ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)  пр.16810 "Русь" пр.16811 "Консул"       |    |        Обитаемый  самоходный глубоководный подводный аппарат / корабль 3 ранга - автономный глубоководный аппарат. Проект аппарата разработан СПМБМ "Малахит" (г.Санкт-Петербург).  Проектирование глубоководного аппарата по заданию ВМФ СССР и рассчитанного на погружение на глубину до 6000 м по пр.16810 начато в 1984 г. СПМБМ "Малахит" под руководством главного конструктора В.Г.Маркова (с 1993 г. - Е.М.Разумихин). В проектировании аппарата приняли участие ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", НПО "Винт", ЦНИИ "Аврора", ЦНИИ "Морфизприбор", НПО "Норд", НПО "Пролетарский завод" и НПО "Электротехника". Технический проект аппарата пр.18810 разработан по заказу ВМФ СССР под руководством В.Г.Маркова в 1987 г. Одновременно предложен проект аппарата с улучшенными ТТХ (будущий пр.16811). В 1989 г. выпущена рабочая конструкторская документация по откорректированному пр.16810. В 1989 г. так же произведена корректировка проекта морскую геологоразведку под требования Морского регистра СССР и выпущена рабочая конструкторская документация пр.16811. Заказчик второго аппарата (пр.16811 "Консул") до 1992 г. - Министерство геологии СССР, после 1992 г. - Роснедра. 
  Подготовка к строительству аппаратов пр.16810 и пр.16811 начата на "Адмиралтейских верфях" в 1989 г. и в 1991-1992 г.г. соответственно. Официальная закладка аппарата АС-37 "Русь" пр.16810 состоялась 1 июня 1992 г. в цехе №12 (ССП-125 - участок глубоководных аппаратов) "Адмиралтейских верфей". Испытания аппарата АС-37 "Русь" начаты в 1998 г., спуск на воду произведен 20 мая 1999 г. В 2001 г. аппарат совершил первые погружения в Балтийском море. Заводские ходовые и государственные испытания аппарата "Русь" проводились на Балтийском море, что не позволило провести испытания с погружением на максимальную глубину. В период государственных испытаний была выполнена проверка аварийного всплытия аппарата с отдачей крышки бункера маневрового балласта (чугунная дробь) и отдачи устройства постановки на основание с дифферентными грузами. Такое испытания проводилось впервые. Комиссия госприемки приняла опытный автономный глубоководный аппарат «Русь» в опытную эксплуатацию в состав ВМФ России на Балтийском море с ограничением глубины погружения, достигнутой на государственных испытаниях. В соответствии с решением Главнокома ВМФ и директора Российского агентства по судостроению № 743/5/1245 от 3 ноября 2000 г. погружение опытного аппарата на глубину 6000 м не проводилось. Этим же решением было принято предложение Госкомиссии выполнить модернизационные работы как на аппарате «Русь», так и на судне-носителе пр.141 с последующим проведением глубоководных погружений на 3000 м и 6000 м в Атлантическом океане.
  В 2001-2005 г.г. аппарат АС-37 "Русь" проходит модернизацию, приближающую его возможности к пр.16811. В 2005 г. на аппарате "Русь" совершено погружение на глубину 3600 м (ист. - Буриличев А., интервью). После совершения глубоководного погружения в декабре 2006 г. у Азорских островов аппарат в феврале 2007 г. принят на вооружением ВМФ России.
     Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 во время испытаний, фото 29 июня 2011 г. (фото из  архива Gogs,  http://forums.airbase.ru).  Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811 во время испытаний, фото 2010-2011 г.г. (фото из  архива Gogs,  http://forums.airbase.ru).  В интервью 24.09.2011 г. на радио "Эхо Москвы" начальник главного   управления глубоководных исследований Монобороны России вице-адмирал   А.Буриличев сообщил, что наименование аппарата пр.16811 "Консул"   расшифровывается как "конкреции сульфида", что свидетельствует об   изначально геологическом назначении аппарата. Строительство второго  аппарата ("Консул", главный конструктор - Е.М.Разумихин) по пр.16811  прекращено в середине 1990-х годов в связи с отсутствием финансирования  от Министерства природных ресурсов при готовности аппарата 62% (ист. - Буриличев А., интервью).  В целях обеспечения финансирования аппарат передан в ведение Главного   управления глубоководных исследований Минобороны России. Предполагается   совместное с Роснедрами использование аппарата АС-39. Итогом создания   аппарата станет создание морского технологического комплекса (МТК,   аппарат + судно-носитель с соответствующим оборудованием) для проведения   глубоководных исследований. Корпус аппарата пр.16811 АС-39 "Консул"  сформирован на "Адмиралтейских верфях" в 2002 г. Аппарат спущен на воду в  ноябре 2009 г. В течение 2010 г. аппарат совершал погружения на Балтике  и в октябре 2010 г. ожидалось начало глубоководных испытания аппарата в  Атлантическом океане совместно с аппаратом "Русь" пр.16810.  Государственные испытания головного аппарата АС-39 завершены погружением   на глубину 6270 м 14 июня 2011 г. Аппарат принят ВМФ России в  эксплуатацию 13.09.2011 г., подписан акт. В ноябре 2011 г. "Консул" принят в состав ВМФ России и Флаг ВМФ на аппарате "Консул" поднят на СРЗ "Звездочка" 13.12.2011 г. 
  Назначение аппаратов пр.16810 и 16811: - классификация и видеосъемка объектов на морском дне; - выполнение подводных технических работ с помощью манипуляторного устройства; - обследование подводных сооружений и объектов; - доставка на грунт или подъем на поверхность предметов массой до 200 кг.
 
  Конструкция - прочный корпус аппарата выполнен сферическим из титанового сплава, легкий корпус выполнен из стеклопластика с заполнением высокопрочным сферопластиком. Иллюминаторы выполнены из органического стекла и расположены в носовой части аппарата. Изготовитель легкого стеклопластикового корпуса - завод "Пелла".
  Высокопрочный титановый сплав и прочный заполнитель легкого корпуса - сферопластик - разработаны ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", руководитель темы  - Г.В.Матвеев. Производство титанового сплава велось ОАО корпорация "ВСМПО-АВИСМА". Производство блоков плавучести из сферопластика - ЦНИИ "Прометей".
  Прочный корпус аппарата "Русь" после сборки и сварки полусфер перед окончательной сваркой был проточен по наружной и внутренней поверхностям на специальном станке на Балтийском заводе. После сварки с легкими конструкциями и балластными цистернами прочный корпус испытывался наружным гидравлическим давлением 720 кгс/кв.см с выдержкой 23 часа в док-камере ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова. Иллюминаторы из оргстекла при изготовлении были испытаны гидростатическим давлением 780 кгс/см2. Спуск полностью готового автономного глубоководного аппарата в Неву для проведения швартовных испытаний выполнялся плавучим краном с использованием штатного штокового устройства подъема на судно-носитель.
  Погружная система гидравлики аппарата пр.16810 разработана НПО "Пролетарский завод", главный конструктор - Ю.А.Молодцов. 
    Аппарат "Русь" пр.16810 в строительстве ("Военный парад", №1 / 1996 г., фото из архива Gogs,  http://forums.airbase.ru).   Cтроительство аппарата пр.16810  "Русь" с использованием сферопластика в   цехе №20 Адмиралтейских верфей ("Адмиралтейские верфи: люди, корабли,   судьбы 1926-1996", С.-Пб., "Гангут", 1996 г.).  Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 (фото из архива Gogs,  http://forums.airbase.ru).  Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 ( http://aqua.sm.bmstu.ru).  Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 в Балтийске ("Подводные технологии и средства освоения мирового океана", М., "Оружие и технологии", 2010 г., фото из архива Gogs,  http://forums.airbase.ru).  Компоновочная схема глубоководного аппарата АС-39 пр.16811 "Консул" ( http://forums.airbase.ru).  Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811, вероятно 2009 г. (фото из архива Gogs,  http://forums.airbase.ru).    Двигательная установка - разработка движительно-рулевого комплекса аппарата пр.16810 велась НПО "Винт", главный конструктор Берсеньев. Погружные электродвигатели постоянного тока аппарата пр.16810 разработаны НПО "Электротехника", главный конструктор - В.А.Камышников.
       
  |  пр.16810 "Русь"
  |  пр.16811 "Консул" |     Горизонтальные главные электродвигатели
  |  3
  |  
  |     | Вертикальные главные электродвигатели |  2 |    |     | Подруливающие устройства |  1 |    |     | Аккумулуторные батареи |  СП-200М-1 |    |       
  ТТХ аппаратов:      |   |  пр.16810 "Русь" |  пр.16811 "Консул" |     | Экипаж |  2-3 чел |  2-3 чел |     | Длина |  8 м |  8.4 м |     | Ширина |  3.9 м |  3.9 м |     | Высота |  3.85 м |  3.9 м |     | Диаметр прочного корпуса |  2.1 м |  2.1 м |     | Толщина прочного корпуса |    |  100 мм |     Водоизмещение полное
  |  25 т |  26 т |     | Масса полезной нагрузки |    |  200 кг (кроме экипажа) |     | Скорость максимальная |  3 / 3.9 уз (по разным данным)
  |  3 уз |     | Глубина погружения максимальная |  6000 м |  6270 м |     | Глубина погружения рабочая |  
  |  6000 м |     | Автономность |  10 часов (рабочая) 72 часа (аварийная) |  12 часов |     | Расчетный срок эксплуатации |    |  20 лет |     | Ресурс |  500 погружений на глубину более 4000 м 1000 погружений на глубину до 4000 м |    |       
  Оборудование: система автоматического управления аппарата пр.16810 разработана ЦНИИ "Аврора", главный конструктор - А.Н.Бабаев. Система глубоководной гидроакустической связи, навигации и поиска аппарата пр.16810 разработана ЦНИИ "Морфизприбор", главные конструкторы  - А.А.Остроухов и Б.В.Хрусталев. Навигационная система аппарата пр.16810 разработана НПО "Норд", главный конструктор Г.А.Замай. Аппараты оснащены забортной телевизионной камерой в прочном боксе.
     Аппарат АС-37 "Русь" с оригинальной свето-оптической системой на подвеске (фото из архива sam7,  http://forums.airbase.ru).    Аппараты пр.16810 и пр.16811 оборудованы уникальным манипуляторным комплексом. В состав манипуляторного комплекса входит два исполнительных органа выполненных из титана, пульт управления и два задающих органа. Манипуляторный комплекс разработан отделом СМ4-2 МГТУ им.Н.Э.Баумана, руководитель работ - В.Челышев.      Испытания манипулятора на аппарате АС-37 "Русь" пр.16810, вероятно 2000-2001 г.г. ( http://aqua.sm.bmstu.ru).  Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811, вероятно 2009 г. (фото из архива Gogs,  http://forums.airbase.ru).  Глубоководные аппараты АС-39 "Консул" пр.16811 (вверху) и АС-37 "Русь" пр.16810 (внизу), вероятно 2009 г. (фото из архива sam7,  http://forums.airbase.ru).    Глубоководный аппарат может нести необитаемый подводный аппарат типа "Рупор-6000" или телеуправляемый необитаймый подводный аппарат "Лорнет".
  По состоянию на 2011 г. ведется разработка бурильного комплекса для аппарата "Консул" пр.16811 (ист. - Буриличев А., интервью).  
    Носители - применение глубоководного аппарата возможно с любого надводного корабля оборудованного крановым оборудованием грузоподъемностью 35-40 тонн.
  Статус: Россия
  - 2005 г. - на аппарате "Русь" совершено погружение на глубину 3600 м (ист. - Буриличев А., интервью).
     - 2009 г. 30 октября - на Адмиралтейских верфях спушен на воду аппарат пр.16811 "Консул" (источник).
     - 2010 г. август - аппарат пр.16811 "Консул" базируется на судне-носителе в Балтийске и проходит испытания.
     Глубоководный аппарат "Консул" пр.16811 на судне-носителей в Балтийске, 22.08.2010 г. (фото из архива prjnik,  http://navy-rus.livejournal.co, обработано).    - 2011 г. апрель-май - испытания аппарата АС-39 пр.16811 "Консул" велись на Балтике и в Атлантическом океане с использованием спасательного буксирного судна "Звездочка" пр.20180. Экспедиция в Атлантику завершена 31 мая 2011 г.
    Спасательное  буксирное судно "Звездочка"  пр.20180 обеспечивает испытания  глубоководного аппарата АС-39 "Консул" пр.16811, май 2011 г. (фото из  архива Curious,  http://forums.airbase.ru).  Глубоководный аппарат АС-39 пр.16811 "Консул" во время испытаний, Атлантика, май 2011 г. ( http://sdelanounas.ru).    - 2011 г. - в составе ВМФ 2 аппарата пр.16810 "Русь" и пр.16811 "Консул".
 
  Реестр аппаратов пр.16811:      № пп |  Название |  Проект |  Завод. № |  Завод |  Закладка |  Спуск на воду |  Вступление в строй |  Базирование |     | 01 |  АС-37 |  16810 |  01689 |  ОАО "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург), ответственный сдатчик - Л.П.Лазута
  |  1989 г. (по одним данным)
  01.06.1992 г. (по данным из истории завода)
  |  20.05.1999 |  декабрь 2000 г. (по данным из истории завода)
  февраль 2007 г. (подписание приемного акта в торжественной обстановке)
  |  Балтийский флот, судно-носитель СС-750, вошел в состав 54-й бригады специальных судов флота
  |     | 02 |  АС-39
  |  16811
  |  01690
  |  ОАО "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург)
  |  1992 г.
  |  30.10.2009
  |  в 2009-2010 г.г. планировалось принять в 2011 г.
  13.09.2011 г. подписан акт ноябрь 2011 г. включен в состав ВМФ, 13.12.2011 г. поднят Флаг ВМФ
  |  Балтийский флот
  |       
 
  Источники: Буриличев А., начальник главного  управления глубоководных исследований Монобороны России, вице-адмирал. Интервью 24.09.2011 г. на радио "Эхо Москвы". Министерство обороны России. Сайт http://www.mil.ru, 2011 г. Россия успешно испытала глубоководный аппарат "Консул". // Взгляд. 04.07.2011 г. Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г. Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru, 2011 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2011 г. |