К-55 / Р-55 - AA-1C ALKALI | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

К-55 / Р-55 - AA-1C ALKALI

Автор: DIMMI
Создана: 21.01.2009 23:34:44
Изменена: 14.04.2016 22:23:54
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-воздух / К-55 / Р-55 - AA-1C ALKALI /

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-55 / Р-55 / "изделие 67" - AA-1C 
ALKALI
Ракета К-55М / Р-55М

Управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности. Разрабтка варианта ракеты К-51 с тепловой ГСН ракеты К-13 начата в 1958 г. КБ завода №455 (ныне - ГНПЦ «Звезда-Стрела» / ОАО "КТРВ"), главный конструктор - Николай Титович Пикот. Наименование проекта и прототипа - ЦМ-6. Конструкторская документация на ракету К-55 выпущена в 1960 г., проведены стендовые отработки контура управления и наземные испытания новой БЧ разработки ГСКБ-47. В этот период упоминается рабочее название ракеты - "Р-6" - более не встречается. Разработка ракеты К-55 велась в конкуренции с проектом ОКБ-4 К-8М-8 - реализация технических решений ракеты К-8 в ракете меньших габаритов. Ракета К-55 была предпочтительнее с точки зрения организации массового производства.

Первые опытные образцы изготовлены и испытаны в 1961 г. начиная с 4 февраля и по 25 марта - проведено 6 пусков "программных" ракет ЦМ-6П (ракеты для автономных испытаний без ГСН) и 1 пуск телеметрической ракеты с ГСН ИГС-59 с высот 10-15 км с носителя Т-43-3. По состоянию на 1961 г. производятся телеметрические ракеты К-55ТГ (отработка ИК ГСН), К-55СВ (отработка взрывателя "Ласточка") и боевая ракета К-55ТС с оптическим взрывателем. В 1962 г. проведено 9 пусков по спускающимся на парашютах светящимся авиабомбам и мишеням, в результате которых проведена доработка ГСН. Так же проведены регламентные работы на носителях, используемых в испытаниях ракет - Т-43-5 и Т-43-12. В 1963 г. заводские испытания ракет продолжены на Т-43-12 и успешно завершены в мае 1964 г. - в зачетной стадии испытаний с Т-43-12 сбиты самолеты-мишени Ил-28 и МиГ-15. 

С учетом результатов заводских испытаний ВПК при Совмине СССР решением №228 от 9 сентября 1964 г. назначила на 2-й квартал 1965 г.  совместные испытания модернизированного комплекса вооружений самолета Су-9 с ракетами К-51 / РС-2УС и К-55. Министерству обороны СССР предписывалось для проведения испытаний предоставить два самолета Су-9, а завод №455 к концу 1964 г. произвел 35 ракет К-55. В 1965 г. в ходе испытаний запущены 6 боевых и 5 телеметрических ракет, сбиты четыре беспилотных МиГ-15, а в 1966 г. проведены пуски 2 боевых и 5 телеметрических ракет. В результате удалось повысить чувствительность ГСН С-59.

Серийное производство ракет начато заводом №455 под индексом "изделие 67" в 1967 г., но из-за недопоставок ГСН С-59 в 1967 г. план заводом выполнен лишь вполовину. В 1968 г. по доработанной ракете (ввели ударный взрыватель в предохранительно-исполнительный механизм И-116, усовершенствовали блок автоматики, усилили корпус второго отсека) завод вышел на плановые показатели производства. Так же ракета производилась московским заводом "Коммунар". Официально ракета К-55 под наименованием Р-55 принята на вооружение самолета Су-9 21 января 1969 г. По своим маневренным возможностям ракета Р-55 существенно превосходила ракету К-13А, но должна была уступать разрабатывавшимся ракетам К-13М и К-60.
 

Боевая ракета Р-55 (http://www.airwar.ru, обработано).


Учебная ракета Р-55 в Музее воздушных сил Украины в Виннице, 08 мая 2005 г. Хвостовая часть учебных ракет Р-55 отличалась от боевых ракет (фото - Алексей Волков, http://photo.qip.ru/users/ostrov/95110493/).


Ракета Р-55 на переднем плане в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).

Система управления и наведение: автопилот с ИК ГСН С-59 / ИГС-59; на телеметрическом прототипе 1961 г. выпуска использована ГСН ИГС-59, разработанная НИИ-10 (главный конструктор - И.Н.Государева) для ракеты К-13, но неиспользованная на этой ракете.

Конструкция - аэродинамическая схема ракеты - "утка" с Х-образно расположенными крыльями и рулями. Форма крыльев трапецевидная, почти треугольная. Корпус ракеты состоит из пяти отсеков, соединенных с помощью резьбовых соединений, шпилек и винтов. Корпус выполнен из алюминиевых и магниевых сплавов. Компоновка корпуса (от носа):
- ИК ГСН;
- неконтактный оптический взрыватель "Роза";
- боевая часть;
- отсек управления;
- двигатель с двумя соплами;
- электрическая батарея (между соплами двигателя);
- кормовая часть боевой части;
- трассеры на законцовках крыльев.


Проекции ракет семейства РС-1У / РС-2У / РС-2УС и Р-55. Виды сбоку и сверху (автор  - И.В.Приходченко, 2004 г., наша компиляция рисунков с  http://vadimvswar.narod.ru).


Двигатель - РДТТ ПРД-45 на нитроглицериновом порохе с двумя боковыми соплами


ТТХ ракеты:
Длина - 2700 мм
Диаметр корпуса - 202 мм
Размах крыла - 530 мм

Масса - 92 кг
Масса БЧ - 9.1 кг / 12 кг (по разным данным)

Дальность действия - 1.2- 10 км
Высота полета цели - 200-22000 м
Скорость цели - до 1600 км/ч
Время управляемого полета - 30 с
Максимальная перегрузка цели - 3 G
 
Тип БЧ - осколочно-фугасная разработки ГСКБ-47 - на ракете использован новый тип БЧ т.к. из-за размещения в носовой части ракеты ИК ГСН использованием БЧ ракеты К-5М было невозможно. Боечая часть ракеты состоит из носовой и кормовой частей.

Взрыватель - на ракетах выпуска до 1962 г. использовался радиовзрыватель "Ласточка", в 1962 г. установлен оптический дистанционный
взрыватель "Роза" разработки ЦКБ-589. Так же для ракеты ЦКБ-589 разрабатывался радиовзрыватель "Огонек". В 1968 г. ракета доработана - ввели ударный взрыватель в предохранительно-исполнительный механизм И-116.

Модификации:
- ЦМ-6 - наименование проекта ракеты К-55.

- ЦМ-6П - прототипы, ракеты для автономных испытаний без ГСН.

- К-55ТГ - телеметрический вариант ракеты для отработки ИК ГСН.

- К-55СВ - телеметрический вариант ракеты для отработки взрывателя "Ласточка".

- К-55ТС - прототип боевой ракеты с оптическим взрывателем.

- К-55 / Р-55 - серийный вариант ракеты с ИК ГСН, официально принят на вооружение 21 января 1969 г.

- К-55А (1971 г.) - модификация ракеты оптимизированная для применения против автоматических дрейфующих аэростатов, выпущено 20 ракет.

- К-55М / Р-55М - модернизированный вариант ракеты. Работы по модификации начаты КБ завода №455 в 1971 г. Ракета оснащалась модернизированной ГСН С-59М с повышенной дальностью захвата цели. Разработка прекращена в связи с работами по более перспективным ракетам К-60 и К-13М1.

Носители:
- Т-43 - на стадии испытаний использовались самолеты Т-43-3, Т-43-5 и Т-43-12 - первые прототипы Су-9.

- МиГ-19 - по неподтвержденной информации использовался в качестве носителя в 1961 г. при пуске телеметрических вариантов ракеты ЦМ-6П.

- Су-9 - ракета Р-55 принята на вооружение самолета Су-9 официально 21 января 1969 г.


Перехватчик Су-9 с ракетой Р-55 (Павлов В. Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО. // Авиация и время. №6 / 1998 г., http://crimso.msk.ru).

- Су-24 - применялась в качестве основного вооружения самообороны. Испытания ракет велись на прототипах Т-6-6 и Т-6-18 в 1974-1975 г.г.

- МиГ-21бис - применялась в качестве дополнительного вооружения, испытания ракеты проводились на МиГ-21ПФМ (№3523), МиГ-21СМ, а затем на МиГ-21бис (№24) в 1972-1974 г.г.


Статус:
СССР
- 1980 г. - ракеты уже нет на вооружении ВВС (сомнительно, данные на 1997 г.).

Источники:
Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.
Гордон Е., Климов В., МиГ-21. Приложение N 1 к журналу "Крылья Родины". 1994 г.
Криволуцкий И., Гордон Е., Як-28: бомбардировщик, перехватчик, разведчик. // Авиация и космонавтика. N 3-4 / 1992.
Левин М., Великолепная семерка. // Крылья родины. N 3 / 1993.
Левин М., Новые горбатые. // Крылья родины. N 12 / 1992.
Левин М., Пустил и забыл. // Крылья родины. N 1-2 / 1993.
Музей Вооруженных Сил СССР (март 1988 г.)
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 3 / 1993.
Проклов В., Су-15 и его предшественники.// Мир авиации. N 2 / 1993.
Российское ракетное оружие 1943-1993, изд-во "ПИКА", С-Пб, 1993 г.
Enciclopaedia of modern aircraft armament. (Великобритания), 1988
Parsch Andreas and Aleksey V. Martynov. Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles © 2005-2008.
Worlds armament and disarmament, SIPRI Yearbook (Швеция), 1975, 1976, 1977, 1979 , 1981
 
 

Каталог