Х-28 - AS-9 KYLE | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Х-28 - AS-9 KYLE

Автор: DIMMI
Создана: 19.02.2009 00:42:00
Изменена: 21.02.2013 23:48:57
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Ракеты воздух-земля / Х-28 - AS-9 KYLE /

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс К-28П, ракета Х-28 / изделие 93 / изделие Д-8 "Находка" - AS-9 KYLE
 
Противорадиолокационная ракета средней дальности. Разработка противорадиолокационного ударного комплекса К-28П с самолетом-носителем Як-28Н и ракетами Х-28 начата по Постановлению Совмина СССР от 10 января 1963 г. Головной разработчик комплекса - ОКБ-115 А.С.Яковлева, разработка ракеты велась ОКБ-155-2 (МКБ "Радуга"), главный конструктор - А.Я.Березняк. Согласно Постановлению о проектировании ракеты планировалось вывести комплекс К-28П на совместные летные испытания во 2-3 кварталах 1965 г. В конце 1964 г. по предложению Минавиапрома принято решение о замене РДТТ на ракете Х-28 на ЖРД - причины - освоенность технологии ЖРД на ракетах такого класса, гарантированное достижение дальности 120 км, необходимой для поражения позиций ЗРК "Найк-Геркулес" без входа в их зону поражения. Замена двигателя отсрочила начало испытаний до 1966 г. При рассмотрении эскизного проекта самолета-носителя Як-28Н оказалось, что по результатам расчетов и продувок при пуске первой ракеты Х-28 из-под крыла самолета и сохранении второй ракеты под другим крылом, самолет Як-28Н терял устойчивость по крену из-за недостаточной эффективности элеронов. Эскизный проект комплекса не был принят Заказчиком (источник).

Впоследствии, опытный самолет Як-28Н был все же построен и использовался для отработки пусков. Аппаратуру станции разведки целей предусматривалось разместить на месте РЛС «Инициатива», при этом пару похожих на рога антенн установили в районе передней кромки правого двигателя. Так же для испытаний средств комплекса использовался самолет-летающая лаборатория Ан-12БК. Результаты испытаний ракеты Х-28 с этих самолетов позже использованы при разработке ракеты Х-58. Испытания опытного самолета-носителя Як-28Н были начаты в 1966 г., а в 1967 г. на нем начаты испытания аппаратуры комплекса. Первые пуски ракет Х-28 с борта Як-28Н произведены в 1969 г. Но самолет в серийное производство не был запущен.
 

Подготовка ракеты Х-28 к подвеске под Су-22 ВВС Вьетнама (http://militarynuts.com).


Учебная ракета Х-28 (Крылья Родины, начало 1990-х годов).


Ракета Х-28 под Су-17М3
(Марковский В., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // Авиация и космонавтика. N 05 / 2012 г. via http://crimso.msk.ru).
 

В 1970 г. выдано тактико-техническое задание на на дооснащение ракетами Х-28 самолетов Су-17 с созданием комплекса вооружений Су-17-28. Решение о создании такого комплекса было принято по инициативе главного конструктора Су-17 Н.Г.Зырина. Разработка комплекса оборудования (контейнер "Метель", главный конструктор Б.Прасолов) велась омским ЦКБ-111 автоматики. Предполагалось также использование противорадиолокационного комплекса с ракетами Х-28 и "Метелью" на МиГ-27, однако громоздкое изделие никак не умещалось на подвеске небольшого истребителя-бомбардировщика и работы не пошли дальше проектных изысканий. Для отработки средств комплекса ОКБ Сухого использовался самолет Су-7БМ. В декабре 1971 года самолет был доработан с установкой пускового устройства ПУ-28С для подвески ракеты и контейнера со станцией управления "Метель". До января 1972 года на нем выполнялись скоростные рулежки с отрывом носового колеса для уточнения возможности транспортировки крупногабаритной Х-28 под фюзеляжем с проверкой весьма небольших просветов между ракетой и ВПП. Поскольку зазор между нижней частью изделия и землей был крайне невелик, касание полосы ракетой с жидким топливом и окислителем грозило взрывом. Для оценки зазоров в хвостовой части Х-28 установили законцовку из пенопласта, которая при первом же испытании была стесана на 30-40 мм.

Почти одновременно предложено и применение ракеты Х-28 на самолетах Су-24. Государственные совместные испытания с самолетом Су-24 проходили с января 1970 г. по июль 1974 г. (произведено 15 пусков). Ракета принята на вооружение в 1973 г. В 1970 г. за создание ракеты Х-28 МКБ "Радуга"  вручена Государственная премия СССР. Серийное производство ракет начато в 1971 г. на Дубнинском машиностроительном заводе (завод №256) и на Ленинградском северном заводе (завод №272). Начиная с конца 1980-х годов ракета снимается с вооружения.


Пусковая установка:
- на Су-17М применяется с подфюзеляжной пусковой установки ПУ-28С
Масса балки ПУ - 100 кг

- на самолете Су-24 применяется с пусковой установки ПУ-28.

- позже ракета применялась с авиационной катапультной установки АКУ-58 / АКУ-58-1 для ракет Х-58 с использованием переходной балки.


Пусковые устройства ракет Х-28 и контейнер с оборудованием "Метель-А" (http://rbase.new-factoria.ru):

Конструкция ракеты - нормальная аэродинамическая схема с треугольным крылом и цельноповоротным оперением. По сути ракеты представляла из себя уменьшенный аэродинамический аналог ракеты Х-22М. Передний обтекатель с грузовым отсеком имеет хомутно-клиновое быстроразъемное соединение. Основные материалы: сплав АМГ-6 (обшивка), сталь 30ХГСА (силовые элементы), Д-19.

Трубопроводы подачи компонентов топлива и арматура пневмосистемы были проложены в коробе (гаргроте) - довольно громоздком, по отношении к изящному корпусу ракеты. В гаргроте находился также датчик угловых скоростей автопилота, установленный примерно в середине длины ракеты, что позволило свести к минимуму влияние изгибных колебаний на замеряемые угловые отклонения ракеты. Позади баков-отсеков размещались элементы сопряжения с системами носителя и электромеханический преобразователь ПТО-300/500К, за ними - основной блок автопилота АПР-28 и моноампульная батарея А-221. Хвостовую часть ракеты занимали элементы электрогидравлического привода ЭГС-40Л и жидкостный ракетный двигатель Р-253-300 (источник).

В 1964 г. на Дубнинском машиностроительном заводе начато освоение стеклотекстолитовых обтекателей ракеты Х-28. Небольшие по размерам (1250 мм х 300 мм), но требования к характеристикам радиопрозрачности были настолько жестки, что первые серии изделий приходилось комплектовать тремя обтекателями, рассчитанными каждый на свой диапазон волн. Это требовало больших расходов на каждое изделие. Как в нашей авиапромышленности, так и в ряде зарубежных авиафирм, были поиски методов изготовления наиболее "светлых" (в радиотехническом смысле) обтекателей. Проведенные поиски "просветления" обтекателей закончились подбором так называемых "компенсационных решеток", с помощью которых добились значительного улучшения радиотехнических характеристик обтекателей ракеты Х-28, а затем и ракеты Х-22. В состав изделий Х-22 и Х-28 входили блоки раскладки агрегатов с применением пневмо- и гидроцилиндров. Проблемным был вопрос финишной обработки уплотняющих поверхностей. В результате внедрения процесса алмазного выглаживания удалось отказаться от трудоемких операций абразивной доводки этих поверхностей, одновременно повысив качество их обработки. Ведущими этого направления были сотрудники НИАТ А. М. Чураев и В. И. Гасилин (источник).


Западные проекции ракеты Х-28 - AS-9 KYLE (середина 1980-х годов).


Устройство ракеты Х-28 (Марковский В., Перов К., Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.).


Устройство ракеты Х-28 (http://rbase.new-factoria.ru):
1 - антенный блок ПРГ-28М
2 - блоки пассивного радиолокационного координатора цели ПРГ-18М
3 - воздушный клапан системы охлаждения
4 - вспомогательный узел подвески
5 - фугасная БЧ 9А283 с активной оболочкой
6 - передний узел подвески
7 - бак-отсек окислителя АК-27И
8 - бак-отсек горючего ТГ-02
9 - задний узел подвески
10 - система запуска двигателя
11 - "зуб" отталкивателя
12 - отрывной комбинированный электроразъем
13 - чеки взрывательного устройства
14 - воздушный клапан системы охлаждения
15 - блоки формирования команд автопилота АПР-28
16 - статический преобразователь тока
17 - заливные горловины горючего и окислителя
18 - жидкостный ракетный двигатель Р253-300
19 - электрогидравлический рулевой привод автопилота
20 - импульсная батарея электроснабжения
21 - агрегаты системы наддува баков
22 - баллон со сжатым воздухом
23 - блок управления автопилота АПР-28
24 - блок управления автопилота АПР-28
25 - блоки предохранения и электромеханический взрыватель ЭВМУ-132
26 - неконтактный оптический взрыватель РОВ-5
27 - люлька аппаратуры ПРГ-28М
28 - контактные датчики взрывательного устройства
   

Система управления и наведение - электрогидравлический автопилот АПР-28 (разработчик - НИИ-923, г.Москва, главный конструктор - Е.Ф.Антипов) с термостатированием гидравлической системы сопряженный с  пассивной радиолокационной ГСН ПРГ-28М трех типов (разработчик - ЦКБ-111 ГКРЭ, главный конструктор А.В.Кирчук, позже переименовано в НПО "Автоматика", г.Омск) - обеспечивают работу в трех основных диапазонах частот стран НАТО. Автопилот обладал блоком пролонгации траектории на случай пропадания пеленгуемого сигнала на период до 10 сек.  На самолетах-носителях устанавливается аппаратура для разведки РЛС противника и выработки целеуказания, выдаваемого на бортовую аппаратуру ракет наведения (на Су-17М, например, контейнер "Метель-А"). ГСН не перенастраиваемая однолитерная.

Согласно западным данным по опыту применения ракет Х-28 в ирано-иракской войне ГСН ракеты обладала высокой чувствительностью и могла наводиться на РЛС ЗРК Hawk на дальности до 200 км, но применение ракет на такую дальность было невозможно в т.ч. из-за ограниченных возможностей аппаратуры контейнера "Метель" (источник).

Разработка комплекса оборудования с контейнером "Метель" велась по ТЗ выданному в 1970 г., главный конструктор Б.Прасолов. Разработчик - омское ЦКБ-111 автоматики.


Су-17М3 с контейнером "Метель-А"
(Марковский В. Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17 // Авиация и космонавтика. N 05 / 2012 г. via http://crimso.msk.ru).
 
Двигатель:
- по аванпроекту (1963 г.) - РДТТ разработки КБ завода №81, главный конструктор - И.И.Картуков.

- двухрежимный ЖРД Р-253-300. На этапе предварительного проектирования предполагалось использование РДТТ, но уже в конце 1963 г. принято решение об использовании ЖРД создаваемого ОКБ-300 С.К.Туманского для ракеты КСР-5 (AS-6).
Тяга двигателя - 8000 кг
Система подачи топлива - вытеснительная
Рабочее тело - сжатый воздух
Горючее - ТГ-02 ("тонка")
Окислитель - азотная кислота АК-27
 
ТТХ ракеты:
Длина:
- 5970 мм 
- 6210 мм (по западным данным)
Размах крыла - 1390 мм
Диаметр корпуса - 430 мм
Угол стреловидности - 75 град.

Масса:
- 690 кг (по проекту и по официальным ТТХ)
- 715 кг (по западным данным)
Масса БЧ:
- 160 кг (по проекту К-28П)
- 140 кг / 155 кг (по разным данным)
- 200 кг (по западным данным)
Масса ВВ - 74 кг
 
Дальность действия:
- 36 - 120 км (по проекту К-28П)
- 18 - 120 км (официальные ТТХ)
- 15 - 120 км
- 45 км (при пусках с высот менее 1000 м)
- 70 км (при пуске с высоты 5000 м)
- до 90 км (по другим данным)
Скорость максимальная - 3300 км/ч (в т.ч. по проекту К-28П)
Высота носителя в момент пуска:
- 500-15000 м (комплекс К-28П по проекту)
- 500-16000 м
Точность - круг радиусом 20 м с вероятностью 80%
 
Тип БЧ - 9А283 - фугасная с активной оболочкой разработки НИИ-6. Взрыватели - контактный электромеханический взрыватель ЭВМУ-132 и неконтактный взрыватель РОВ-5, обеспечивающий подрыв боевой части в воздухе на высоте 5 м, оптимальной для уничтожения РЛС.

Проектом предусматривалась возможность установки на ракету ядерной БЧ. В западных источниках упоминается её индекс - ТК-43. Актуальных подтверждений этому в отечественных источниках не обнаружено.

Модификации:
- Х-28 -
базовая модель противорадиолокационной ракеты.

- Х-28Э - эскпортная модификация базовой модели противорадиолокационной ракеты.

- Х-28М - вариант модернизации ракеты разработки начала 1970-х годов (по др.данным начата в 1967 г.), ракета оснащалась РДТТ. Позже разработка трансформировалась в противорадиолокационную ракету Х-58 (изделие "112" / Д-7).


Носители
:
- Як-28Н (в некоторых источниках Як-28П) - фронтовой истребитель-бомбардировщик, комплекс вооружения К-28П, 2 ракеты Х-28. Проектировался ОКБ-115 А.С.Яковлева, испытывался, серийно не производился.
Радиус действия комплекса вооружения - 1000-1100 км (при 1000 км/ч)
Скорость носителя максимальная - 1700 км/ч


Опытный самолет-носитель Як-28Н с ракетами Х-28 под крылом (Марковский В., Перов К., Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.).

- Ан-12БЛ - опытный самолет с 4 х Х-28;

Ан-12БЛ с 4 ракетами Х-28 (Совенко Ю.А., Заярин В.М.,
Ан-12: портрет в зрелом возрасте. // Авиация и время. № 1/1995 г.)

- Су-17М/М2/М3, а так же экспортные Су-22 / Су-22 - одна ракета подвешивалась на узел подвески под фюзеляжем, контейнер с оборудованием "Метель-А" подвешивается на точку подвески №6 - на пилон под неподвижной частью крыла.


Ракета Х-28 с контейнером "Метель-А" под Су-17М3.

- Су-24 - до 2-х ракет, подвешивались под неподвижной частью крыла; станция разведки цели и выдачи целеуказания «Филин».

- МиГ-27 / МиГ-23Б - по некоторым данным самолет мог нести одну ракету. По более достоверным данным, по ТЗ 1970 г. на создание комплекса вооружения Су-17-28, предполагалось также использование противорадиолокационного комплекса с ракетами Х-28 и "Метелью" на МиГ-27, однако громоздкое изделие никак не умещалось на подвеске небольшого истребителя-бомбардировщика и работы не пошли дальше проектных изысканий.

- Ту-22М - самолет упоминается в качестве носителя в некоторых источниках, подтверждения тому нами пока не обнаружено.


Статус
: СССР / Россия
- 1997 г. - возможно еще есть на вооружении и/или снимается.

- 2000 г. - нет на вооружении.


Экспорт: ракета поставлялась в страны Варшавского договора и некоторые страны "третьего мира".

Вьетнам - ракеты поставлялись и состояли на вооружении самолетов Су-22.

Индия - ракеты поставлялись и состояли на вооружении по западным данным.

Ирак:
- 1982 г. - начало поставок ракет Х-28 в Ирак.

- 1982 г. конец года - первое применение ракет Х-28 в ирано-иракской войне. Ракеты были успешно применены против ЗРК Hawk на дальнось 70 км с самолета Су-22М2 с высоты 7000 м, скорость самолета-носителя 750 км/ч (http://www.acig.org via источник). По западным данным всего Ираку было поставлено около 100 ракет и они успешно использовались до конца войны - т.е. по 1988 г.

- 1989 г. - под названием Nissan-28 ракета показана на выставке иракской военной техники.


Под названием Nissan-28 ракета Х-28 была показана на выставке иракской военной техники после окончания ирано-иракской войны, 1989 г. (http://rbase.new-factoria.ru).


Иракский Су-22УМ3К перелетевший в Иран в феврале 1991 г. В ирано-иракскую войну подобные самолеты применялись против Ирана (http://www.acig.org).


Захваченная иракская ракета Х-28, 2003 г. (фото - US DoD, http://www.softwar.net).

Сирия - по западным данным ракеты Х-28 поставлялись (источник).

Источники:
Ангельский Р. "Щукины" дети. // Техника и вооружение. 1998-2001 г.г.
Военный паритет. Сайт http://www.militaryparitet.com, 2009 г.
Крылатая ракета Х-28. Сайт http://bereznak.dubna.ru, 2013 г.
Марковский В., Перов К., Авиационные крылатые ракеты. // Авиация и космонавтика. N 10 / 2005 г.
Х-28 (изделие 93 или Д8, AS-9 «Kyle»). Сайт http://sergib.agava.ru, 2012 г.
Kh-28. Сайт http://en.wikipedia.org, 2013 г.

Каталог

Последние комментарии

Ни в коем случае не путать с "баржей" - там точное название Як-28-64 (от года)
Sierra 2017-03-24 20:15
Дима, исправления:Як-28Н (№04-04) переделан из перехватчика Як-28П. Долгое время...
Sierra 2017-03-24 20:00
Спасибо большое!!!
DIMMI 2013-02-24 09:35
DIMMI Wrote:хотя... может я и не прав и я не ту статью смотрел... :shock:Помимо...
osankin 2013-02-24 06:19
Уже исправил... разрабатывалась, но так и не поставили... дошел до мемуаров по испытаниям...
DIMMI 2013-02-22 15:53
хотя... может я и не прав и я не ту статью смотрел... :shock:
DIMMI 2013-02-21 23:50
osankin Wrote:В статье использованы, как минимум, иллюстрации из работ Марковского...
DIMMI 2013-02-21 23:45
В статье использованы, как минимум, иллюстрации из работ Марковского и Перова, а...
osankin 2013-02-21 23:25
Х-28 (изд.93). на вооружение ракету приняли в 1974 году для Су-17М/М2/М3, Ту-22М...
DIMMI 2013-02-21 21:06
Я понял и намек и направление. Любая критика, а тем паче с конкретикой - большое благо!
DIMMI 2013-02-21 20:56