| ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение) К-37 / Р-37 / "изделие 610" - AA-X-13 ARROW К-37М / РВВ-БД / "изделие 610М" - AA-13 ARROW Ракета "воздух-воздух" большой дальности. В 1981 г. представлено техническое предложение по новому перехватчику МиГ-31М с ракетами К-37. Разработка более совершенной ракеты аналогичной ракете К-33 для вооружения перехватчика МиГ-31М начата ГосМКБ "Вымпел" по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты К-37 защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания ракеты начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) - совершающие полет под управлением автопилота по программе. В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). Первое появление на публике - Минский показ новой авиационной техники (Мачулищи, март 1992 год) - ракеты были показаны на подфюзеляжной подвеске МиГ-31М (6 ракет на АКУ-610 под фюзеляжем). Ракета переняла многие черты прототипа - ракеты К-33 / AA-9. В апреле 1994 г. Президент России Б.Н.Ельцин поздравил создателей ракеты с успешным поражением воздушной цели на рекордной дальности 304 км. Испытания ракеты продолжались по 1997 г. Вероятно, после 1997 г. в связи с нарушением работы кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. По состоянию на 2007 г. корпорацией "Тактическое Ракетное Вооружение" (КТРВ) в лице ГосМКБ "Вымпел" ведется разработка ракеты РВВ-БД, которая является почти полным аналогом ракеты К-37. До конца 2011 г. планировалось завершить государственные испытания ракеты. Серийное производство по состоянию на август 2011 г. решено начать. В течение 2011 г. велась подготовка серийного производства ракеты. 13.02.2012 г. главком ВВС А.Зелин заявил, что на завершающем этапе испытаний находится новая ракета дальнего действия для самолетов МиГ-31БМ. Ракета будет принята на вооружение в ближайшее время. В 2014 г. ракета РВВ-БД принята на вооружение ВВС России, официально начато её серийное производство (Вестник КТРВ. №8 / 2015 г.). По состоянию на осень 2017 г. информации о поступлении в войска ракеты нет. Запуск маршевого двигателя ракеты К-37/ РВВ-БД - AA-13 ARROW (рисунок Александра Ярцева, 2014 г., источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-55 / Р-55 / "изделие 67" - AA-1C ALKALIРакета К-55М / Р-55М Управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности. Разрабтка варианта ракеты К-51 с тепловой ГСН ракеты К-13 начата в 1958 г. КБ завода №455 (ныне - ГНПЦ «Звезда-Стрела» / ОАО "КТРВ"), главный конструктор - Николай Титович Пикот. Наименование проекта и прототипа - ЦМ-6. Конструкторская документация на ракету К-55 выпущена в 1960 г., проведены стендовые отработки контура управления и наземные испытания новой БЧ разработки ГСКБ-47. В этот период упоминается рабочее название ракеты - "Р-6" - более не встречается. Разработка ракеты К-55 велась в конкуренции с проектом ОКБ-4 К-8М-8 - реализация технических решений ракеты К-8 в ракете меньших габаритов. Ракета К-55 была предпочтительнее с точки зрения организации массового производства. Первые опытные образцы изготовлены и испытаны в 1961 г. начиная с 4 февраля и по 25 марта - проведено 6 пусков "программных" ракет ЦМ-6П (ракеты для автономных испытаний без ГСН) и 1 пуск телеметрической ракеты с ГСН ИГС-59 с высот 10-15 км с носителя Т-43-3. По состоянию на 1961 г. производятся телеметрические ракеты К-55ТГ (отработка ИК ГСН), К-55СВ (отработка взрывателя "Ласточка") и боевая ракета К-55ТС с оптическим взрывателем. В 1962 г. проведено 9 пусков по спускающимся на парашютах светящимся авиабомбам и мишеням, в результате которых проведена доработка ГСН. Так же проведены регламентные работы на носителях, используемых в испытаниях ракет - Т-43-5 и Т-43-12. В 1963 г. заводские испытания ракет продолжены на Т-43-12 и успешно завершены в мае 1964 г. - в зачетной стадии испытаний с Т-43-12 сбиты самолеты-мишени Ил-28 и МиГ-15. С учетом результатов заводских испытаний ВПК при Совмине СССР решением №228 от 9 сентября 1964 г. назначила на 2-й квартал 1965 г. совместные испытания модернизированного комплекса вооружений самолета Су-9 с ракетами К-51 / РС-2УС и К-55. Министерству обороны СССР предписывалось для проведения испытаний предоставить два самолета Су-9, а завод №455 к концу 1964 г. произвел 35 ракет К-55. В 1965 г. в ходе испытаний запущены 6 боевых и 5 телеметрических ракет, сбиты четыре беспилотных МиГ-15, а в 1966 г. проведены пуски 2 боевых и 5 телеметрических ракет. В результате удалось повысить чувствительность ГСН С-59. Серийное производство ракет начато заводом №455 под индексом "изделие 67" в 1967 г., но из-за недопоставок ГСН С-59 в 1967 г. план заводом выполнен лишь вполовину. В 1968 г. по доработанной ракете (ввели ударный взрыватель в предохранительно-исполнительный механизм И-116, усовершенствовали блок автоматики, усилили корпус второго отсека) завод вышел на плановые показатели производства. Так же ракета производилась московским заводом "Коммунар". Официально ракета К-55 под наименованием Р-55 принята на вооружение самолета Су-9 21 января 1969 г. По своим маневренным возможностям ракета Р-55 существенно превосходила ракету К-13А, но должна была уступать разрабатывавшимся ракетам К-13М и К-60. | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Ракета К-5М / РС-2У / "изделие И" / "изделие 1" - AA-1A / AA-1mod2 ALKALI Ракета К-5МС / К-51 / РС-2УС / "изделие ИС" / "изделие 4" - AA-1B / AA-1mod3 ALKALI
Управляемая ракета класса "воздух-воздух" малой дальности. Разработана ОКБ-2 (позже - МКБ "Факел", генеральный конструктор - П.Д.Грушин) на базе ракеты РС-1У ("изделие ШМ"). В течение 1954 г. велся поиск путей модернизации ракеты РС-1У. В эскизном проекте ракеты К-5М / РС-2У, выпущеном в марте 1955 г. реализовано увеличение площади крыльев и топливного заряда двигателя, предусмотрено применение более мощной БЧ. На ракете использован новый тип радиовзрывателя.
Испытания ракеты РС-2У начаты весной 1956 г. во Владимировке. Автономные пуски ракет (без системы наведения) производились с самолета-носителя МиГ-19 / СМ-2М (заводской №59210108) с двумя пусковыми устройствами АПУ-4 и без РЛС. Позже к испытаниям подключились два самолета МиГ-19ПМ / СМ-7М оборудованные РЛС РП-2У и четырьмя АПУ-4. Самолеты были переоборудованы в носители на горьковском авиазаводе №21. В ходе испытательных пусков с высот порядка 10 км обнаружено явление остановки двигателей МиГ-19 от выхлопных газов стартующей ракеты.
В октябре 1957 г. проведены испытания будущего основного носителя ракет РС-2У - МиГ-19ПМ / СМ-7/2М. В 1957 г. на авиазаводе №21 в г.Горьком выпустили 7 экземпляров СМ-7/2М ("тип 65") с радиолокаторами РП-2У. Позже начата массовая постройка этой модификации МиГ-19. Испытания ракет РС-2У на МиГ-19ПМ / СМ-7/2М начались 14 октября 1957 г. и продолжались по 24 октября. В результате испытаний принято решение о принятии на вооружение системы с ракетами К-5М / РС-2У и начале их серийного производства. Так же в июле-августе 1957 г. на МиГ-19 с заводскими №№59210406 и 59210103 проведены заводские летные испытания системы "КС", регулирующей работу двигателя и предотвращающей его остановку при пуске ракет. Постановлением Совмина СССР №134-54 от 28 ноября 1957 г. на вооружение принята система С-2У с ракетами РС-2У. На авиазаводе №21 в г.Горьком начато серийное производство МиГ-19ПМ ("изделие 65"). Всего выпущено 369 самолетов с 1956 по 1960 г.г.
Ракеты К-5М / РС-2У под истребителем МиГ-19ПМ борт №18 красный ( источник). | | | | | ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) Ракета К-33 / Р-33 / "изделие 410" - AA-9 AMOS Ракета К-33С / Р-33С Ракета Р-33Э
Ракета класса "воздух-воздух" большой дальности. До весны 1968 г. велись предварительные проработки проекта комплекса перехвата с перехватчиком Ту-148 с РЛС "Заслон" (дальность обнаружения целей - 110-115 км, дальность пуска ракет - 80-90 км). После гибели Главкома авиации ПВО А.Кадомцева весной 1968 г., руководство ПВО сделало выбор в пользу проекта системы перехвата с самолетом Е-155МП. Постановлением Совмина СССР от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка модернизированного МиГ-25 - перехватчика Е-155МП. Комплекс перехвата включал в себя РЛС "Заслон" и ракеты с дальностью пуска 120 км. Разработка ракет К-33 поручалась ГосМКБ "Вымпел" под руководством заместителя главного конструктора КБ В.В.Журавлева и ведущего конструктора, а позже заместителя главного конструктора КБ и руководителя разработки ракет большой дальности в 1977-2007 г.г. Ю.К.Захарова. Конкурирующим с К-33 проектом был проект ракеты ОКБ М.Р.Бисновата - К-50. Предполагалась разработка пяти вариантов ракет - с радиолокационной ГСН, с тепловой ГСН, с комбинированной радиолокационно-тепловой ГСН, с активной радиолокационной ГСН и вариант ракеты со сменными БЧ. По каждому варианту ракет были подготовлены эскизные проекты (ист. - Захаров Ю.).
Модели вариантов первых двух компоновок ракеты К-33 изготовлены уже в 1968 г. - первоначально ракета имела аэродинамическую схему "утка" и предполагалась её подвеска под крылом по типу ракет Р-40. Позже и аэродинамическая схема и способ подвески были изменены. Эскизный проект ракеты К-33 в современном виде выпущен в 1970 г. В 1972 г. выпущена вторая редакция эскизного проекта - с многофункциональной ГСН МФБУ-410, утолщенным корпусом с крыльями с большой хордой и малым размахом, с размещением ракет в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета.
Постановлением Совмина СССР от 12 мая 1974 г. задавалась разработка комплекса перехвата с самолетом-перехватчиком Е-155МП и ракетой К-33 с квазинепрерывной полуактивной радиолокационной ГСН и с единственной осколочно-фугасной БЧ (ист. - Захаров Ю.).
Для проведения испытаний компонентов комплекса перехвата были созданы самолеты-лаборатории - для испытаний ГСН ракет К-33 - ЛЛ-21 на базе МиГ-21 (зав.№76211524), для испытания РЛС "Заслон" и ракет - самолет-лаборатория ЛЛ-2 / ЛЛ-104-518 на базе Ту-104 (зав. №42324). Переоборудование Ту-104 осуществлялось НТК "Взлет" начиная с 1970 г. На Ту-104 начиная с 1972 г. отрабатывалась работа РЛС "Заслон" и ГСН МФБУ-410, установленных в массо-габаритные макеты ракет ГВМ-410. Для проведения испытаний в течение 1972 г. изготовлены 8 пусковых экземпляров ракет (для неуправляемых пусков), 1 бросковую ракету и 5 программных ракет (без ГСН, но с автопилотом).
Ракета Р-33 самолета МиГ-31ДЗ. Фото сделано во время внезапной проверки боеготовности ВВС на полигоне Пембой под Воркутой, май 2013 г. (фото - Алексей Резниченко, http://lelik1970.livejournal.com/). | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
Ракета К-60 / Р-60 / изделие 62 - AA-8A APHID-A Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне - НПО "Молния"). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО " Стрела-1"разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана - в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4 в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы - А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г. В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет - на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231). 18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом "Коммунар" (ныне - "Дукс").. Первое упоминание в западной специализированной прессе - 1976 г. - западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60. | | | | | ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение) Ракета К-73 / Р-73 / "изделие 72" / "Р-72" - AA-11 ARCHER Ракета Р-73 / Р-73РМД1 - AA-11 ARCHER Ракета Р-73М / Р-73РМД-2 / РВВ-МД - AA-11 ARCHER-M Ракета К-73Э / Р-73Э (экспортная) Ракета К-74МЭ (экспортная модель на базе Р-73М) Ракета К-74М2 / РВВ-МД - AA-11 ARCHER-M
Ракета "воздух-воздух" малой дальности. Разработка высокоманевренной ракеты ближнего воздушного боя К-73 - как развития ракеты К-60 - начата ОКБ "Молния" (ОКБ-4 М.Р.Биновата) по Постановлению Совмина СССР от 26 июля 1974 г. Главный конструктор - М.Р.Бисноват. По первоначальному проекту ракета создавалась без учета всеракурсности ГСН и только с газодинамическим управлением. Вероятно, планировалось использование доработанной ГСН ракеты К-60. После выбора всеракурсной ГСН "Маяк" разработки ПО "Арсенал" на совещании под руководством заместителя главного конструктора ракеты Г.П.Дементьева была принята современная аэродинамическая схема с изменением габаритов ракеты. Вероятно, эта корректировка проекта прошла в 1976 г. В 1977 г. после смерти М.Р.Бисновата главным конструктором ракеты стал Г.И.Хохлов. Отработка ГСН с октября 1978 г. велась на самолете-летающей лаборатории на базе Ту-124 - ЛЛ-124. Испытания упрощенных прототипов ракет К-73 с наземных пусковых установок начаты в 1979 г. Отрабатывалась работа газодинамических рулей. В том же 1979 г. в рамках заводских испытаний выполнено 8 полетов МиГ-23МЛ (борт №123) и три пуска ракет К-73. В 1980 г. с борта этого МиГ-23МЛ впервые сбита летающая мишень МиГ-17. В 1981 г. к испытаниям присоединился третий серийный МиГ-29 (№9-19) - с него сбита мишень МиГ-21М. Учебно-действующий образец ракеты Р-73Л с оптическим взрывателем. Выставка техники в Раменском, 100-летие ВВС России, 12.08.2012 г. (фото - pfc-joker, http://pfc-joker.livejournal.com). | | | | | ДАННЫЕ на 2013 г. (стандартное пополнение) К-27 / Р-27 / изделие 470 / 9-А-1101 - AA-10 ALAMO К-27Р / Р-27Р / изделие 470-1 / 9-А-1101К - AA-10 ALAMO-A К-27Т / Р-27Т / изделие 470-3 / 9-А-1023 - AA-10 ALAMO-B К-27ЭР / Р-27ЭР / изделие 470-1Э - AA-10 ALAMO-C К-27ЭТ / Р-27ЭТ / изделие 470-3Э - AA-10 ALAMO-D | Р-27П / 9-А-1032 - AA-10 ALAMO-E Р-27ЭП - AA-10 ALAMO-F Р-27А / 9-А-1103 Р-27АЭ Р-27ЭМ / Р-29МЭ - AA-10 ALAMO-M | Семейство управляемых ракет "воздух-воздух" модульной конструкции средней и повышенной дальности. Разработка ракеты К-27 начата ГосМКБ "Вымпел" (г.Москва) в 1972 г. Ракета разрабатывалась в качестве единой ракеты средней дальности для вооружения перспективных истребителей МиГ-29 и Су-27. ОКБ П.О.Сухого и ГосНИИАС предложили весли разработку двух вариантов ракеты - базового идентичного по характеристикам ракете AIM-7R Sparrow и предназначенной для МиГ-29 и "энергетического" с увеличенной дальностью предназначенного для Су-27. С целью унификации была предложена модульная конструкция ракет. В конце 1973 г. концепция ракеты средней дальности была рассмотрена на совещении в МАП с участием ГосНИИАС, ОКБ П.О.Сухого, ОКБ А.И.Микояна, МЗ "Вымпел" и ПКПК "Молния". Предложения по концепции создании модульной ракеты средней дальности были официально оформлены в Решении МАП, МОП, МРП, ММ и ВВС утвержденном в феврале 1974 г. Эскизное проектирование ракеты велось на конкурсной основе МЗ «Вымпел» и ПКПК «Молния». Предварительные итоги были подведены в конце мая 1975 г. - конкурс выиграл проект МЗ «Вымпел» - К-27 / изделие 470 (ист. - Истребитель Су-27...).
Разработкой ракеты К-27 руководил заместитель главного конструктора МКБ "Вымпел" П.П.Дементьев, ведущими консрукторами в разное врем были В.Т.Корсаков, A.B.Харламов и И.В.Баловнев. На этапе эскизного проекта рассматривалось два варианта компоновки ракеты - нормальной аэродинамической схемы и схемы "утка" или схема ракеты с поворотным крылом оригинальной формы. ГосНИИАС поддержал традиционную аэродинамическую схему, а ЦАГИ рекомендовал схему с оригинальным поворотным крылом. Она и была выбрана для проектирования (ист. - Истребитель Су-27...).
Ракета Р-27Р запущенная с болгарского МиГ-29 за мгновение до поражения БПЛА. Кадр сделан видеосистемой БПЛА. Публикация - 09.12.2013 г. ( источник). Ракета Р-27Р на пусковой установке АПУ-470 под самолетом F-14 ВВС Ирана, публикация 07.07.2012 г. ( http://www.militaryphotos.net). Ракета Р-27ЭР или её учебная модификация под Су-30МКК борт №502 белый, принадлежность - ОАО "Сухой", Раменское, февраль 2013 г. (фото - Анатолий Бурцев, http://russianplanes.net/id118223). МиГ-29 ВВС Германии выполнил пуск ракеты Р-27Р - AA-10 ALAMO-A. 73-е авиакрыло, авиабаза Laage, 10 июня 2003 г. (фото - Michael Ammons, USAF, http://commons.wikimedia.org). Ракеты Р-27Р и Р-60М под крылом МиГ-29 ВВС КНДР, фото не позже 2009 г. (KCNA, http://www.afp.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-77 / Р-77 / РВВ-АЕ / AAM-AE - AA-12 ADDER / AMRAAMski Ракета К-77М / Р-77М Ракета К-77-1 / РВВ-СД Ракета РВВ-АЕ-ПД (вариант с ПВРД)
Ракета класса "воздух-воздух" средней дальности. Разработка ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН и массой до 160-165 кг, аналогичной американской ракете AIM-120 AMRAAM, начата по решению ВПК при Совмине СССР от 19 марта 1980 г. ОКР по созданию ракеты велась ГосМКБ "Вымпел" совместно с НПО "Молния", ГосНИИАС и ЦАГИ. Руководители разработки - Г.А.Соколовский и В.А.Пустовойтов. К 2005 г. главный конструктор ракеты - В.Г.Богацкий (ГосМКБ "Вымпел"). В 1981 г. подготовлены техническое предложение по ракете и дополнение к нему. Постановление Совмина СССР задавшее ОКР по созданию ракеты К-77 вышло 31 июля 1982 г. Ракета предназначена для использования по высокоманевренным целям, в т.ч. по ракетам "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM и AIM-54 "Pheonix" (США), а так же по зенитным ракетам типа MIM-104 "Patriot" (США). Создание системы управления ракеты начато в середине 1980-х годов НПО "Исток" (г.Фрязино) в рамках работ по теме НИЭР "Союз" по созданию РЛС нового поколения для истребителей. Работы возглавлял С.И.Ребров. Совместно с ГосНИИАС ГСН ракеты была интегрирована в систему управления ракеты, построенную на бесплатформенной гироинерциальной системе с БЦВМ. Интеграцию БЦВМ и автопилота проводил НИИ приборостроения под руководством Б.Н.Гаврилина. Первые восемь баллистических пусков ракет К-77 проведены в 1983 г. Начиная с мая 1984 г. ракета К-77 проходила летные испытания с носителя МиГ-29 (серийный №09-21 - 09-19 по др.данным) - до конца 1984 г. выполнено 18 пусков ракет без системы наведения. В декабре 1984 г. к программе испытаний присоединились МиГ-29 серийные №№09-23 и 09-70, а в июне и августе 1985 г. соответственно МиГ-29 серийные №№09-25 и 09-71. В 1984 г. начато серийное производство ракеты К-77 на киевском заводе им.Артема (Украина, производство велось до распада СССР). Государственные испытания с пусками по мишеням Ла-17 и беспилотным самолетам-мишеням Ту-16 и МиГ-21 проводились с самолетами МиГ-29 (№09-21, 09-70 и 09-71) в период с 1988 г. по 1991 г. В 1992-1993 г.г. ракета проходит войсковые испытания. Ракета К-77 официально принята на вооружение 23 февраля 1994 г. Серийное производство ракет К-77 для нужд ВВС в России не велось, а серийное производство ракет К-77 для поставок на экспорт велось опытным производством ГосМКБ "Вымпел". По состоянию на 1996 г. в ГосМКБ "Вымпел" ведутся работы по созданию модификаций с ИК ГСН (с захватом на траектории), с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем (РВВ-АЕ-ПД), вариант ракеты для применения в ЗРК (РВВ-ЗРК). Первое упоминание и проекции ракеты Р-77М в прессе - 1998 г. Ракета К-77-1 / РВВ-СД является вариантом ракеты К-77 с использованием компонентов только российского производства. Вероятно, по состоянию на 2011 г. ракета К-77-1 принята на вооружение или завершает программу государственных испытаний. | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-9 Ракета К-9-155 - AA-4 AWL Ракета К-9М Опытная ракета класса "воздух-воздух". Создание ракеты с радиолокационной ГСН задано Постановлением Совмина СССР №419-198сс от 16.04.1958 г. и Приказом ГКАТ №211сс/ов от 17.06.1958 г. КБ заводе №134 ГКАТ, главный конструктор - И.И.Торопов. Создание системы наведения ракеты поручено КБ-1 ГКРЭ. Планировалось сдать опытные образцы ракет на совместные летные испытания во 2-м квартале 1960 г. Но в 1959 г. принято решение о передаче разработки ракеты К-9 создателям самолетов-носителей для неё - в ОКБ-155 Микояна и Гуревича (ракета К-9-155, самолет Е-152) и в ОКБ-51 П.О.Сухого (ракета К-9-51, самолет Т-37). Разработка ракеты К-9-155 велась конструкторской бригадой под руководством В.Г.Коренькова для вооруения комплекса перехвата с носителем Е-152. Ракета предназначалась для всеракурсного поражения воздушных целей. Предполагалось, что ракета войдет в состав автоматизированного комплекса перехвата воздушных целей с автоматизированной системой управления "Ураган-5". Но к моменту выхода ракет на испытания тема "Ураган-5" оказалась уже закрытой и доводка и испытания ракет проводились в рамках работ по комплексу перехвата Е-152-9 в 1961 г. с самолетом Е-152 и системой управления "Ураган-5Б". Согласно Постановлению Совмина СССР №608-293сс от 04.06.1959 г. и Приказу ГКАТ №345сс от 26.08.1959 г. для проведения испытаний планировалось произвести 20 ракет в четырех вариантах - баллистический, программный, телеметрический и боевой (изделия 91, 92, 93 и 90, соответственно). Планировалось произвести 20 "изделий 91", 5 "изделий 92", 5 "изделий 93" и 2 изделия "90". Чертежи на "изделия 91" и "92" сданы в производство в середине 1959 г. К концу 1959 г. завершена работа по чертежам остальных изделий и выпущены первые 6 шт "изделия 91", начато изготовление "изделий 92". До конца 1960 г. фактически собраны 21 шт "изделие 91", 7 шт "изделие 92", 4 шт "изделие 93". Выпуск боевого варианта ракет откладывался из-за недоработанности и непоставки комплектующих по линии КБ-1 (автопилоты, блоки питания и ГСН) и завода №567 (телеметрические станции БР-6А). Так же по состоянию на 1960 г. для испытаний комплекса готовились четыре самолета-носителя - Е-150, два Е-152 и Е-152А. Для летных испытаний ракеты К-9 предназначались только Е-152-2, Е-152А и, позже, Е-152М (с ракетами К-9 или К-80Р).
| | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) "Изделие 810" Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разрабатывается ГосМКБ "Вымпел" с использованием наработок по ракетам К-37. По состоянию на 2008 г. идет работа над аванпроектом ракеты. Вероятно, в 2010 г. защищен эскизный проект и самой ракеты и некоторых её элементов (например, изделия "Орлан" - см.ниже). Завершение разработки планируется в 2013 г. (ист. - По материалам доклада).
Предполагаемые проекции ракеты "изделие 810" рядом с проекциями ракеты К-37М (рисунок - Петр Бутовски, 2009 г., источник, обработано). | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) СНАРС-250 / НИР И-64 Самонаводящийся авиационный ракетный снаряд / ракета класса "воздух-воздух". Предварительные проработки по тематике создания ракет "воздух-воздух" проводились группой инженеров НИИ-1 МАП в филиале НИИ №1 - бывшем заводе №293 в Химках. В июне 1946 г. филиал преобразован в самостоятельный завод. Директором завода и главным конструктором ОКБ при заводе назначен М.Р.Бисноват, заместителем - В.Н.Елагин. Разработка ракеты "воздух-воздух" задана Постановлением Совмина СССР №1175-440сс от 14 апреля 1948 г. и приказом МАП от 11.05.1948 г. и поручена КБ завода №293 под руководством М.Р.Бисновата (позже - ОКБ-4, ныне - МКБ "Молния"). Тактико-технические требования к ракете выданы 4-м Управлением ГК НИИ ВВС 09.06.1948 г. Изначально разработка велась в качестве НИР. Предполагалось применение метода наведения, который являлся прообразом распространенного позже метода пропорционального сближения. В соответствие с заданием снаряд предназначался для поражения бомбардировщиков из задней полусферы (ЗПС) в догон, летящих на скоростях до 150-300 м/с и дальностях до 5000 м. Скорость сближения при этом должна была быть не менее 100 м/с. Постановлением устанавливался срок готовности эскизного проекта - сентябрь 1948 г. - из-за сложности проекта срок не был соблюден. К концу 1948 г. не были готовы проектные материалы смежников - завода №40 и НИИ-885. В первом квартале 1949 г. КБ завода №293 (головной исполнитель) представило заказчику комплексный технический проект. Так же в 1948 г. начаты продувки моделей ракеты в различной компоновке в аэродинамических трубах ЦАГИ Т-106М и Т-112.
В 1948 г. заводом №293 разработаны и построены опытные экземпляры "изделий 9" для исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ. В 1949 г. проведены летные испытания "изделий 9" - летающей модели с ЖРД для отработки аэродинамики на больших скоростях полета. Кроме "изделий 9" заводом были выпущены летные модели (заводской шифр "14/12" или "12", ЛМ-12) для дальнейших исследований с различными профилями крыла и оперения. В 1948 г. было построено 6 экземпляров ЛМ-12 и одна модель прошла испытания в ЦАГИ. Летом 1949 г. в ЛИИ МАП выполнено несколько пусков ЛМ-12. В 1948 г. так же выпущен эскизный проект "изделия 14" - собственно снаряда темы НИР И-64. В 1949 г. на специальном макете начата увязка бортового оборудования ракеты и в этом же году начата сборка аэродинамически подобных ракет с автономным управлениям ("объект 20"). На борту ракет "объект 20" была размещена контрольно-записывающая и измерительная аппаратура для снятия параметров полета. В том же 1949 г. на первой серии "объектов 20" начались испытания объектов на специально дооборудованном подвесками и системой пуска самолете Ту-2. В 1950 г. проведены баллистические пуски ракет "объект 20" без системы наведения. | | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) Ракета К-8 / К-8Р / К-8Т / изделие 24 - AA-3 ANAB Ракета К-8-2 / К-8М / Р-8М / изделие 24М - AA-3 ANAB Ракета К-8М1 / Р-30Р / Р-30Т - AA-3 ANAB Ракета "воздух-воздух" средней дальности. Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР № 2543-1224 о т 30 декабря 1954 г. о создании самонаводящихся ракет К-6, К-7 и К-8. Проектирование велось ОКБ-4 (позже переименовано в НПО "Молния") под руководством М.Р. Бисновата и его заместителя В.Н.Елажки начиная с 1955 г. На конкурсных началах для ракеты К-8 разрабатывлось несколько вариантов ГСН. Заводский испытания ракеты К-8 начались в 1957 г. В испытаниях были задействованы два самолета Як-25К-8 и два Як-27К. В ходе испытаний выполнено 74 полета самолетов-носителей, в результате 7 пусков были сбиты 4 парашютных мишени и три самолета-мишени Ил-28 на высотах 9-10 км и дальностях 5-6 км. Отработка ракет с радиолокационными ГСН затянулась - в августе 1959 г. завершились испытания ракеты К-82 / изделие 24В с полуактивной РЛ ГСН ПАРГ-1, а испытания ракеты К-83 / изделие 24Д с РЛ ГСН РГС-1 завершились 2 ноября 1959 г. Ракета не была принята на вооружение.
В 1958 г. начато создание модернизированной ракеты К-8-2 (К-8М). Испытания ракет К-8-2 на самолете Т-47 начаты в первой половине 1959 г. На Государственные испытания комплекс перехвата с ракетами К-8М и носителем Т-47 был предъявлен 17 сентября 1959 г. Госиспытания продолжались с ноябре 1959 г. по май 1960 г. В связи с недоработанностью РЛС РП-11 "Орел" перехватчика Т-47 / Су-11 на первом этапе отрабатывалась ракета с ИК ГСН, позже - с РЛ ГСН. 5 февраля 1962 г. Постановлением Совмина СССР №139-67 комплекс перехвата Су-11-8М с ракетой получившей наименование Р-8М принят на вооружение. Комплекс перехвата включал в свой состав четыре компонента: самолет-носитель, ракеты, РЛС перехватчика и средства наземного обслуживания. Серийное производство ракет Р-8М велось на Ижевском механическом заводе. Всего было выпущено около 100 перехватчиков Су-11.
Ракеты К-8М1 / Р-30 с РЛ ГСН (слева) и с ИК ГСН (справа) под Як-28П борт №15 (Е.Гордон, Из семейства реактивных. // Крылья родины. № 9 / 1991 г.)
| | | | | ДАННЫЕ НА 2013 г. (в работе) Ракета К-8М2 / К-98 / Р-98 (Р-98Р / Р-98Т) / изделие 56 - AA-3-2 ADVANCED ANAB Ракета К-98М / Р-98М (Р-98РМ / Р-98ТМ) - AA-3-2 ADVANCED ANAB Создана на базе ракеты К-8М2 в ОКБ-4 (ныне - НПО "Молния") под руководством Бисновата. Принята на вооружение в 1969 г. Применяется с пусковой установки ПУ-1-8 (на Су-15). Ракета Р-98Т под Су-15ТМ (Малахов С., Су-15: из летной практики. // "Аэроплан" № 4/1994 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)КС-172 / "изделие 172" / РРВ-Л / AAM-L КС-172С-1 / AAM-L Ракета "воздух-воздух" сверхбольшой дальности. Разработка ракеты с использованием наработок по ракете 3М83 комплекса ПВО С-300В начата ОКБ "Новатор" (г.Свердловск, ныне - Екатеринбург) в 1991 г. (в 1984 г. по данным Карпенко). Макет ракеты под названием AAM-L (Air-Air-Missile - Long range) впервые продемонстрирован в 1993 г. на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби и на авиасалоне МАКС-1993. По имеющейся информации, в 1993 г. проводились наземные испытания ракеты - вероятно, бросковые пуски. По данным на 2001 г. программа создания КС-172 не является приоритетной для ВВС России, а в декабре 2003 г. на авиашоу в Дубае впервые представлена экспортная модификация ракеты - КС-172С-1 - с измененной конструкцией.
Во второй половине 2000-х годов Министерство обороны России проводило конкурс по ракете "воздух-воздух" большой дальности. В конкурсе участвовало ОКБ "Новатор" с ракетой КС-172С-1 и ГосМКБ "Вымпел" с ракетой К-37. Конкурсной комиссией Министерства обороны России отказано ОКБ "Новатор" в допуске к участию в закрытом конкурсе «Создание управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности (ОКР "Графоман" - ист. - Годовой отчет)» по формальным причинам (ист. - Карпенко).
Макет ракеты КС-172 на выставке в Жуковском, 1993 г. (фото - Piotr Butovski, Nowa Technika Wojskowa №1 / 1994 г.). Макет ракеты КС-172С-1 на авиасалоне МАКС-2005 (фото из архива Rambo54, http://militaryrussia.ru/forum/). Макет ракеты КС-172С-1 под крылом Су-35БМ борт №901 вероятно на авиасалоне МАКС-2005 или позже (фото - Miroslav Gyurosi, http://www.ausairpower.net). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Ракета К-80 / Р-4Т / Р-4Р (изделие 36, ИК и РЛС-мод.) - AA-5 ASHРакета К-80М / Р-4ТМ / Р-4РМ (изделие 36М, ИК и РЛС-мод.) - AA-5 ASH
Ракета "воздух-воздух" большой дальности комплекса перехвата Ту-28-80. Разработана в ОКБ-4 под руководством М.Р.Бисновата. Разработка комплекса дальнего перехвата задана Постановлением Совмина СССР №608-293 от 6 июня 1958 г. Комплекс создавался с основной задачей - дальний перехват бомбардировщиков предполагаемого противника в приполярных районах над Северным ледовитым океаном. Дальность действия ракеты с тяжелой БЧ (для обеспечения гарантированного поражения целей) должна была в 2 раза превысить дальности разрабатываемых в то время ракет К-7, К-8М и К-9. Представление комплекса на заводские испытаний предписывалось осуществить в первом квартале 1961 г., и на государственные испытания - до конца 1961 г. Постановлением Совмина СССР от 4 июля 1959 г. требования к комплексу были ужесточены. Конструкторская документация на ракету выпущена в 1959 г. в 1960 г. конструкторская документация перерабатывается по причине использования нового источника электропитания и нового автопилота, а так же уточнения требований по привязке ракеты к носителю. Для исключения флаттера была изменена форма аэродинамического руля, законцовка которого была скошена с уменьшением размаха по задней кромке. Такая форма позволила обеспечить почти оптимальную совокупность профилей без перехода на нежелательные малые толщины на периферии задней кромки. | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) К-30 / К-МД / "изделие 300" Ракета "воздух-воздух" малой дальности. Разработка ракеты начата ГосМКБ "Вымпел" в 1986 г. с целью создания следующей модификации ракеты ближнего боя Р-73 (ист. - Jane's, Тактическое). По состоянию на 2008 г. работа над проектом ракеты еще идет, возможно, даже ведутся испытания опытных образцов. Завершение создания ракеты в те годы ожидалось к 2013 г. (ист. - По материалам). Назначение - ближний высокоманевренный воздушный бой и поражение атакующих ракет класса "воздух-воздух" (ист. - По материалам). Планируется размещение ракеты во внутренних отсеках самолета-носителя. В 2002 г. в Украине были озвучены планы создания на базе наработок советских времен по ракете К-30 создания собственной ракеты "611" (ист. - Jane's).
Предполагаемые проекции ракеты К-30 / К-МД рядом с проекциями ракеты К-74М (рисунок - Петр Бутовски, 2009 г., источник, обработано). Макет украинской ракеты "611", которая возможно имеет некоторые общие черты с ракетой К-30 (фото - Андрей Фомин, http://forum.keypublishing.com). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Ракета К-77ПД / РВВ-АЕ-ПД
Ракета класса "воздух-воздух" увеличенной дальности. Разработка ракеты с ПВРД на базе ракеты К-77 / РВВ-АЕ ведется ГосМКБ "Вымпел" с начала 1990-х годов как минимум. В некоторых источниках указывается, что разработка ракеты "воздух-воздух" с ПВРД начата в ответ на аналогичные работы на Западе. Макет ракеты впервые показан на авиасалоне в Фарнборо в 1993 г. Проектирование ракеты завершено в 1999 г. Макет ракеты был продемонстрирован на авиашоу МАКС-1999. На самом деле пока нам не известно испытывалась ракета или нет. Других данных нет.
| | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (в работе) Система С-1У, ракета К-5 / РС-1У / "изделие ШМ" / "изделие М" - AA-1 ALKALI / AA-1mod1
Первая советская управляемая ракета класса "воздух-воздух" принятая на вооружение / "реактивный снаряд первый управляемый". Разработка системы вооруения с ракетами "воздух-воздух" начата КБ-1 Третьего Главного Управления при Совмине СССР в 1951 г. Постановлением Совмина СССР №1587-590 от 1 апреля 1952 г. разработка задана официально. Система вооружения сроазу проектировалась для размещения на истребителе класса МиГ-15 / МиГ-17 с 4 пусковыми устройствами, что должно было обеспечить приемлемую вероятность поражения воздушной цели. Разработка ракеты велась в отделе №32 КБ-1 под руководством Д.Л.Томашевича. Ракете присвоен индекс "изделие ШМ" (согласно легенде - "Ш-Малая" в отличие от зенитной "Ш-Большой").
18 июля 1952 г. приказом МАП СССР горьковскому филиалу ОКБ-155 (МиГ) задано переоборудование к концу лета 1952 г. трех истребителей МиГ-17П в ракетоносцы СП-6. Кроме трех горьковских СП-6 еще два самолета выпущено в срок заводом №153 в Новосибирске. Но испытания ракет начались только в 1953 г. В начале лета 1953 г. начаты наземные бросковые испытания прототипов ракет "изделие ШМ" - Б-89. В то же время завершены статические испытания "изделия ШМ". К концу лета 1953 г. начат выпуск прототипов ракет "изделие ШМ" для автономных летных испытаний (без системы наведения) - Б-140. Для проведения летных испытаний подготовлена группа самолетов-фотографов Ил-28.
8 октября 1953 г. выполнен первый автономный пуск "изделия ШМ" с носителя МиГ-17П / СП-6. Испытание проведено в районе полигона Владимировка (Астраханская область). Ракета совершила относительно прямолинейный полет. Первая серий испытаний включала серию пусков - с интервалами в три-четыре дня их было проведено еще четыре (всего пять). Пуски производились с МиГ-17П / СП-6 летчиками-испытателями Константином Коккинаки и Виктором Завадским.
Ракета РС-1У в полете. Рисунок из технического описания ракеты, 1955 г. (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
МиГ-17ПФУ с ракетами РС-1У (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.).
Ракета РС-1У / К-5 в Музее ВВС СССР в Монино (Flieger Jahrbuch 1979, Берлин, 1978 г., ГДР). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-25 / Р-25 / "изделие 370"
Ракета "воздух-воздух" большой дальности. Разработка ракеты на базе трофейной ракеты AIM-7E Sparrow велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне - МКБ "Вымпел"), главный конструктор - В.Т.Корсаков. Трофей поступил в СССР в хорошем состоянии из Вьетнама, где был снят с самолета F-4 Phantom, затонувшего на малой глубине около Хайфона. Так же в СССР поступали ракеты с других сбитых американских самолетов. Во второй половине 1966 г. начаты работы по воспроизводству образца американской ракеты. Официальный старт работам по копированию ракеты средней дальности для комплекса вооружения истребителя МиГ-23 дан Постановлением Совмина СССР от 13 ноября 1967 г. На первом этапе разработки вместо части оригинальных материалов использованы отечественные аналоги, что не обеспечило работоспособности части систем и агрегатов. В 1970 г. после завершения автономной отработки ракет К-23 опытный самолет МиГ-21ПФ (серийный №12-03) был переоборудован под ракету К-25 (Е-7 с К-25). На самолет установили пусковую установку АПУ-25-11, но в 1970 г. из-за неготовности двигателя и рулевого привода испытания ракеты К-25 так и не начались. В 1971 г. МиГ-21ПФ снова приготовили для автономных испытаний К-25, а так же начали переоборудование двух самолетов МиГ-23М (серийные №№06-06 и 06-07) с установкой АПУ-25-23М.
Ракета К-25 по центру на втором плане в музее ГосНИИАС, 2007 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru). Модель аванпроекта МиГ-29 1972г. с ракетами К-25 (Якубович Н.В. МиГ-29. Истребитель "невидимок". М., Яуза, ЭКСМО, 2010 г.). | | | | | ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение) Ракета К-7Ракета К-75 Опытная ракета "воздух-воздух". Разработка ракеты задана Постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1954 г. и велась КБ завода №134 (ОКБ-134, ныне - МКБ "Вымпел"), главный конструктор - И.И.Торопов. Изначально ракета проектировалась для вооружения перехватчика Т-3 ОКБ П.О.Сухого. Первой ракетой, разработанной по проекту была К-7Л с наведением по лучу РЛС и более мощной, чем у К-5 боевой частью, для минимизации недостатков точности наведения. В связи с выбором уже распространенной системы наведения по лучу РЛС разработка К-7Л продвигалась существенно быстрее других вариантов ракеты. В 1956 г. переоборудован и прошел заводские испытания самолет-носитель Як-25 (серийный №01-09). Самолет был оснащен макетом РЛС "Алмаз". В 1956 г. с самолета проведены пуски управляемых по лучу ракет К-7Л, а в 1957 г. испытания были продолжены. Всего за два года выполнено 99 полетов, проведено 38 пусков ракет К-7Л. Уменьшенный вариант ракеты К-7Л для отработки системы наведения и оборудования - К-75 - на испытания вышел раньше полноразмерного аналога. Ракета наводилась на цель РЛС "Изумруд-2" - аналогично ракете К-5. Пуски ракет К-75 начаты в 1956 г. с переоборудованных самолетов-носителей Як-25К (серийные №№16-08 и 18-08). С 5 марта по 10 июня на Як-25К (сер.№16-08) с модернизированной РЛС "Изумруд" выполнили 23 полета и провели три пуска ракет на высотах 5 и 12 км. Ракета К-75 не имела ощутимого превосходства над технологически более предпочтительной К-5М - модернизированной К-5. В ноябре 1957 г. Як-25К (сер.№16-08) возвратили в ЛИИ ВВС и переоснастили для проведения испытаний неуправляемых авиационных ракет ТРС-85. До конца сентября 1958 г. с самолетов МиГ-19 / СМ-6 (зав.№№2100101 и 2100102 - те же, что использовались при испытаниях ракеты К-6) проведено 25 пусков ракет К-7. Подтверждена правильность заложенных в ракету основных технических решений. Результаты испытаний также подтверждали возможность применения ракет с носителей типа Т-3 и Як-25. Неготовность основного носителя - Т-3 - не позволяла приступить к совместным испытаниям, так же уже в 1957 г. разработчики Т-3 стали склоняться к переходу на более перспективную самонаводящуюся ракету К-8, отрабатывавшуюся в ОКБ-4 М.Р.Бисновата. Кроме ракет с наведением по лучу РЛС велись работы и над вариантами К-7 с полуактивным радиолокационным наведением К-7С-3 и с ИК ГСН К-7СТ. Эскизный проект и рабочая конструкторская докуентация на ракету К-7С-3 выпущены в 1957 г., а в 1958 г. начаты её испытания. Кроме прототипа Т-3 в испытаниях был задействован носитель Як-25 (серийный №02-21). В итоге из 38 намеченных пусков с Т-3 и Як-25 был произведен только 1 пуск с Як-25. Так же в 1958 г. произведено 3 испытательных пуска ракет К-7СТ с тепловыми ГСН разработки ОКБ-393 и НИИ-10. Так же по Постановлению Совмина СССР от 7 марта 1957 г. для вооружения перехватчика Е-150 (по 2 ракеты) с РЛС "Ураган-56" начата разработка еще одного варианта ракеты К-7 - ракеты К-70 с ГСН разработки ОКБ-287. В 1958 г. в связи с успешными испытаниями более универсальной самонаводящейся ракеты К-8, а так же в связи с заданием ОКБ-134 на копирование ракеты "Сайдвиндер" ( К-13), разработка ракет семейства К-7 была прекращена. Опытный перехватчик Т-3 с ракетами К-7Л (Павлов В. Сверхзвуковые трубы "всесоюзного оркестра" ПВО. // Авиация и время. №6 / 1998 г., http://crimso.msk.ru). Ракета К-7Л под крылом Як-25К (Гордон Е. Большое семейство. // Авиация и время. №6 / 1997 г., http://crimso.msk.ru). | | | | | Каталог военной техники: Последние комментарии https://oane.ws/2019/09/01/rossijskij-i ... ancev.html Российский Ил-76 с гиперзвуковыми... | https://tvzvezda.ru/news/photo_gallery/ ... -xpl8.htm/ «Обновленный тяжеловес»... | Ребята это ремонтно-техническая база аэродрома Мигалово! На аэродроме Мигалово базируются... | Вот немного о спецверсиях Ил-76 | Ил-76МД 90А в хай-рез от ОАК. Свеженькое))) | mpashnev Wrote:Было ли, нет ли...Ил-78М-90А, хай-рез.Максим на нем пермские двигатели ПС - 90А | Было ли, нет ли...Ил-78М-90А, хай-рез. | АиК 04_2018 обложка.jpgАиК 04_2018 с.19.jpg | Сюда или нет? https://rg.ru/2018/04/18/reg-pfo/novejs ... aniia.htmlНовейший топливозаправщик... | https://rg.ru/2016/11/25/reg-pfo/na-uli ... letov.html В Ульяновске запустят "конвейер... |
|