживать и создаватьв принципе...
DIMMI 2010-05-21 14:24
DIMMI, посылаю дополнение в тему. Там две части воспоминаний командира ПЛ из "Тайфуна...
abl22 2010-05-20 21:17