АТ-1 / ПЛАТ-1 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

АТ-1 / ПЛАТ-1

Автор: DIMMI
Создана: 18.01.2009 00:19:52
Изменена: 07.04.2011 18:57:02
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / ВОЗДУХ / Торпеды / Авиационные торпеды / АТ-1 / ПЛАТ-1 / Калибр до 533 мм / АТ-1 / ПЛАТ-1 /

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
АТ-1 / ПЛАТ-1 / изделие 242
АТ-1М / АТ-1МВ  (вертолетный вариант)
АТ-1Э / изделие 242Э (экспортная мод.)


Авиационная противолодочная торпеда. Разработка торпеды ПЛАТ-1 велась в НИИ-400 (ЦНИИ "Гидроприбор") по Постановлению СМ СССР N 111-463 "О создании новых образцов противолодочного вооружения" от 13 октября 1960 г. Главный конструктор - П.В.Матвеев (ист. - Гусев.Р), по др.данным - А.Г.Беляков. Эскизное проектирование отдельных узлов системы управления движением начато в 1959 г. На базе СЭТ-40 разрабатывалось два варианта торпеды - самолетный и вертолетный - отличия в парашютной тормозной системе - вертолетный вариант - 2 х 2.5 кв.м парашюта, самолетный - стабилизирующий парашют 0.6 кв.м и тормозной парашют 5.4 кв.м. Испытания торпеды начаты на Ладожском озере в 1961 г и продолжены на Черном море. При испытаниях на Черном море была задействована специально переоборудованная ПЛ-цель пр.613 - винты ПЛ закрыли кожухом, а корпус покрыли защитным деревянным покрытием.

Принята на вооружение в 1962 г. (в 1963 г. по др.данным) под наименованием АТ-1. Производство торпед велось заводом "Дагдизель" (г.Каспийск). В 1969 г. около м.Чауда на Черном море проводились исследовательские испытания по парному применению торпед АТ-1 с самолетов Бе-12. Серийное производство торпед прекращено в 1970 г., всего выпущено 925 торпед. На базе торпеды АТ-1М разработана вертолетная торпеда с телеуправлениям из режима висения ВТТ-1.


Торпеда АТ-1 в Музее "Владивостокская крепость", г.Владивосток (http://www.vlad-fort.ru/).



Торпеда АТ-1 (http://www.airwar.ru).

Систсема управления и наведение - торпеда оснащена инерциальной системой управления с активно-пассивной акустической системой самонаведения (ССН), работающей в двух плоскостях. Взрыватели - контактный и неконтактный. Главный конструктор ССН - В.И.Колесников, неконтактного взрывателя - А.Н.Шашихин, приборов управления - В.Ф.Некрасов.
Скорость вращения гироскопов - 1400 об/мин

Вывод торпеды на стартовую глубину осуществляется системой приводнения состоящей из разъемного кольца с двумя крыльями, раскрываемыми вместе с тормозным парашютом. После вывода на стартовую глубину система приводнения отстреливается, снимаются системы предохранения и торпеда начинает выполнять левую циркуляцию радиусом 60-70 м с угловой скоростью 12 град/с. Импульсный генератор ССН, включаемый в момент срабатывания ее дистанционного предохранителя, поочередно подает через 0,85 с электрические импульсы на верхний и нижний гидрофоны приемно-излучающего устройства. Электрические импульсы преобразуются в ультразвуковые и торпеда ведет сканирование пространства циркулируя на заданной глубине. Одновременно автономным пассивным каналом производится прослушивание шумов цели. При получении отраженного от цели сигнала по активному каналу либо при обнаружения пассивным каналом шумов цели управление торпедой в вертикальной плоскости передается блоку вертикального маневрирования, а в горизонтальной управление продолжается автоматом курса, но маневрирование по командам ССН производится с меньшими угловыми скоростями (9 град/сек). При прохождении торпеды на расстоянии 5-6 м от цели ультразвуковые импульсы, излучаемые неконтактным взрывателем и отраженные от цели, вызывают срабатывание исполнительной части неконтактного взрывателя, замыкается цепь на запальные устройства контактных взрывателей, заряд торпеды подрывается. При прямом попадании в цель взрыватели срабатывают от действия инерционных сил.

Если точность наведения на цель оказалась недостаточной и акустический контакт с ней потерян, торпеда начинает вторичный поиск, циркулируя в месте потери цели до повторного ее обнаружения. В случае ненаведения по истечении 9 мин контактные взрыватели торпеды срабатывают от действия самоликвидатора и она подрывается.


Компоновка торпеды АТ-1 (http://www.airwar.ru)


Компоновка торпеды АТ-1М (http://anatoliy-artemyev.narod.ru).

Управление торпедой осуществляется первым поколением электромеханических приборов управления:
- датчики угловых скоростей;
- прибор курса с пневматическим запуском и электрическим "поддувом";
- автомат глубины с блоками стабилизации глубины и вертикального маневрирования;
- маятниковый креновыравнивающий прибор.
Суммирование управляющих сигналов и передача управляющих сигналов на рулевые машинки выполнялись с помощью электромеханических устройств. Рулевые машинки электро-гидравлические, рабочая жидкость АМГ-1.

Двигатель - электродвигатель постоянного тока ДП-11М биротативного типа. Управление электропусковой аппаратуры и поддержание давления в гидросистеме рулевых машинок обеспечивается воздушным баллоном 0,7 л с давлением 200 кг/кв.см.


Хвостовой отсек торпеды АТ-1 с двигателем, музей в г.Мурманск, 17.05.2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).


Крайние слева - винты торпед АТ-1, АТ-1М, ВТТ-1, музей в г.Мурманск, 17.05.2010 г. (фото - ХАХ, http://fotki.yandex.ru).

Источник энергии - серебрянно-цинковые батареи одноразового действия ТС-4 / "изделие 543-1" разработки ВНИАИ. Заливка электролита в аккумуляторы происходила при выстреле сразу во все аккумуляторы из единой емкости ампульного типа.
Срок хранения батарей - 8 лет
Масса серебра - около 8 кг

ТТХ торпеды:
Калибр - 450 мм
Длина:
- 4030 мм (самолетный вариант)
- 4000 мм (вертолетный вариант)
- 3930 мм (по да.данным)

Масса:
- 580 кг (самолетный вариант)
- 560 кг (вертолетный вариант)
Масса ВВ - 70 кг

Дальность хода (при скорости) - 5000 м (27 уз)
Скорость хода:
- 23 уз (первоначально)
- 27 УЗ (после доработок, выполненных после принятия на вооружение)
- до 30 уз (по поздним данным)
Глубина хода - 20-200 м
Глубина акватории - не менее 60 м (самолетный вариант)
Скорость цели - до 25 уз
Скорость снижения:
- 100-120 м/с (со стабилизирующим парашютом)
- 45-55 м/с (с тормозным парашютом)

Высота применения:
- 400-2000 м (самолетный вариант)
- 20-500 м (вертолетный вариант)
Скорость носителя при применении - до 600 км/ч

Вероятность поражения ПЛ, идущей на скорости 10 уз - 10-15% (авиационный вариант, Бе-12)
Время срабатывания самоликвидатора - 9 мин

Модификации:
- АТ-1 / ПЛАТ-1 / изделие 242 (1962 г.) - базовый вариант авиационной торпеды для применения с высот от 20 до 2000 м.

- АТ-1М / изделие 242 (1966 г.) - модернизация ОКБ завода "Дагдизель" (г.Каспийск, Дагестан). Пневмоконтактор заменен на электромагнитный.

- АТ-1МВ - модернизированный вертолетный вариант.

- АТ-1Э - экспортное исполнение.

Носители:
- вертолеты Ми-4Т, Ми-14ПЛ, Ка-25ПЛ, Ка-27ПЛ;
- самолеты Бе-12, Ил-38, Ту-142.


Подвеска торпеды АТ-1 под вертолет Ка-25ПЛ, 1960-е годы (http://anatoliy-artemyev.narod.ru).

Статус: СССР / Россия
- 1970 г. - серийное производство торпед прекращено. Всего выпущено 925 торпед.
- 1997 г. - еще есть на вооружении (?).

Экспорт:
Польша - 1990 г. уже есть на вооружении.

 
Источники:
Александров А.Б. Жизненные обстоятельства инженера или хроника пикирующего торпедиста. Сайт http://torpeda-idetbezkrena.narod.ru/, 2011 г.
Артемьев А. Авиационные торпеды. // Техника и вооружение. № 1 / 1998 г.
Гусев Р. Такова торпедная жизнь. С.-Пб., Ива, 2003 г.
Литинский Д.Ю. Предыстория "Кондора". // Тайфун. № 6 / 1997 г.
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 2, 4 / 1993.
Прошкин С., Маринин В., Российское торпедное оружие. // Военный парад. N 3 / 1997 г.
Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.
Соболев И.М., Кабанец Е.Л., Егоров С.К. и др. Этапы и проблемы развития торпедного оружия. Торпеда - новое морское оружие. // http://balancer.ru/forum, 2011 г.
Уголок неба. Сайт http://www.airwar.ru, 2011 г.
ЦНИИ "Гидроприбор" и его люди за 60 лет. С.-Пб., "Гуманитарная академия", 2003 г.

Каталог