пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

Автор: DIMMI
Создана: 24.06.2011 20:01:37
Изменена: 19.11.2023 07:09:15
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / Специальные подводные лодки и аппараты / пр.1851 / 18511 - X-RAY / PALTUS /

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов  1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта  1910Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ. 

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. 

В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. 



АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, ретушь фото ОСК).



В феврале 1977 г. подписан приказ о начале строительства головной АГС проекта (заказ 01429). При создании АГС проекта использовался опыт строительства и испытаний головной АГС  пр.1910 "Кашалот". Официальная закладка головного заказа - 25.09.1981 г. Спуск на воду -  29.09.1983 г. Швартовные испытания заказа проводились в Ленинграде до осени 1984 г., когда АГС была переведена в Северодвинск на сдаточную базу ЛАО. Головная АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем КС-86 проекта 675Н (источник). После сложных испытаний в ходе которых устранялись различные проблемы с оборудованием головная АГС проекта 18510 была принята Флотом 30.12.1986 г. Капитан АГС в ходе испытаний - В.Ю.Терехов (ист. - Адмиралтейские верфи).

По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ "Звездочка". 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ "Звездочка", где, вероятно, проходила ремонт. Позже, так же находится у стенки СРЗ "Звездочка".

В западных СМИ иногда упоминается существование недостроенной третьей АГС пр.18511 строительство которой якобы не было завершено. Данная информация кажется нам сомнительной.


АГС АС-23 пр.18510 "Нельма" / X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 10.05.2010 г. (фото - Лиханов, http://forums.airbase.ru).


АГС АС-23 пр.18510 "Нельма" / X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото - maverick, http://www.klubsmi.ru).


Модель комплекса пр.1851 с ПЛА-носителем пр.09774 КС-411 "Оренбург" и АГС пр.18511 "Палтус" (http://military.tomsk.ru/forum).


Конструкция - двухкорпусная. Материал корпуса - титановый сплав. Опытовая АГС пр.18510 изначально была выполнена без рубки, но позже, в ходе ремонта, рубка была установлена - необходимость в рубке возникла т.к. при нахождении АГС на поверхности при волнении моря люк шлюзового отсека заливался водой. На головной и серийной АГС пр.18511 рубки устанавливались изначально. Предположительно, на АГС пр.18511 энергетическая установка вынесена в отдельную секцию прочного корпуса, которая возможно отделена от основной части прочного корпуса междубортной водой, используемой в качестве биологической защиты.

Для обеспечения плавучести лодки в междубортном пространстве испольсуются наполнители из сферопластика разработки ЦНИИКМ "Прометей" марок ЭДС-5А,
ЭДС-5А-С (в частности на заказе №431, источник).
Характеристики сферопластика ЭДС-5А:
Кажущаяся плотность, в пределах - 620-660 кг/кв.м
Разрушающее напряжение при одноосном сжатии, не менее - 55 МПа
Исходная кратковременная гидростатическая прочность, не менее - 70 МПа
Водопоглощение за 100 ч при гидростатическом давлении 20 МПа, не более - 0,005 г/кв.см



Предположительное изображение АГС пр.18510 "Нельма" АС-23 (автор - H.I.Sutton, http://www.hisutton.com).


АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, 02.05.2018 г., использован рисунок HISutton).
Двигательная установка - однореакторная атомная энергетическая установка. В части источников упоминается мощность 10 МВт, но эти цифры носят неофициальный и оценочный характер. В эскизном проекте АГС пр.18510 предполагалось использование легкой энергетической установки подобной тем, что использовались на космических аппаратах. Реактор предполагалось установить в капсуле без биологической защиты - её роль должна была выполнять забортная вода. В окончательном проекте лодки используется энергетическая установка с турбогенератором "когтевого" типа разработки ПО "Электросила" и производства Калужского турбинного завода.

Ядерная силовая установка, вероятно, разработана в НИКИЭТ, главный конструктор - В.А.Шишкин (источник).

Движитель - винт фиксированного шага в кольцевой насадке.

ТТХ АГС:
Экипаж - точных данных нет - несколько офицеров (более 5 , но менее 10)
  пр.18510 пр.18511
Длина 44 м ??
40 м по др.данным
53 м (оценка)
55 м
Ширина до 3.5 м
5,3 м
3.8 м
Осадка до 4 м
5 м
4.2 м
Водоизмещение надводное 
529 т
550 т
Водоизмещение полное 730 т 1000 т

Глубина погружения - данных нет, в источниках указывается более 1000 м
Скорость подводного хода - 6 уз
Автономность - более 10 суток


Оборудование:
На заказах проектов 18510 и 18511 используется ГАК типа "Гнейс". В частности на АГС пр.18511 АС-35 (зав. №01431) установлен ГАК "Гнейс-5К.1" разработки и производства концерна "Океанприбор". В 2012-2014 г.г. планировалась установка ГАК на заказ 01431 (Годовые отчеты ОАО «Водтрансприбор-Пуск» за 2012-2014 г.г.), а в 2014 г. ОАО «Северный Рейд» вело изготовление приборов для изделия «Гнейс» для заказа зав. №431 (09431, Годовой отчет ОАО «Северный Рейд» за 2014 г., источник).

Специальный манипуляторный комплекс для выполнения работ на грунте и с подводными объектами.


Модификации:
- Комплекс пр.1851, АГС пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA - первый опытный вариант атомной глубоководной станции. Построена АГС АС-23. В первоначальном виде у АГС отсутствовала рубка, которая была установлена позже в ходе ремонта.


ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано  в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
 

ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н с АГС АС-23 в первоначальном виде (использованы рисуноки с http://forums.airbase.ru и http://oosif.ru).

- пр.18511 "Палтус" - PALTUS - атомный глубоководный комплекс. Построены АГС АС-21 (головная) и АС-35 (серийная). Штатный носитель - ПЛА КС-411 пр.09774. 


ПЛА-носители КС-411 пр.09774 (слева) и КС-86 пр.675Н (http://oosif.ru).


АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS, Оленья губа,  24.05.2008 г. (http://forums.airbase.ru).


АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS, Оленья губа, вероятно 2010-2011 г.г. На переднем плане предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM (http://forums.airbase.ru).

- пр.18510М "Нельма-М" - наименование условное. Модернизированная в ходе капитального ремонта АГС АС-23 пр.18510. 04.12.2012 г. в "Известиях" появилась статья о строительстве на ЦС "Звездочка" новой АГС с использованием недостроенного четвертого корпуса АГС пр.1851. Вцелом информация приведенная в статье, по нашему мнению, вряд ли соответствует действительности, но существует большая вероятность того, что АГС АС-23, находящаяся на ремонте в ЦС "Звездочка" может быть значительно модернизирована. На основании логических рассуждений можно сделать вывод о том, что у АГС может быть полностью обновлена АЭУ (по причине опытного характера, длительного простоя и морального устаревания имеющейся АЭУ), модернизировано оборудование (по схожим причинам), проведена ревизия корпуса. АГС должна быть адаптирована к новому поколению лодок-носителей. Вероятно, отрывочные сведения о подобной глубокой модернизации и легли в основу информации источников статьи в "Известиях". При этом часть информации в материале "Известий" может оказаться правдивой - например, информация об изготовлении в Обнинске нового реактора для АГС нового типа. Так же с большой вероятностью носителем новой АГС будет переоборудовываемая там же в ЦС "Звездочка" специальная лодка-носитель БС-64 "Подмосковье".

К 2018 г. стало ясно, что АГС АС-23 проходила осмотр и профилактический ремонт, но не модернизировалась. Лодка по прежнему находится у стенки СРЗ "Звездочка" и никуда не уходила. 


Статус: СССР / Россия. Ведомственная принадлежность лодок - ГРУ МО СССР, позже - ГУГИ МО России (Главное Управление Глубоководных Исследований).

- 1984 г. - впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-23 пр.18510.

- 1989 г. - после катастрофы ПЛА К-278 "Комсомолец" затонувшую лодку обследовала АГС АС-23 пр.18510 (свидетельство командира АГС В.Ю.Терехова, источник).

- 1991 г. апрель - впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-21 пр.18511.

- 1994 г. сентябрь - впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-35 пр.18511.




Вывод АГС АС-35 пр.18511 из цеха Ленинградского Адмиралтейского Объединения, г.Санкт-Петербург, сентябрь 1994 г. (фото из архива ABL22, http://forums.airbase.ru).

- 1995 г. октябрь - во время прохождения Государственных испытаний АС-35 пр.18511 повреждает носовую часть станции с акустической аппаратурой.

- 1996 г. 22 июля - успешно завершены глубоководные испытания АГС АС-35 пр.18511 - последний этап Государственных испытаний. Командир АГС - капитан 1 ранга Щербаков Ю.А..


АГС АС-23 пр.1851 "Нельма" - X-RAY рядом (слева от) с АГС пр.1910 у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске, 2010 г. (фото - Михаил Кравцов, http://forums.airbase.ru).

- 2011 г. июль - АГС АС-35 совершает выходы в море.

- 2011 г. осень - АГС АС-23 пр.1851 "Нельма" X-RAY еще находится у станки СРЗ "Звездочка".

- 2012 г. 02 февраля - во время пресс-тура на СРЗ "Звездочка" АГС АС-23 обнаружена в цеху ЦС "Звездочка". Позже АГС вновь была обнаружена у стенки СРЗ на своём постоянном месте.


АСГ АС-23 (идентифицирована по следам на корпусе) в цехе СРЗ "Звездочка", 02 февраля 2012 г. (https://fotografersha.livejournal.com/).

- 2012 г. 10 февраля - подписан Госконтракт №Р/1/2/0057/ГК-12-ДГОЗ на выполнение ремента АГС заказ №431 с ЦС "Звездочка" (источник).

- 2012 г. 24 июля - между НИПТБ "Онега" и ЦС "Звездочка" подписан договор №92-44/12 на сумму 6,5 млн руб «Разработка (доработка) конструкторско-технологической документации в обеспечение выполнения работ на заказе зав.№431 в ТПД-70 ». Речь идет о АГС АС-35 (ист. - НИПТБ "Онега", 2012 г.). Комментарий - вероятно, средний ремонт АГС АС-35 планируется выполнять прямо в транспортном доке ТПД-70 без доставки в ЦС "Звездочка".

- 2012 г. 04 декабря - в статье в газете "Известия" говорится о строительстве АГС нового типа на ЦС "Звездочка" - см. выше раздел "Модификации".

- 2012 г. 05 декабря - между НИПТБ "Онега" и ЦС "Звездочка" подписан договор №92-20/12 на сумму 104 млн руб «Разработка (доработка) конструкторско-технологической документации в обеспечение среднего ремонта заказа зав. № 431 в условиях ОАО «ЦС» Звездочка». Речь идет о АГС АС-35 (ист. - НИПТБ "Онега", 2012 г.).

- 2014 ноябрь -2015 февраль - заключен договор с проведением в указанные сроки ЦНИИКМ "Прометей" работ по освидетельствованию сферопластиков на заказе №431 (источник).

- 2017 г. 22 июня - заказ №431 (АС-35) выведен из эллинга СРЗ "Звездочка" вероятно после модернизации.



Реестр ПЛА пр.1851 X-RAY (данные по базированию носят предположительный характер):

пп
Название Проект Завод.
Борт № Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Базирование
1 АС-23

носитель -  КС-86 пр.675Н / 06754
1851 / 18510 01429
ЛАО
ответственный сдатчик М.Е.Сусленников,  ведущие военпреды - В.С.Семенов и Г.А.Попильнух
1977 г. февраль - подписан приказ о строительстве заказа

25.09.1981
 29.09.1983
1986 г. - первая стыковка с ПЛА-носителем КС-86 пр.675Н

30.12.1986
29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).
- 2000 г. - Оленья губа;
- 05.05.2004 г. - к этой дате АГС находится у стенки СРЗ "Звездочка" в Северодвинске;
- 02.02.2012 г. - в цеху СРЗ "Звездочка".
- 2012 г. заказ №429 проходит ремонт на ЦС "Звездочка" (ист. - Годовой отчет за 2012 г.)

Первый командир АГС - В.Ю.Терехов
2 АС-21

носитель - КС-411 пр.09774
18511 01430   ЛАО
ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущий военпред - Михайлов А.И.,  Председатель государственной комиссии - Холод В.В.
26.12.1984 29.04.1991 28.12.1991 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).
- 2010 г. - Оленья губа;

Первый командир АГС - М.В.Грицко.

Предполагаемая дата пуска реактора - 04.05.1991 г. (источник).
3 АС-35

носитель - БС-136 пр.09786
18511 01431 / заказ 09431 222 ?
ЛАО
ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущий военпред Мухин В.М.
Председатель государственной комиссии – Хмыров В.Л.
20.12.1989 29.09.1994 12.11.1995 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1).
- 2010 г. - Оленья губа;
- 2012 г. заказ №431 проходит ремонт на ЦС "Звездочка" (ист. - Годовой отчет за 2012 г.)

Первый командир АГС - Ю.А.Щербаков
4 АС-35

носитель - БС-64 пр.09787
18511М 01431   ЦС "Звездочка" начало работ по ремонту и модернизации - конец 2011 г. - начало 2012 г. 22.06.2017 г. вывод из эллинга
  Модернизация АГС АС-35 силами ЦС "Звездочка"


Источники:
Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996. С.-Пб., Гангут, 1996 г.
Годовой отчет за 2012 г. ЦС "Звездочка", г.Северодвинск, 2013 г. (источник).
НИПТБ "Онега", 2012 г., годовой отчет. г. Северодвинск, 2013 г.
Общественное объединение "Союз инженеров фота". 2012 г. (источник).
Форум http://forum.korrespondent.net/, 2009 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru/, 2011 г.
Balancer.ru, http://forums.airbase.ru, 2009 г., 2011 г.
Jane's Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.

Каталог

Последние комментарии

when made this photo?
DIMMI 2018-06-08 23:45
Although both boats saw some repair work since 2010 they are still at the same place...
rambo54 2018-06-06 19:03
Монтаж от ОСК (выше есть оригинал). Но очень интересно. Впервые название такое вижу (Алмаз)
DIMMI 2018-06-03 22:49
Вот такой хай-рез.
mpashnev 2018-06-03 22:00
DIMMI Wrote:I think that you are rightThere is a Paltus class at Zvedzdochka/Severodvinsk...
rambo54 2018-06-03 21:49
I think that you are right
DIMMI 2018-05-09 14:16
rambo54 Wrote:google has now the image of 21.6.17 too (roll out of Paltus). So we...
rambo54 2018-05-07 19:42
google has now the image of 21.6.17 too (roll out of Paltus). So we can compare...
rambo54 2017-10-08 19:16
Фото было, но тут размер поболее так))
mpashnev 2017-09-09 02:15
rambo54 Wrote:need some helpDoes someone know this type of boat? Could it be a Pr...
rambo54 2017-08-04 18:16