Р-16 / 8К64 - SS-7 SADDLER | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Р-16 / 8К64 - SS-7 SADDLER

Автор: DIMMI
Создана: 24.06.2013 09:56:59
Изменена: 20.03.2023 01:15:31
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Межконтинентальные баллистические ракеты / Р-16 / 8К64 - SS-7 SADDLER /

ДАННЫЕ НА 2023 г. (стандартное пополнение)
Ракета
Р-16 / 8К64 - SS-7 mod.1 SADDLER
Ракета Р-16У / 8К64У - SS-7 mod.2 SADDLER


Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Разработка первой (для КБ) двухступенчатой ракеты велась ОКБ-586 (КБ "Южное") под общим руководством академика М.К. Янгеля по Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.12.1956 г. о разработке межконтинентальной ракеты на высококипящих компонентах топлива. Ведущий конструктор ракеты - В.В.Грачев. Ракета разрабатывалась в связи с низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой МБР Р-7 С.П.Королева. Для ускоренного создания новой МБР было предложено широко использовать конструктивные решения ранее созданных КБ ракет Р-12 / 8К63 и Р-14 / 8К65. Запуск МБР 8К64 предполагался только с наземных пусковых установок.

Постановлением от 17.12.1956 г. Правительство поручило ОКБ-586 проработать проект МБР на топливе длительного хранения. В феврале 1957 г. ОКБ-586 предложен предэскизный проект новой МБР. Проект предполагал создание 2-х ступенчатой ракеты со ступенями конической формы с двигателями разработки ОКБ-3 НИИ-88. Эскизный проект ноября 1957 г. предполагал создание уже ракеты массой 150 тонн со ступенями цилиндрической формы с двумя базовыми диаметрами ступеней - 3 м 1-я ступень и 2,4 м 2-я ступень. Ожидаемо предполагалось использование высококипящего топлива А
К-27И и НДМГ. При заводе № 586 был создан филиал ОКБ-3 НИИ-88. В середине 1958 г. эскизный проект был рассмотрен созданной правительством экспертной комиссией, возглавляемой президентом Академии наук СССР М. В. Келдышем. Комиссия подтвердила возможность создания ракеты с заявленными характеристиками. Позицию ОКБ-586 укрепило его предложение по замене не имевших производственной базы двигателей ОКБ-3 НИИ-88 на двигатели ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.

В августе 1958 г. Совмин поручил ОКБ-586 развернуть работы и в кратчайшие сроки создать МБР Р-16 с индексом 8К64, были выданы уточненные тактико-технические требования. Ввиду обострения международной обстановки Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 13 мая 1959 г. ОКБ-586 обязывают ускорить разработку ракет Р-14 и Р-16 и выйти на летные испытания в конце 1960 г., начать серийное изготовление ракет с 1962 г.

Для разработки системы управления ракеты в г. Харькове было образовано ОКБ-692 (позже НПО "Хартрон"). Для отработки камер сгорания и газогенераторов рулевых двигателей и систем питания маршевых двигателей на испытательной базе ОКБ-586 был построен комплекс стендов и монтажно-испытательный корпус. Для двигательного КБ ОКБ-586 был сооружен лабораторно-испытательный корпус со стендами для отработки турбонасосных агрегатов. На территории 5 НИИП в Байконуре для ОКБ-586 были выделены площадки, на которых началось строительство стартовой позиции ракеты 8К64, монтажно-испытательного корпуса и жилой зоны. Разработка стартового оборудования была возложена на Новокраматорский машиностроительный завод. 

Таким образом сложилась кооперация:
- ОКБ-586 (КБ "Южное") - головное по комплексу, ракете, рулевым ЖРД (отдельное КБ в ОКБ-586), головные части МБР;
- ОКБ-456 - по маршевым ЖРД;
ОКБ-692 (НПО "Хартрон") - система управления;
- Новокраматорский машиностроительный завод - стартовое оборудование наземного комплекса "Шексна-Н";
- КБ-11 (ВНИИЭФ) - термоядерные заряды головных частей.

С целью объединения производственных мощностей и ускорения перехода на серийное изготовление ракет ОКБ-586 и завод №586 приняли решение передать экспериментальное производство ОКБ заводу. В августе 1960 г. начались огневые стендовые испытания ступеней ракеты в НИИ-229. При первом испытании 1-й ступени от мощной струи разрушился отбойный лоток стенда, тем не менее пуск был успешным. Ввиду отсутствия времени на ремонт комиссия решила ограничить испытания единственным пуском и, не ремонтируя лоток, приступила к огневым испытаниям на стенде 2-й ступени. После трех испытаний 2-й ступени ракета была допущена к летным испытаниям.

Серийное изготовление ракет 8К64 началось в намеченный правительством срок - в 1961 г. Кроме завода №586 в Днепропетровске ракеты с 1961 г. изготавливал так же завод №166 в Омске (ПО "Полет"). Всего ПО "Полет" было выпущено 330 МБР Р-16 и Р-16У.


Пуск МБР Р-16У с легкой ГЧ из шахтной пусковой установки (фото - КБ "Южное")

 


24 октября 1960 г. на площадке №41 полигона Байконур велась подготовка ракеты 8К64 к первому пуску по программе летных испытаний. В ходе подготовки в 18:45 возникла аварийная ситуация, которая развилась в катастрофу - в результате схемной ошибки в системе управления произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени, приведший к взрыву ракеты на старте. Причиной катастрофы было нарушение условий устранения неисправности обнаруженной при подготовке к пуску. Погибло 74 и ранено 49 человек (18 из них позже умерли от ран). Среди погибших - командующий Ракетными войсками маршал М.Неделин, большая группа ведущих специалистов КБ - главный конструктор системы управления Б.М. Коноплев, два заместителя М.К. Янгеля — Л.А. Берлин и В.А. Концевой, заместитель В.П. Глушко — Г.Ф. Фирсов.


Последствия катастрофы 24 октября 1960 г. при подготовке к старту МБР Р-16 / 8К64 (фото - КБ "Южное").

Первый успешный пуск программы летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) прошел 2 февраля 1961 г. Пуски программы ЛКИ с наземного старта завершились в феврале 1962 г.

Пуски МБР Р-16 / 8К64 программы ЛКИ (летно-конструкторских испытаний):

№пп Дата Полигон Тип ПУ Ракета Описание
0 24.10.1960 Байконур, площадка 41 стартовый стол ЛД-1-ЗТ Катастрофа при подготовке к пуску
1 02.02.1961 Байконур, площадка 41 стартовый стол ЛД-2 Ракета отгружена на полигон 27.12.1960 г. Ракета запускалась без телеметрии "Трал" по причине отказа телеметрии перед пуском. Точка прицеливания - Кура на Камчатке. Точка падения - Красноярский край (2200 км от старта). Старт и разделение ступеней прошли визуально нормально. Ракета упала из-за потери устойчивости.
2 03.03.1961 Байконур, площадка 41 стартовый стол   Пуск по полигону Кура на Камчатке. Система измерений доложила о потере устойчивости на 50-й секунде полета второй ступени. Ракета упала в 500 км севернее Хабаровска.
3 02.04.1961 Байконур, площадка 41 стартовый стол   Полностью успешный пуск по полигону Кура на Камчатке.
4 15.04.1961 Байконур, площадка 41 стартовый стол   Пуск по полигону Кура на Камчатке. Выключение двигателя второй ступени в один этап привело к недолету на 122 км
5 21.04.1961 Байконур, площадка 41 стартовый стол   Пуск по полигону Кура на Камчатке. Сработала система аварийного подрыва ракеты.
6 16.05.1961 Байконур, площадка 41 стартовый стол   Успешный пуск по полигону Кура на Камчатке.
7 24.05.1961 Байконур, площадка 41 стартовый стол   При пуске не включился один из трех двухкамерных блоков двигателя первой ступени.
8 02.06.1961       Успешный пуск по полигону Кура на Камчатке.
           
  январь 1962 г. Байконур, площадка 41 стартовый стол Р-16У первый образец Первый пуск МБР Р-16У с наземной пусковой установки
  13.06.1962 Байконур, площадка 60 ШПУ, объект 310 Р-16У Первый пуск МБР Р-16У из шахтной пусковой установки


7 апреля 1961 г. МБР Р-16 начали готовить к постановке на боевое дежурство. Первые серийные ракеты для боевых частей были выпущены в сентябре 1961 г. В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 20 октября 1961 г. «О постановке на боевое дежурство ракет Р-16» 1 ноября 1961 г. три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п. Юрья Кировской области заступили на  боевое дежурство.

Как и все ракеты первого поколения, эти МБР не могли долго находиться в заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях или шахтах с пустыми баками и требовалось значительное время для приведения их в готовность к пуску. По времени приведения в боевую готовность советские МБР уступали американским ракетам. Низкая живучесть советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения ответного удара. К 1964 году стало ясно, что ракета морально устарела.

МБР Р-16У - в мае 1960 года начаты опытные-конструкторские работы по созданию унифицированного варианта ракеты для применения с наземного старта и из шахтной пусковой установки.

Летно-конструкторские испытания ракеты Р-16У начаты в январе 1962 года с наземной ПУ на полигоне Байконур. В 1961 году на площадке № 60 полигона Байконур начато строительство комплекса "Шексна-В" с ШПУ (объект 310), а для обслуживания была сформирована 43 отдельная испытательная часть. Главный инженер проекта строительного сооружения А.А. Ниточкин (ЦПИ-31 МО). Первый пуск Р-16У из ШПУ состоялся 13 июня 1962 г., ракета вышла успешно из шахты, но в полете отказал рулевой двигатель. Несколько следующих пусков также были не совсем успешными, в частности из-за горения одетого на рулевые машины чехла прорезиненной ткани, после ее снятия испытания пошли нормально. Полный цикл испытаний был завершен в июле 1963 года. 

Шахтные групповые стартовые комплексы «Шексна-В» с МБР Р-16У заступили на боевое дежурство 5 февраля 1963 года под Нижним Тагилом (первый полк, командир Н.А. Олейников), 30 марта 1963 года 3-й дивизион с тремя ШПУ (установки № 9, № 10 и № 11) ракетного полка Д.Т. Гущина – под Плесецком. 15 июля 1963 года комплекс Р-16У был принят на вооружение РВСН.

Максимальное количество ракет Р-16 и Р-16У было развернуто к 1965 году. В это время на боевом дежурстве находились 186 пусковых установки МБР обеих модификаций. МБР Р-16 и Р-16У несли боевое дежурство в ракетных дивизиях, дислоцированных вблизи городов Бершеть Пермской области, Верхняя Салда (Нижний Тагил) Свердловской области, Выползово в Тверской области, Итатка Томской области, Йошкар-Ола Марийской АССР, Новосибирск, Шадринск Курганской области, Юрья Кировской области, на Байконуре и в Плесецке.

Всего было проведено 307 пусков, успешных пусков 91%. Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году. В ШПУ ракеты стояли на боевом держурстве до 1982 г.


Ракетный комплекс МБР Р-16:
Пусковое оборудование
: на начальном этапе проработки проекта МБР Р-16 планировалось создание перевозимой МБР по типу БРСД Р-12.

Наземный стартовый комплекс 8П864 "Шексна-Н" разработки КБ Новокраматорского МЗ включал в себя боевую позицию с двумя пусковыми установками, двумя ангарами для хранения ракет, общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на стартовый стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали большое количество времени. Чтобы сократить время подготовки к пуску были введены четыре степени технической готовности позволявшие точно прогнозировать время до старта с момента получения команды на выполнение пуска. В высшей степени готовности МБР 8К64 могла стартовать через 30 минут.

Для комплекса Р-16 был разработан установщик 8У221, пусковой стол 8У222, комплект приборов прицеливания 8Ш16, а также другое специализированное оборудование. Большие габариты ракеты определили реализацию ее по-блочной перевозки на двух грунтовых транспортных тележках (8Т133 и 8Т134 - для 1-й и 2-й ступеней) и применение транспортно-стыковочной тележки 8Т139. Отдельные агрегаты (в частности, заправщики окислителя и горючего 8Г134 и 8Г140) заимствовались из состава оборудования, разработанного для комплекса БРСД Р-14. Изотермическая стаковочная машина для ГЧ - 8Т332М. 8Т351 - подвижная установка пожаротушения стартового комплекса.


Установка МБР Р-16 / 8К64 с помощью транспортера-установщика на стартовый стол




Подъем МБР Р-16 / 8К64 с помощью транспортера-установщика (карды видеохроники МО СССР, обработано http://militaryrussia.ru/)

Шахтный стартовый комплекс 8П764 "Шексна-В" разработан ЦКБ-34 (КБСМ, главный конструктор - Е.Г.Рудяк) по приказу ГКОТ от 14.06.1960 г. Рабочие чертежи ШПУ выпущены в марте 1961 г. Комплексы "Шексна-В" для применения ракет 8К64У были развернуты в гораздо меньших количествах, чем наземные стартовые комплексы так как строительство шахтных комплексов было более трудоемко. На каждой стартовой позиции располагались три ШПУ, размещенные в линию на расстоянии около 100 метров друг от друга, подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие сооружения. Способ старта из ШПУ — газодинамический на маршевых двигателях 1-й ступени МБР. Для устойчивого выхода ракеты из ШПУ на ракете были установлены бугели, которые двигались по направляющим в ШПУ. Защитная крыша шахты — плоская, сдвигаемая по рельсам. Ракета размещалась внутри на специальном поворотном устройстве (для прицеливания по азимуту) с пристыкованными коммуникациями системы заправки. Для боевых ракетных комплексов с МБР 8К64У устанавливалось три степени боевой готовности.
Время пуска из полной боевой готовности — 18 мин.
Степень защищенности ШПУ от воздействия ПЯФ - 2 кг/кв.см

Глубина ШПУ - 45,6 м
Диаметр шахты ШПУ - 8,3 м
Диаметр стакана ШПУ - 4,64 м
Расстояние между ШПУ в комплексе - 60 м




Шахтный стартовый комплекс 8П764 "Шексна-В" (https://www.yaplakal.com/)


Схема ШПУ комплекса 8П764 "Шексна-В" с МБР Р-16У / 8К64У


Загрузка МБР Р-16У в шахтную пусковую установку комплекса 8П764 "Шексна-В"

Система хранения и заправки компонентов топлива (система дистанционного управления заправкой 8Г066) разработана КБТХМ под руководством В.К. Филиппова, установщик ракеты в шахту – под руководством Ю.И. Попова, строительная часть стартовой позиции – ЦПИ-31 МО (гл. инженер проекта А.А. Ниточкин).


8Р864 - система электроснабжения ракетного комплекса

МБР Р-16 / 8К64:
Конструкция ракеты - двуступенчатая баллистическая ракета с последовательным расположением ступеней. 

1-я ступень 8С641 / 8С81 (сборочный блок, на МБР 8К64У - 8С81У и 8С81УФС) включает в себя последовательно хвостовой отсек с двигательной установкой и силовым кольцом, бак горючего, приборный отсек, бак окислителя, переходник к которому на 4-х разрывных болтах крепится 2-я ступень ракеты. 


Стыковка ступеней ракеты Р-16 / 8К64 на транспортере-установщике на полигоне во время испытаний
(Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". Украина, Днепропетровск, 2000 г.).

2-я ступень 8С642 / 8С82 (сборочный блок на МБР 8К64У - 8С82У и 8С82УФ2) имела похожую конструкцию: хвостовой отсек, бак горючего, приборный отсек, бак окислителя, переходник для головной части. 

Топливные баки 1-й ступени и бак горючего («Г») 2-й ступени выполнены как панельная конструкция, а бак окислителя («О») 2-й ступени изготовлен из листового материала с применением химфрезерования ("вафелька"). Для обеспечения устойчивого режима работы ЖРД все баки имели наддув. Наддув баков «Г» обеих ступеней осуществляется азотом из баллонов высокого давления, бака «О» 2-й ступени — воздухом из шаровых баллонов, размещенных в приборном отсеке, а бака «О» 1-й ступени — скоростным напором встречного потока воздуха. В качестве управляющих органов впервые использованы качающиеся камеры рулевых двигателей. Старт газодинамический "горячий" - на маршевых двигателях 1-й ступени.

Разделение ступеней ракеты осуществляется по следующей схеме: по команде на разделение ступеней выключается основной двигатель и снижается тяга рулевого двигателя 1-й ступени, после запуска рулевого двигателя 2-й ступени происходит разрыв связей между ступенями и торможение корпуса 1-й ступени тормозными РДТТ. Запуск основного двигателя 2-й ступени производится после достижения расстояния между ступенями 10–15 м. Отделение головной части производится за счет торможения корпуса 2-й ступени тормозными РДТТ после выключения основного, а затем рулевого двигателя 2-й ступени.

На МБР применялось два типа ГЧ - тяжелая и легкая. Оба варианта ГЧ имели коническую форму с полусферической вершиной. ГЧ крепилась к корпусу второй ступени с помощью трех разрывных болтов. Ее отделение осуществлялось за счет торможения второй ступени при срабатывании тормозных пороховых ракетных двигателей.


Варианты МБР Р-16 / 8К64 и компоновочная схема МБР ("Техника и вооружение" №5 / 2013 г.)


Компоновочная схема МБР Р-16

Система управления и наведение
: защищенная автономная инерциальная система управления с гиростабилизированной платформой 8Л371 / КИ21-9 (источник). Включает в свой состав автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на 1-й и 2-й ступенях. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.

8Л269 - датчик программных импульсов СУ (источник)
8Л370 - датчик регулятора скорости СУ (источник)


Двигательные установки: в качестве основных двигательных установок на МБР использованы ЖРД разработки ОКБ-456 В.П Глушко, в основу которых был положен разработанный для ракеты Р-14 двухкамерный двигатель. На первой ступени используется связка из трех таких двигателей, на второй — один двигатель с удлиненными (высотными) соплами. Для управления полетом в состав каждой ступени вводится свой четырехкамерный рулевой двигатель. Применение рулевых двигателей позволило снизить конечный вес ракеты за счет меньших остатков топлива и повысить точность стрельбы. Разработка рулевых двигателей была возложена на специализированное двигательное КБ-4 в структуре ОКБ-586, преобразованное из филиала ОКБ-3 НИИ-88 по приказу председателя ГКОТ при Совмине №КС-269 от 22.06.1958 г. Главлым конструктором КБ-4 становится И.И.Иванов, заместителем - М.Д.Назаров.

Разработка эскизных проектов рулевых ДУ начато КБ-4 в августе 1958 г. Первые рабочие чертежи двигателей выпущены в декабре 1958 г.

Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива. Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

1-я ступень - основная жидкостная ДУ 8Д712 / РД-218 (8Д712У / РД-218У на МБР 8К64У), состоящая из трех двухкамерных ЖРД 8Д515 (8Д515У) с турбонасосной подачей топлива, унифицированных с двигателями ракеты Р-14 / 8К65. В качестве рулевого ЖРД применен четырехкамерный двигатель 8Д63 / РД-851 (8Д63У / РД-851У на МБР 8К64У) разработки КБ-4 ОКБ-586.
Тяга основной ДУ:
- на земле - 226,5 т
- в пустоте - 266 т
Тяга рулевой ДУ:
- на земле - 28,85 т
- в пустоте - 33 т
Удельный импульс основной ДУ:
- на земле - 246 ед
- в пустоте - 289 ед
Удельный импульс рулевой ДУ:
- на земле - 235 ед
- в пустоте - 279 ед


Вид на двигательные установки 1-й ступени МБР Р-16У / 8К64У перед установкой в ШПУ 


Пневмощиток стартовый 8У025 для проверки герметичности баков горючего и окислителя 1-й ступени МБР Р-16 / 8К64 (https://voutsen-cv.livejournal.com/).

2-я ступень - основной двухкамерный ЖРД 8Д713 / РД-219 (8Д713У / РД-219У на МБР 8К64У) и рулевой четырехкамерный ЖРД 8Д64 / РД-852 (8Д64У / РД-852У на МБР 8К64У).
Тяга основной ДУ - в пустоте - 90 т
Тяга рулевой ДУ - в пустоте - 4,92 т
Удельный импульс основной ДУ - в пустоте - 293 ед
Удельный импульс рулевой ДУ - в пустоте - 250 ед

Тормозные РДТТ ступеней:
- 1-я ступень - 8Д82
- 2-я ступень - 8Д83

ТТХ МБР Р-16 и модификаций:
  Р-16
Длина 30,44 - 34,3 м
Длина ГЧ 4,5 м
Диаметр корпуса 3 м
Диаметр основания ГЧ 2 м
Масса стартовая 140,6 - 141,2 т
Масса забрасываемая (масса ГЧ) 1500 / 2120 кг
Масса топлива  130 т
Дальность действия тяжелая ГЧ - 11000 км
легкая ГЧ - 13000 км
КВО до 10000 м (по ТТТ)
2700 м

Время пуска из положения полной боевой готовности:
- 8К64 - 30 мин
- 8К64У в ШПУ - 18 мин
Гарантированный срок нахождения заправленной ракеты на ПУ - 30 суток


Боевое оснащение для МБР типа Р-16 КБ-11 (ВНИИЭФ, главный конструктор - С.Г.Кочарянц) созданы четыре модификации ядерных боеприпасов:
МБР Первый пуск
варианта ракеты
Головная часть Заряд Примечание
Р-16 / 8К64
Легкая ГЧ 8Ф15 (?). Оба варианта ГЧ имели коническую форму с полусферической вершиной. Разработка ГЧ велась совместно ОКБ-586 (аэродинамика, конструкция) и КБ-2 КБ-11 (ВНИИЭФ, источник). Мощность - 2,3 Мт Использовалась при стрельбе на максимальную дальность
Р-16 / 8К64   Тяжелая ГЧ 8Ф61 (?). Оба варианта ГЧ имели коническую форму с полусферической вершиной. Разработка КБ-11 (ВНИИЭФ) Мощность - 5 Мт (по др.данным 6 Мт) Использовалась при стрельбе на промежуточную и на минимальную дальность
Р-16У / 8К64У   Легкая унифицированная с БРСД 8К65 ГЧ 8Ф115. Разработка КБ-11 (ВНИИЭФ)
Масса ГЧ - 1500 кг
Мощность - 2,3 Мт (3 Мт по др.данным)  
Р-16У / 8К64У   Тяжелая унифицированная с БРСД 8К65 ГЧ 8Ф116. Разработка КБ-11 (ВНИИЭФ)
Масса ГЧ - 2120 кг
Мощность - 5 Мт (по др.данным 6 Мт)  

В процессе испытаний МБР Р-16 в 1961 г. было принято решение о заменить заряды в головных частях ракет 8К64 и 8К65 на более совершенные унифицированные заряды.  В 1962 г. разработаны унифицированные ГЧ, пригодные для оснащения обеих ракет. В дальнейшем принцип внутривидовой и межвидовой унификации узлов и изделий широко применялся в различных разработках КБ «Южное».


Установка на МБР Р-16 / 8К64 легкой ГЧ (кадр архивного видео МО СССР)




Унифицированные головные части МБР Р-16 - легкая 8Ф115 (слева), тяжелая 8Ф116 (справа). Фото с выставки военной техники в ракетной дивизии в ЗАТО "Звёздный" (источник - форум russianarms.ru).

Модификации:
Р-16 / 8К64 - базовый вариант МБР для пуска с наземной пусковой установки.

Р-16У / 8К64У - унифицированный вариант МБР, которая могла применяться как с наземной ПУ так и из шахтной ПУ. 8К64У конструктивно почти не отличалась от 8К64. Для обеспечения старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей, фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки. Баки горючего стали наддуваться азотом.

11К64 / 8К64С2 - проект космической ракеты-носителя 64С2 "Циклон-1" (источник).


Статус
: СССР

- 1963 г. май - на 5 НИИП в Байконуре демонстрировался групповой пуск из трех шахт шахтного стартового комплекеса трех ракет 8К64У (триплет) для руководителей стран социалистического содружества. 

- 1963 г. 8 октября - в рамках учения «Гроза» с 11-й ШПУ ракетного полка объекта «Ангара» (Плесецк) был выполнен первый учебно-боевой пуск ракеты из боевой шахтной пусковой установки.

- 1966 г. июнь - старт одной из ракет 8К64 на полигоне Байконур наблюдал президент Франции Шарль де Голль, находившийся в СССР с официальном визитом.

- 1964 г. - прекращено серийное производство МБР Р-16 и Р-16У. ПО "Полет" в Омске выпущено с 1961 по 1964 г.г. 330 ед. изделий (источник).

- 1974-1977 г.г. - 210 пусковых установок МБР Р-16У, как и Р-9А были сняты с боевого дежурства, демонтированы или уничтожены.

Развертывание МБР Р-16 и Р-16У в составе РВСН СССР (расчетные данные по информации из истории полков РВСН источник):
  Поступление 8К64  8К64У Детали и подробности Источник
1961

- к 1 ноября три полка в Юрье и в Нижнем Тагиле готовы к постановке МБР на боевое дежурство
1962     -    
1963       5 февраля 1963 г. начата постановка на БД полков с ШПУ - первый РП в Нижнем Тагиле   



Источники:
Первов М.А. История вооружения РВСН. М., Столичная энцеклопедия, 2021 г.
Р-16 - первая ракета с автономной системой управления. 2021 г. (источник - https://www.roscosmos.ru/33033/)
Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". Украина, Днепропетровск, 2000 г.

Каталог

Последние комментарии

Хочу обратиться к сообщникам, хорошо умеющим в компьютер. То фото, что я подвесил...
mpashnev 2021-07-28 17:19
Известное изображение в приличном размере и качестве.
mpashnev 2021-07-28 14:34
Шахтная позиция советской МБР Р-16У (8К64У), пл. № 60, Тюра-Там (Байконур):[ img...
Ротор 2020-03-17 15:45
Установка МБР Р-16У (8К64У) в ШПУ установщиком ракеты 8У240:[ img ] [ img ][ img...
Ротор 2020-03-17 15:28
Характеристики группового шахтного боевого ракетного комплекса 8П764 «Шексна-В»...
Ротор 2020-03-17 15:01
mpashnev Wrote:Пара неплохих, хотя и небольших, изображений.Опытный образец Р-16У...
Ротор 2020-03-17 14:54
Пара неплохих, хотя и небольших, изображений.
mpashnev 2019-11-25 22:59
гость Wrote:От Р-16? Ришат, ты имбезил, на Р-16 РДТТ были только на АБР РГЧ МИРВ...
БСП23 2019-02-27 00:07
kot45 Wrote:dimon-13 Wrote:[ img ]Откровенно говоря я не знаю. Конкретно пока не...
Rishat 2019-02-12 15:18
dimon-13 Wrote:[ img ]Откровенно говоря я не знаю. Конкретно пока не занимался...
kot45 2019-01-07 17:03