| ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)Т-80 / "объект 219"
 Т-80Б / "объект 219Р"
 Т-80А / "объект 219А"
 Т-80БВ / "объект 219РВ"
 Т-80У / "объект 219АС"
 Т-80У(М) / "объект 219АС"
 Т-80УК
 Т-80УМ1 "Барс"
 
    
 Основной танк. Разработка начата по постановлению СМ СССР от 16.04.1968 г. СКБ-2 ПО "Кировский завод" (г.Ленинград). Первоначальный проект - "объект 219сп1" - Т-64 с газотурбинным двигателем. Испытания опытных танков "объект 219" велись в 1972-1973 г.г. Опытно-войсковая эксплуатация батальона опытных танков "объект 219" проводилась в 1974-1975 г.г. в Прибалтийском ВО. По итогам испытаний и опытной эксплуатации установлено, что танк с газотурбинным двигателем обладает рядом преимуществ по сравнению с танками с дизельными двигателями (см.ниже Двигатель). Танк принят на вооружение постановлением СМ СССР от 06.07.1976 г. как основной танк Т-80 / "объект 219сп2". Серийное производство первых модификаций велось на ПО "Кировский завод" (ЛКЗ, г.Ленинград) с 1976 по 1978 г.г. В дальнейшем серийное производство велось на ЛКЗ (вероятно, до 1992 г.) и с 1985 г. на заводе ОЗТМ (г.Омск). Разработка всех модификаций танка (кроме Т-80УК) - СКБ-2 ЛКЗ, модификация Т-80БК, Т-80УК и некоторые другие разработаны КБ ОЗТМ. На базе танка Т-80 в ХКБТМ (г.Харьков) создан танк с дизельным двигателем Т-80УД. Описание модификаций - в разделе Модификации  (см. ниже).  Основной танк Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга, 06.05.2007 г. (фото "One half 3544", http://ru.wikipedia.org)
 
 
  Танки Т-80БВ 22-й армии, Подмосковье, зима 2009 г. (http://militaryphotos.net).
  Танки Т-80БВ. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая  бригада, Ленинградская область. Май 2011 г. (фото - Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com).
   Экипаж - 3 чел (механик-водитель, наводчик, командир)
 
 Конструкция - характерная классическая - отделение управления в передней части корпуса, боевое отделение в центральной и моторное отделение в кормовой части. Корпус сварной из катанных листов, угол наклона лобового верхнего листа 68 град, установлен V-образный грязеотбойник (аналогично Т-72, на первых модификациях танка).
 
 Башня полусферическая литая (на первых модификациях) обтекаемой формы с узкой амбразурой для пушки. Лобовая часть корпуса и башни имеет трехслойное комбинированное бронирование с керамическим наполнителем. На прототипах "объект 219" и серийных Т-80 конструкция башни несколько отличается. На серийных танках Т-80 начиная с 1976 г. в конструкции корпуса используется другая марка броневой стали - БТК-1, что повысило защиту от бронебойных подкалиберных снарядов в 1.2-1.25 раз.
 
 "Объект 219А" - литая башня конструкции Н.А.Шомина (ХКБМ) от опытной модификации Т-64 - "объект 476". Бронирование комбинированное в лобовой части с использованием наполнителя из вертикальных броневых пластин с ячейками залитыми полиуретаном. На танке Т-80А и на серийном Т-80У изменено бронирование лобовой части корпуса - добавлено несколько новых слоёв и заменен наполнитель. На Т-80У(М) использована башня новой конструкции - увеличена задняя часть башни. На модернизированные по модели  Т-80УЕ1  танки Т-80Б устанавливалась башня от утилизированных Т-80УД аналогичная башне Т-80У.
 
 Стабилизатор систем вооружения и механизм вращения башни отключаются при крене танка 15-20 град. (у танков Т-80У разных серий выпуска).
 
 Бронирование:
 
    |  | Лоб корпуса (мм) | Лоб башни (мм) |   | Т-80, об.219РД | комбинированное 205 мм
 
 | комбинированное 450-460 мм
 
 |   | Т-80 серийный 1976 г. и позже | комбинированное 380 мм эквивалент
 | комбинированное 500 мм эквивалент
 |   | Т-80У с учетом встроенной динамической защиты | комбинированное 1000 мм эквивалент против бронебойного подкалиберного снаряда;
 900 мм эквивалент против кумулятивных боеприпасов;
 
 | аналогично |   | Т-80УМ1 (вероятно, без учета встроенной динамической защиты ?) 
 | комбинированное эквивалент 700 мм гомогенной брони
 | комбинированное эквивалент 700 мм гомогенной брони
 
 |  Динамическая защита:
 На серийном Т-80 и "объект 219РД" устанавливались дополнительные блоки бронироваия бортов башни. На опытном Т-80Б с комплексом активной защиты "Арена" по периметру башни устанавливались контейнеры динамической защиты "Контакт".
 
 На танки Т-80А (опытный, с 1984 г.) и Т-80БВ (серийный, 1985 г.) установлен комплект навесной динамической защиты "Контакт-1", аналогичный применяемому на танках Т-64БВ и Т-72АВ (и некоторых последующих модификаций). Установка навесной динамической защиты на бортовые экраны не производилась. Конфигурации у разных подсерий и вариантов комплектации танков отличались. После 1985 г. аналогичная навесная защита устанавливается и на ранее выпущенные Т-80Б.
 
 
  Комплект навесной динамической защиты "Контакт-1" на танке Т-80БВ в музее боевой техники «Парк победы» на Соколовой горе в Саратове. Вероятно, это ранне серийный или опытный Т-80У (фото А.Чебаненко, 06.04.2008 г., http://commons.wikimedia.org ).Начиная с танка Т-80У устанавливается встроенная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У(М) кроме динамического бронирования по типу Т-80У на бортах башни устанавливается по три дополнительных блока. На танках Т-80УМ1 изменен комплекс встроенной динамической защиты башни.
 
 Начиная с первых серийных Т-80 устанавливаются резиновые бортовые экраны. На Т-80Б в ходе серийного производства заменены на металлические. На некоторых выпусках Т-80БВ первые три секции бортового экрана увеличенной высоты. Начиная с Т-80У усилены первые три секции бортовых экранов.
 
 На танке Т-80У(М) впервые в серии на корпус и башню для снижения ЭПР наносилось радиопоглощающее покрытие.
 
 Ходовая часть и трансмиссия:
 1) "объект 219 сп1" - ходовая часть подобна Т-64
 2) "объект 219 сп2", Т-80, Т-80Б - новая ходовая часть, подвеска индивидуальная торсионная с гидроамортизаторами на 1, 2 и 6 катках, гусеница с резинометаллическими шарнирами и резиновыми беговыми дорожками, обрезиненные катки. Трансмиссия механическая планетарная.
 3) Т-80Б - в процессе производства были модернизированны опорные катки ходовой части. Используется на всех последующих модификациях Т-80 производства ЛКЗ.
 4) Т-80УЕ и более поздние модификации - гидрообъемная трансмиссия ГОП-165.
 
 
 Двигатель:
 1) "объект 219 сп1", "объект 219 сп2", Т-80, Т-80Б (до 1980 г.) - газотурбинный ГТД-1000Т / "изделие 38" мощностью 1000 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова совместно с ЦИАМ, КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ), ВНИИТрансмаш. Испытания двигателя завершены в 1972 г. Серийное производство велось на Калужском моторостроительном заводе с 1972 г. Двигатель трехвальный с двумя независимыми турбокомпрессорами и свободной турбиной, оснащен регулируемым сопловым агрегатом, позволяющем менять направление вращения лопаток турбины. Двигатель используется в комбинированной системе торможения танка одновременно с использованием механических гидравлических тормозов. Управление двигателем осуществляется автоматической системой управления режимом работы (САУР). Система очистки воздуха циклонная (97% очистка). Топливо - авиационный керосин ТС-1 или ТС-2, дизельное топливо, автомобильный низкооктановый бензин.
 Масса единого блока двигателя - 1050 кг
 
 2) "объект 219РД" - дизель А-53-2 (2В-16-2) мощностью 1000 л.с.
 
 2А) "объект 644" - дизель В-46-6.
 
 3) Т-80Б (с 1980 г.), Т-80БВ, "объект 219В", Т-80У (до 1990 г.) - газотурбинный ГТД-1000ТФ / "изделие 38Ф" мощностью 1100 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова, серийное производство - Калужский моторостроительный завод.
 
 4) Т-80А - газотурбинный ГТД-1000М мощностью 1200 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова
 
 5) Т-80У проект - опытный ГТД "изделие 27" мощностью 1200 л.с. разработки ПО им. В.Я.Климова (не доведен, не устанавливался).
 
 6) Т-80У (начиная с 1990 г.), Т-80У(М), Т-80УК, Т-80УМ1 - газотурбинный ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. разработки и ПО им. В.Я.Климова
 
 7) Т-80УМ1, Т-80АТ - газотурбинный ГТД-1250Г мощностью 1250 л.с. или более.
 
 Вспомогательная силовая установка ГТА-18А (Т-80У, Т-80УМ1) мощностью 30 л.с. Расположен в кормовой части танка в левой надгусеничной полке, предназначен для обеспечения работы энергосистемы танка без запуска главного двигателя. На командирских моделях танков так же устанавливается вспомогательный электроагрегат.
 
 Опытная эксплуатация батальона танков "объект 219" в Прибалтийском ВО в 1974-1975 г.г. показала, что по сравнению с танками Т-72 и Т-64А с дизельными двигателями Т-80 с ГТД имеет следующие преимущества (Справка МО СССР, вх.№3195 от 12.02.1976 г.):
 - средняя скорость на марше выше в 1.3 раза;
 - время на совершение марша в 1000 км меньше в 1.5 раза, после длительного марша боеспособность экипажа сохраняется;
 - скорость на подъеме 15 град выше в 2 раза;
 - обеспечивается бесперебойная работа двигателя;
 - количество операций по управлению танком меньше в 5 раз;
 - условия обитаемости улучшены и шумность снижены в 2-3 раза;
 - темп атаки выше в 2 раза;
 - скорость при эффективной стрельбе выше в 2 раза;
 - дальность эффективной стрельбы выше в 1.3 раза;
 - точность стрельбы выше в 1.3-1.5 раза;
 - время подготовки первого выстрела меньше в 2.1 раз;
 - время разгона меньше в 1.7 раз;
 - стоимость ГСМ ниже в 1.5 раза;
 - затраты времени на замену двигателя и трансмиссии меньше в 3 раза;
 - продолжительность и трудоемкость обслуживания меньше в 2 раза;
 - вероятность обнаружения с воздуха меньше в 1.25-1.9 раз;
 - поражаемость воздушными средствами ниже в 1.3-2.2 раза;
 - потери от огня танков за счет динамики на поле боя ниже в 2.0-2.5 раза;
 - обеспечена защита МТО от огнесмесей типа "Напалм";
 - время выхода танка из зараженной местности меньше в 4 раза;
 - ресурс двигателя больше в 2 раза;
 - удельная металлоемкость двигателя меньше в 1.5 раза.
 
 
   Примечание: данные в скобках относятся видимо к другому варианту комплектации или к прототипу. |  | Т-80 
 | об.219РД | Т-80Б, об.219В
 | Т-80А | Т-80БВ | Т-80У | Т-80У(М) Т-80УК
 |   | Масса боевая (т) | 42 
 | 43,9 | 42,5 | 45,2 | 43,7-44,5 | 46 | 46 |   | Запас топлива (л) | 1140+ 700
 
 | 1317 | 1100+ 700
 | 1100+ 700
 | 1140+ 700
 | 1090+ 680
 | 1140+ 700
 |   | Длина (мм) | 9469 (9656) 
 | 9730 | 9651 | 9656 | 9651 | 9656 | 9656 |   | Длина корпуса (мм) | 6780 
 | 7055 | 6982 | 7012 | 6982 | 7012 | 6982 |   | Ширина (мм) | 3525 
 | 3589 | 3582 | 3589 | 3582 | 3603 | 3582-3589 |   | Высота (мм) | 2300 (2195) 
 | 2219 | 2219 | 2215 | 2219 | 2202 (2215) | 2202 |   | Клиренс (мм) | 459 (451) 
 | 451 | 451 | 450 | 451 | 431 | 450 |   | Удельное давление на грунт (кг/кв.см)
 | 0,83 
 | 0,9 | 0,865 | 0,914 | 0,865 | 0,93 | 0,925 |   | Удельная мощность (л.с./т)
 | 23,8 
 | 26,8 | 25,8 | 26,6 | 25,17 | 21,74 27,2 (1990 г.)
 | 27,2 |   | Скорость шоссе (км/ч) | 70 
 | 70 | 70 | 70 | 70 | 80 по ТТХ 65-70
 
 | 70 |   | Скорость грунт (км/ч) |  |  |  |  |  |  | 48 |   | Запас хода (км) | 335-500 
 | 600 | 500-600 | 500 | 335-570 | 400-450 | 400-440 |  
 Запас топлива внутренний - 4 бака по 385 л (Т-80)
 
 Преодолеваемые препятствия:
 
   - крен - при крене более 15-20 град (у танков Т-80У разных серий) происходит нарушение работы стабилизатора основного орудия |  | Т-80 | об.219РД | Т-80Б/БВ, Т-80А, об.219В | Т-80У | Т-80У(М) |   | Подъем (град) |  | 35 | 32 | 32 | 30 |   | Крен (град) | 30 | 25 | 30 | 20-27 |  |  - ров - 2.85 м (все модификации)
 - стенка - 1 м (все модификации)
 - брод:
 - 1.2 м (Т-80, Т-80Б, Т-80А, Т-80БВ, Т-80У)
 - 1.8 м ("объект 219В" с системой преодоления глубокого брода аналогичной устанавливавшейся на Т-64, Т-80У(М))
 - ОПВТ - 5 м глубины преграды, протяженность до 1000 м (все модификации). Т-80У - 5.5 м
 
 Скорость заднего хода - 12 км/ч (Т-80У)
 Запас хода по комбинированной трассе (грунт, шоссе, гористая местность, марш 1000 км, Т-80У) - 350 км
 Запас хода по шоссе (расчетный, на внутренних баках, Т-80У) - 412 км (ТТХ - 340 км)
 Запас хода по шоссе (расчетный, с дополнительными бочками, Т-80У) - 562 км
 Расход топлива в ходе войсковой эксплуатации ("объект 219", 1974-1975 г.г.) - 6,2 л/км (Т-72 и Т-64А - 4.5 л/км)
 Расход топлива в ходе марша 1000 км по комбинированной трассе (Т-80У) - 4 л/км (ТТХ - 5-7 л/км)
 Время полной заправки танка (Т-80У, давление 1.5 атм) - 23 мин
 Время замены трака в гусенице из комплекта ЗИП - 18 мин ("отлично")
 Время замены обоих гусениц из комплекта ЗИП - 1 час 45 мин ("отлично")
 Время замены двигателя (Т-80У, демонтаж) - 1 час 43 мин
 Время замены двигателя (Т-80У, монтаж) - 1 час 20 мин
 
 Вооружение:
 
    | Тип танка | Основное орудие | Спаренные системы
 | Зенитная установка
 | Дополнит. вооружение
 |   | Т-80 (1976) 
 | 125 мм пушка 2А46-1 / 2А46-2, боекомплект 40 выстр. | 7.62 мм пулемет ПКТ боекомплект 2000 патр. | 12.7 мм пулемет НСВТ-12.7, боекомплект 300 патр. | нет 
 |   | об.219РД (1975) 
 | 125 мм пушка 2А46-2 / 2А46М-1, боекомплект 38 выстр. 
 | 7.62 мм пулемет ПКТ боекомплект 1250 патр. | без изменений | ПТРК 9К112-1 "Кобра" |   | Т-80Б (1978) Т-80БВ (1985)
 | 125 мм пушка 2А46М-1, боекомплект 38 выстр. | без изменений | без изменений | без изменений |   | Т-80А (1982) Т-80У (1985)
 | 125 мм пушка 2А46М-1, боекомплект 45 выстр. | 7.62 мм пулемет ПКТ боекомплект 1500 патр (1250 - Т-80У) 
 | без изменений, боекомплект 500 патр. на Т-80У 
 | ПТРК 9К119 "Рефлекс" |   | Т-80У(М) (1992) Т-80УК (нач.1990-х)
 | без изменений | 7.62 мм пулемет ПКТ боекомплект 1250 патр. (750 патр. Т-80УК) 
 | без изменений, боекомплект 450 патр. | ПТРК 9К119М "Инвар" 
 |  
 Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46-1 / 2А46-2 с двухплоскостным стабилизатором 2Э28М2 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания на 28 выстрелов, аналогичным используемому на Т-64А - "объект 219 сп1", "объект 219 сп2", Т-80. На серийном танке Т-80 пушка оснащается  термокожухом. Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46-2 / 2А46М-1 с двухплоскостным стабилизатором 2Э26М / 2Э42 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания на 28 выстрелов, аналогичным используемому на Т-64А - "объект 219РД". Пушка оснащается  термокожухом и адаптирована для применения ПТРК 9К112-1 "Кобра". Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46-2 (до 1982 г.) / 2А46М-1 "Рапира" с двухплоскостным стабилизатором 2Э26М и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания на 28 выстрелов, аналогичным используемому на Т-64А. Устанавливается на танках Т-80Б, Т-80А (стабилизаторы 2Э26М1), Т-80БВ. Адаптирована для применения ПТРК "Кобра" или "Рефлекс". На опытном танке Т-80Б с комплексом активной защиты "Арена" пушка без термокожуха. Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46М-1 с двухплоскостным стабилизатором 2Э42 и гидроэлектромеханическим автоматом заряжания. Устанавливается на танках Т-80А, "объект 219В", Т-80У, Т-80У(М), Т-80УК, Т-80УЕ. Адаптирована для применения ПТРК "Рефлекс". Пушка выполнена с быстроразъемным соединением ствола с казенником. На танке Т-80УМ1 стабилизатор 2Э42М.Скорострельность в ходе тестов на греческий тендер (Т-80УЕ) - 6 выстр/мин (скорость по механизму заряжания - 9 выстр/мин)
 Скорость переброса наведения по горизонтали - 35-40 град/с (зависит от стабилизатора)
 Гладкоствольная 125 мм пушка 2А46М-4 с двухплоскостным стабилизатором 2Э42М и автоматом заряжания - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80АТ. Боеприпасы (пушка 2А46М-1):- бронебойные подкалиберные снаряды - БМ-15, БМ-22, БМ-26
 Начальная скорость - 1715 м/с
 Дальность прямого выстрела - 2200 м
 - кумулятивные снаряды
 - осколочно-фугасные снаряды
 - практические снаряды - аналог бронебойно-подкалиберных снарядов - 3П31
 Зенитная пулеметная установка с пулеметом 12.7 мм НСВТ-12.7 "Утес" с ручным управлением (на опытных танках "объект 219" отсутствовала). Оснащена системой управления 1ЭЦ29М с прицелом ПЗУ-7.  
 
  Стрельба и установка с пулеметом НСВТ-12.7 на танке Т-80БВ. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая  бригада, Ленинградская область. Май 2011 г. (фото - Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com).
 Спаренный с основным орудием 7.62 мм пулемет ПКТ. ПТРК 9К112-1 "Кобра" - "объект 219РД", Т-80Б, Т-80БВ. Применение ПТРК осуществлялось с использованием системы управления огнем 1А33.
 ПТРК 9К119 "Рефлекс" - Т-80А, "объект 219В", Т-80У. Применение ПТРК осуществлялось с использованием системы управления огнем 1А42 или 1А45 "Иртыш". Наведение по лазерному лучу.
 Дальность действия - 100-5000 м
 Вероятность поражения цели типа танк - 0.8
 ПТРК 9К119М "Инвар" с ракетой 9М119М - Т-80У (с 1990 г.), Т-80У(М), Т-80УК, Т-80УМ1
 Комплекс активной защиты "Арена" устанавливался и испытывался на опытном танке Т-80БМ1 ориентировочно в середине 1980-х годов (не ранее 1985 г.) и входит в один из вариантов комплектации Т-80УМ1.
 Оборудование:
 ТИУС (танковая информационно-управляющая система) с комплексом оборудования класса Т-80УМ1 - Т-80АТ Система управления огнем:1А33 - "объект 219РД", Т-80Б, Т-80БВ с баллистическим вычислителем 1В517, блоком разрешения выстрела 1Г43 и датчиками.
 1А42 - Т-80А с баллистическим вычислителем и датчиками.
 1А45 "Иртыш" - "объект 219В", Т-80У, Т-80У(М), Т-80УК с баллистическим вычислителем и датчиками.
 1А45-1 - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80УЕ1 и, возможно, Т-80УА с баллистическим вычислителем 1В558 и датчиками системы замера параметров атмосферы Т04-В8.
 Оптический прицел:ТПД-2-49 (прицел-дальномер) - "объект 219 сп1", "объект 219 сп2", Т-80
 ТПД-К1 (прицел-дальномер) - Т-80
 1Г42 (прицел с лазерным прицелом-дальномером) - "объект 219РД", Т-80Б, Т-80БВ
  
 
  Прицельное оборудование танка Т-80БВ. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая  бригада, Ленинградская область. Май 2011 г. (фото - Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com).
 1Г46 "Иртыш" (прицел с лазерным прицелом-дальномером) с устройством встроенного контроля и выверки - Т-80А, "объект 219В", Т-80У, Т-80У(М), Т-80УК Стабилизирован в двух плоскостях
 Оптическое увеличение 3.6-12х
 Дальность обнаружения целей - до 9100 м (ТТХ - 5000 м)
 Дальность классификации целей - 6500 м
 Дальность идентификации целей - 3000 м
 
 1Г46М (прицел с лазерным прицелом-дальномером) с устройством встроенного контроля и выверки - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80УЕ, и, возможно, Т-80УА. Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С "Агат" (1-го поколения), дневной/ночной - Т-80УСтабилизирован в вертикальной плоскости
 Прицельно-наблюдательный комплекс командира, дневной/ночной - Т-80УА. Модернизированный ПНК с установкой  электронно-оптического преобразователя третьего поколения с применением новой полупроводниковой матрицы для увеличения дальности  распознавания цели ночью с сопряжением с баллистическим вычислителем.Ночной прицел: 
 ТПН-1-49-23 с ИК-прожектором - "объект 219 сп1", "объект 219 сп2", Т-80ТПН-3-49 - "объект 219РД", Т-80Б, Т-80БВ
 ТПН-4-49-23 "Буран-ПА" - Т-80А, "объект 219В", Т-80УСтабилизирован в двух плоскостях
 Дальность обнаружения целей - 1750 м
 Дальность классификации целей - 1500 м
 Дальность идентификации целей - 1500 м
 Тепловизионный ночной прицел: ТО1-ПО2Т "Агава-2Т" / "Агава-2ТИ" - "объект 219Е", Т-80У(М), Т-80УК (некоторые серии).
 Дальность обнаружения целей - 6400 м
 Дальность классификации целей - 4600 м
 Дальность идентификации целей - 2500 м
 
 ТВН-5 / ТО1-К04 - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80УЕ. Ночной тепловизионный прицел с электронно-оптическим преобразователем (ЭОП) третьего поколения - Т-80УА.  ЭОП с применением новой  полупроводниковой матрицы с прямым переносом изображения, микроканальным  усилением, со встроенным источником питания, со схемой защиты от световых  нагрузок, с автоматической регулировкой яркости. ЭОП включает в себя фотокатод с  чувствительностью 700 мкА/лм (вместо 450 мкА/лм на ЭОП второго поколения) и экран свечения на волоконно-оптическом элементе. Ночной прицел сопряжен с баллистическим вычислителем и стабилизатором пушки.Дальность распознавания цели - 1800 м (второе поколение - 1200 м)
 Комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1 "Штора-1" включает в себя 2 ИК-прожектора-постановщика ИК-помех ОТШУ-1-7 для противодействия ПТУРам с ИК ГСН, используется так же для ИК-подсветки. Комплекс проходил испытания на опытном танке "объект 219Е" предположительно во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов. Устанавливается на серийных танках Т-80УК, Т-80УМ1. Позже использован на танках Т-90. В ходе испытаний  по греческому тендеру отмечено отсутствие срабатывания системы на лазерные дальномеры западных танков, на украинский Т-84 система срабатывала. Система дистанционного подрыва мин и боеприпасов с электронными взрывателями - установлена на Т-80УК. Радиостанции:Р-123 / Р-123М - "объект 219 сп1", "объект 219 сп2", Т-80
 Р-123 - "объект 219РД"
 Р-123М - Т-80Б, Т-80БВ
 Р-173 с цифровым управлением - Т-80А, "объект 219В", Т-80У
 Р-163-50У - Т-80У(М)
 Р-163-50У, Р-163-50К (КВ-диапазона) - Т-80УК
 Р-163-50У и приемник Р-163УП - Т-80УМ1, Т-80У(мод.), Т-80УЕ1 и, возможно, Т-80УА
 Навигационная система:ТНА-4 - Т-80УК
 Аппаратура постановки дымовых завес ТДА (термо-динамическая аппаратура). Начиная с Т-80Б / "объект 219Р" (1978 г.) на танки устанавливается 8 ПУ калибра 81 мм системы постановки дымовых завес 902Б "Туча". Оборудование противоатомной защиты (кроме экспортных модицикаций), включает в себя противорадиационные подбой и надбой, систему герметизации забронированного объема и систему воздухоочистки. На Т-80У и позже - подбой и надбой из водородосодержащих полимеров с добавками свинца, лития и бора, а так же используются экраны локальной защиты из тяжелых металлов. Автоматическая противопожарная система 3ЭЦ13 "Иней" (начиная с Т-80У). Оборудование подводного вождения танка (ОПВТ) обеспечивает преодоление водных преград шириной до 1000 м и глубиной до 5 м. На танках Т-80У - до 5.5. м глубины. Оборудование для самоокапывания с бульдозерным отвалом шириной 2140 мм - устанавливается начиная с опытного танка Т-80А, а так же установлено на некоторых сериях танков Т-80БВ, и на всех Т-80У, Т-80У(М), Т-80УК и т.д. Начиная с Т-80У танки оборудованы местами крепления колейного трала КМТ-6. Прочие системы (не идентифицированы):- "Велиж"  - Т-80МУ1
 - 1ЭЦ29 - Т-80МУ1, Т-80У(мод.)
 Модификации:
 "объект 219 сп1" (1969 г.) - первый вариант прототипа Т-80 - ходовая часть подобная Т-64, газотурбинный двигатель. Разработан СКБ-2 ЛЗК. Танк создан в 1969 г.
 "объект 219 сп2" (1972 г.) - второй вариант прототипа Т-80 - новая ходовая часть с торсионной подвеской и гидроаммортизаторами, гусеница с резинометаллическими шарнирами, обрезиненные катки, газотурбинный двигатель. На базе этого прототипа в серийное производство пошел Т-80. Разработан СКБ-2 ЛЗК. Испытания велись в 1972-1973 г.г. Войсковые испытания батальона танков проводились в Прибалтийском ВО в 1974-1975 г.г. Испытания показали что танки с ГТД обладают рядом преимуществ по сравнению с дизельными танками.
 
 Т-80 / "объект 219 сп2" (1976 г.) - первая серийная модель Т-80. Выпускался ЛКЗ с 1976 по 1978 г.г. На башне устанавливаются дополнительные блоки бронирования по бортам. В конструкции корпуса используется другая марка броневой стали - БТК-1, что повысило защиту от бронебойных подкалиберных снарядов в 1.2-1.25 раз.
 "объект 219РД" (1975 г.) - опытный танк, вариант Т-80Б с дизельным двигателем, создавался параллельно Т-80Б. Разработан СКБ-2 ЛКЗ и испытывался в 1975-1976 г.г. Конструкция и вооружение идентичны Т-80Б. "объект 644" - опытный основной танк, разработан КБ транспортного машиностроения (г.Омск). Оснащен дизельным двигателем В-46-6. Т-80Б / "объект 219Р" (1978 г.) - модификация Т-80 с установкой на танк ПТРК "Кобра", системы управления огнем 1А33 и др.оборудованием. Разработан СКБ-2 ЛЗК начиная с 1975 г. (не точно). Принят на вооружение и серийно производился ЛКЗ с 1978 г. С 1980 г. в серии заменен двигатель (на ГТД-1000ТФ). В процессе серийного производства на Т-80Б модернизирована конструкция опорных катков ходовой части. После 1985 г. на танки устанавливается навесная динамическая защита.
 Т-80А / "объект 219А" (1982 г.) - опытный танк, глубокая модернизация Т-80. Разрабатывался параллельно с "объектом 478" (КБ ХЗТМ) в СКБ-2 ЛКЗ с середины 1970-х годов. Создан в 1982 г. Выпускался опытной серией, проходил испытания с разными доработками до 1984 г. как минимум. В 1984 г. на танк установлен опытный комплект навесной динамической защиты и оборудование самоокапывания. На базе Т-80А создан танк Т-80У / "объект 219АС" со встроенной динамической защитой.
 
 "объект 219В" (1983 г.) - опытный танк, модификация Т-80Б с установкой системы управления огнем 1А45 "Иртыш" и ПТРК "Рефлекс", которые впоследствии устанавливались на Т-80У. По конструкции, вооружению и ТТХ (за редкими исключениями) танк идентичен Т-80Б / БВ.
 Т-80БК / "объект 630" - командирский вариант основного танка Т-80Б. Разработан КБТМ (г.Омск). Производился ОЗТМ. Дополнительно установлена КВ-радиостанция и навигационная аппаратура. Т-80БВ / "объект 219РВ" (1985 г.) - основной танк, модернизация Т-80Б с установкой нового комплекта навесной динамической защиты "Контакт-1". Разработан СКБ-2 ЛЗК. Принят на вооружение в 1985 г., серийно производился ЛКЗ. Часть танков Т-80Б прошли модернизацию до Т-80БВ на ремзаводах МО СССР.  Танки Т-80БВ на параде на Красной Площади в Москве, 9 мая 2005 г. (фото ITAR-TASS, http://kremlin.ru)
 Т-80БВК (не ранее 1985 г.) - основной танк, командирский вариант Т-80БВ с навесной динамической защитой "Контакт", навигационными средствами и КВ-радиостанцией.  
 
  Танк Т-80БВК. Учебно-методический сбор Западного военного округа, 138-я стрелковая  бригада, Ленинградская область. Май 2011 г.
 (фото - Александр Пак, http://sashapak.livejournal.com).
 Т-80У / "объект 219АС" (1985 г.) - основной танк, глубокая модернизация Т-80, развитие прототипа Т-80А / "объект 219А" с использованием наработок по "объекту 219В". Установлена встроенная динамическая защита, усиленные бортовые экраны, оборудование самоокапывания, крепление для установки колейного минного трала, установлен модернизировано оборудование. Танк разработан СКБ-2 ЛЗК, главный конструктор Н.Попов. Принят на вооружение в 1985 г., серийно производился с 1985 г. ЛКЗ и ОЗТМ (г.Омск). В 1990 г. танки оснащены новым двигателем ГТД-1250 и ПТРК 9К119М "Инвар".
 Т-80БМ1 / Т-80Б с "Ареной" (не ранее 1985 г.) - опытный танк Т-80Б с установленным, для проведения испытаний, комплексом активной защиты "Арена" и контейнерами динамической защиты по периметру башни. Разработан СКБ-2 ЛЗК.
 "объект 219Е" - опытный танк Т-80Б для испытаний комплекса "Штора-1" с тепловизионным ночным прицелом. Т-80У(М) / Т-80УМ / "объект 219АС" (1992 г.) - основной танк, серийная модернизация Т-80У. Разработан СКБ-2 ЛКЗ, серийно производился с 1992 г. на ОЗТМ. Изменена башня (увеличенная нового типа), новый ПТРК 9К119М, оборудование с тепловизионным прицелом "Агава-2", радиопоглощающее покрытие корпуса и башни. Т-80УК (начало 1990-х годов) - основной танк, командирский вариант Т-80У. Разработан КБ ОЗТМ, принят на вооружение в начале 1990-х годов и серийно производился на ОЗТМ. Башня типа Т-80У(М), конструктивно и по вооружению аналогичен Т-80У(М). На танк дополнительно установлена КВ-радиостанция, система дистанционного подрыва мин и боеприпасов с электронными взрывателями, комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1", навигационная аппаратура ТНА-4, электроагрегат АБ-1-П28 и тепловизионный прицел "Агава-2" (на некоторых сериях). Т-80УЕ (1995 г.) - модификация Т-80У для участия в греческом тендере на поставку основного танка. На танк установлены новые органы управления и гидрообъемная трансмиссия.
 Т-80УМ1 "Барс" (1997 г.) - основной танк, разработан на базе танка Т-80У(М) КБ ОЗТМ и производится ОЗТМ (г.Омск). Может оснащаться комплексом активной защиты "Арена", двигатель ГТД-1250Г, модернизированная пушка, установлены система кондиционирования воздуха, КОЭП "Штора-1", комплекс "Велиж", навигационная аппаратура. Т-80УМ2 - опытная модификация Т-80У(М) с установкой комплекса активной защиты  «Дрозд-2». Т-80У(мод.) (2001 г.) - модернизированный до уровня Т-80УМ1 основной танк Т-80У. Разработан КБ ОЗТМ. Установлено вооружение и оборудование аналогичное Т-80УМ1, новая теплоизоляция МТО, кондиционер воздуха. Системы "Штора2 и "Арена" в базовую комплектацию не включены. Т-80УЕ1 (позже 2001 г., до 2009 г.) - вариант модернизации танков Т-80БВ, состоящих на вооружении ВС России. Разработан КБ ОЗТМ. Модернизация предусматривает установку башни от утилизируемых танков Т-80УД производства ХЗТМ до 1992 г. (аналогична башне Т-80У) и СУО 1А45-1 от танка Т-80УМ1 и другого оборудования. Т-80УА (позже 2001 г., до 2009 г.) - вариант единой модернизации всех выпущенных до Т-80У танков Т-80, состоящих на вооружении ВС России. Разработан КБ ОЗТМ. Вероятно, модернизация по оборудованию до уровня Т-80УМ1, с установкой ночного тепловизионного прицела с оптико-электронным преобразователем третьего поколения. Т-80АТ (не позже 2009 г.) - вариант глубокой модернизации основных танков Т-80У(М) по формату Т-80УМ1. Разработки КБ ОЗТМ. Предполагается замена двигателя на ГТД-1250Г, пушки на 2А46М-4, установка встроенной динамической защиты «Кактус», сварной башни новой конструкции с автоматом заряжания в кормовой нише. По части оборудования предполагается установка СУО с тепловизором, комплектом датчиков, спутниковой навигацией,  танковой ИУС и системой «Айнет». На базе Т-80 созданы:- Т-80УД / "объект 478Б" (1987 г.) - основной танк разработки ХКБТМ (г.Харьков)
 - "объект 640" (1997 г.) - опытный основной танк разработки КБ ОЗТМ.
 
 Статус: СССР / Россия - 1972 г. - на Калужском моторостроительном заводе начато серийное производство двигателей ГТД-1000Т для танков Т-80. - 1976 - 1978 г.г. - на ЛКЗ серийно производится первая модификация Т-80. - 1978 - 1985 г.г. - серийное производство на ЛКЗ Т-80Б. - 1985 г. - в серию на ЛКЗ запущена модификация Т-80БВ и Т-80У, на ОЗТМ начинается производство Т-80У. - 1991 г.  - по состоянию на конец 1991 г. к моменту распада СССР на вооружении ВС СССР состояло 4839 танков Т-80 всех модификаций (включая Т-80УД), в т.ч. Т-80 около 4340 шт. Танки Т-80 приняты на вооружении армии России. - 1992 г. - на ОЗТМ начато серийное производство Т-80У(М). - 1996 г. август - в ходе операции чеченских боевиков по захвату Грозного (Чечня) ВС России применялись в т.ч. танки Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У. Всего в ходе боевых действий в Чечне в 1994-1996 г.г. потеряно 16 танков Т-80 разных модификаций. - 2007 г. - в морской пехоте ВМФ России  на вооружении несколько десятков Т-80БВ - 2009 г. - в ВС России более 6500 шт Т-80У / Т-80УК и Т-80БВ. - 2011 г. - танки Т-80БВ есть на вооружении Западноего военного округа.- 2011 г. октябрь - в СМИ сообщается о том, что батальоном танков Т-80 усилена группировка ВС России на Курильских островах. 
 Экспорт:
 
 Азербайджан - по состоянию на середину 2009 г. на вооружении 15 танков Т-80У.
 
 Ангола - 2007 г. на вооружении 50 шт Т-72 вместе с Т-80 и Т-84 (Украина).
 
 Белоруссия - 2009 г. - на вооружении 92 шт. Т-80.
 
 Греция - танк Т-80УЕ принимал участие в тендере на поставки основного танка для ВС Греции (1995-1996 г.г.).
 
 Кипр - по состоянию на 2009 г. на вооружении 27 Т-80У и 14 Т-80УК.
 
 Корея Южная - по состоянию на 2009 г. на вооружении 80 шт Т-80У / Т-80УК.
 
 США:
 - 2010 г. - у Украины куплен 1 танк Т-80БВ, вероятно, для ознакомления с динамической защитой "Контакт".
 
 Источники:
 Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2010 г.
 Вооруженные силы зарубежных стран. // Зарубежное военное обозрение. № 7 / 2007 г.
 Ильин В.Е., Боевые танки России последнего поколения. М., АСТ, Астрель, 2001 г.
 Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 г.г.). С-Пб, Невский бастион, 1996 г.
 Отчет ПО “ОЗТМ” об участии Т-80У в тендере на поставку основного танка для вооруженных сил Греции. Сайт http://btvt.narod.ru, 2008 г.
 Т-80У против Т-84.  Сайт http://btvt.narod.ru, 2010 г.
 Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru, 2010 г.
 Lenta.ru. Сайт http://lenta.ru, 2010-2011 г.г.
 |