Су-24 - FENCER | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Су-24 - FENCER

Автор: DIMMI
Создана: 30.08.2009 23:17:07
Изменена: 07.11.2015 17:09:52
Комментариев: 11
Категории: ВОЗДУХ / Бомбардировщики / ударные самолеты / Средние, фронтовые и легкие ударные самолеты / Су-24 - FENCER /

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Су-24 - FENCER-A, B, C
Су-24М - FENCER-D
Су-24МР - FENCER-E
Су-24МП - FENCER-F
Су-24М2 - FENCER-G


Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Разработан КБ П.О.Сухого. Главный конструктор самолета - Е.С.Фельснер, ведущий конструктор темы (1993  г.)  -  Л.А.Логвинов. Разработка прототипа Т-6-2И начата  в 1966 г.  Первый полет прототип Т-6-2И совершил 17 января 1970 г.  (пилот - В.С.Ильюшин). Решение о запуске в серию принято в 1971 г. и в том же году начато производство самолетов на авиазаводе им.Чкалова в Новосибирске. Так же Су-24 выпускался Комсомольским-на-Амуре авиационным ПО. Завершение испытаний и первые поставки в ВВС - 1973 г. Официально принят на вооружение 4 февраля 1975 г. В 1983 г. прекращен выпуск Су-24. Серийное производство Су-24М и его модификаций велось там  же в 1979-1993 г.г. Всего за все годы промышленностью выпущено около 1400 Су-24 разных модификаций.

В 1974 г. председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер заявил о появлении в СССР самолета "Су-19" FENCER.
 

Фронтовой бомбардировщик Су-24М2 борт №22 белый, 2009 г. (автор фото - Александр Мишин, http://jetphotos.net).


Су-24М борт №24 белый, 2011 г. (фото - Владимир Полуянов, http://russianplanes.net/).


Су-24М2. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото - dushlik, http://ru-aviation.livejournal.com).

Конструкция - высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта консоли крыла устанавливаются в одно из четырёх положений:
- 16° - на взлёте и при посадке;
- 36° - в крейсерском дозвуковом полёте;
- 45° - при боевом маневрировании;
- 69° - при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, управление двойное.


Носовая стойка шасси Су-24М. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото - dushlik, http://ru-aviation.livejournal.com).


Основная стойка шасси Су-24М борт №06 синий ВВС Украины, г.Луцк, 27.03.2012 г. (фото - Тарас Бажанский, http://russianplanes.net/).

Двигатели:
- Су-24  - 2 х АЛ-21Ф-3 тягой по 7800 кг,  на форсаже по 11200 кг (+- 2%), масса одного двигателя - 1800 кг;

- Су-24М / МК / МП / МР - 2 х АЛ-21Ф-3А / АЛ-21Ф-31 с тягой по 7800 кг, на форсаже - 11270 / 11500 кг (по разным данным);

ТТХ самолета:
Экипаж - 2 чел.

  Су-24 Су-24М / МР
Длина 22670 мм 24594 мм (с ПВД)
Размах крыла 10366-17638 мм 10366-17638 мм
Высота 5920 мм 6193 мм
Площадь крыла 51,024-55,168 кв.м 51,024-55,168 кв.м
Площадь стабилизатора 13,707 кв.м 13,707 кв.м
Стреловидность крыла 16-35-45-69 град. (на разных режимах полета - взлет-посадка, крейсерский полет,  маневрирование и сверхзвуковая скорость, соответственно) аналогично
Колея шасси 3,31 м 3,31 м
База шасси 8,51 м 8,51 м


  Су-24 Су-24М Су-24МР
Масса максимальная 37900 кг 39570-39700 кг (а так же МК) 39570-39700 кг (а так же МП)
Масса нормальная 32260 кг (с полезной нагрузкой 1000 кг)

34830 кг
35910 / 35970  кг (с нагрузкой 3000 кг по разным данным) 33325 кг
Масса посадочная 24000 кг 24500 кг 28000 кг (предельная)

26000 кг (максимальная)

25035 кг (норма)
Масса пустого снаряженного 22320 кг    
Масса пустого 21150 кг 22300 кг  
Масса топлива 9850 кг / 11860 л (внутренние баки)

6590  кг (2 х 3000 л ПТБ под крылом и 1 х 2000 л ПТБ под фюзеляжем)
9850 кг / 11860 л (внутренние баки)

6590  кг (2 х 3000 л ПТБ под крылом и 1 х 2000 л ПТБ под фюзеляжем)
9717 кг / 11700 л (внутренние баки)
Масса полезной нагрузки 7000 кг 8000-8100 кг  
Скорость максимальная 1320 км/ч (у земли без подвесок)

1700 км/ч (1,35 М на высоте)
1325 км/ч (с ПТБ у земли)

1365 км/ч (без подвесок у земли)

2120 км/ч (без подвесок на высоте 13000 м)
1200 км/ч (с контейнерами и ракетами Р-60 у земли)

1320 км/ч (у земли без подвесок)

1500 км/ч (с контейнерами и ракетами Р-60 на высоте)

1600 км/ч (ограничение по скорости на высоте)
Потолок практический 17500 м 16000 м 17000 м
Дальность полета 1400 км (Lo-Lo-Lo)

3000 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ)
1295 км (Lo-Lo-Lo, с ПТБ)

1950 км (Hi-Lo-Hi, с ПТБ)

2500 км (перегоночная с 2  х  3000  л ПТБ)

4270 км (перегоночная  с 2 х 3000 л ПТБ и одной дозаправкой)
2850 км (перегоночная с 2  х  3000  л ПТБ)

4360 км (перегоночная с 2 х 3000 л ПТБ и одной дозаправкой)
Радиус действия боевой 600 км (Lo-Lo-Lo, с ПТБ) 390 км (Lo-Lo-Lo без ПТБ)

560 км (Lo-Lo-Lo с 3000 кг полезной нагрузки и с ПТБ)
420 км (высота полета 200 м, с подвесным оборудованием и без ПТБ, скорость 670 км/ч на первых 200 км и 900 км/ч далее)

650 км (то же, но с 2 х 3000 л ПТБ)

900 км (Hi-Hi-Hi, 2 х 3000 л ПТБ)
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6 G 6,5 G 6,5 G

Разбег - 850-900 м
       - 1300-1400 м (Су-24М с нормальной массой)
       - 1100-1200 м (Су-24МР с нормальной массой)
Пробег - 800-850 м
       - 950 / 1300 м (Су-24М с парашютом и без)
       - 1000-1100 м (Су-24МР с парашютом)
Время подготовки к вылету - 45 мин (с повышенной точностью - 1 ч  20 мин. из-за  раскрутки гироскопов прицельно-навигационной системы).
 
 
Вооружение - располагается на 8 узлах подвески - 4 под фюзеляжем,  2 на неподвижных  частях  крыла и 2 поворачивающихся узла на подвижных консолях крыла, на все узлы подвески могут устанавливаться многозамковые держатели;  на первых серийных Су-24 было только 2 подфюзеляжных узла подвески;
 
Артиллерийское:
Су-24 /  Су-24М  -  одна  шестиствольная  23  мм  пушка ГШ-6-23 (ГШ-6-23М) с боезапасом 500 снарядов,  скорострельностью  9000-10000 выстр./мин, начальная скорость снаряда - 700 м/с; Так же  подвешиваются  до  3-х  контейнеров  с   пушками   типа УПК-23-250 или  СППУ-6  (шестиствольные 23 мм пушки 9А620 или 9А768, боекомплект 400 снарядов, угол отклонения 45 град. вниз);
 
Ракеты класса "воздух-воздух":
Су-24 всех модификаций - 2 ракеты Р-60 (Р-60М) на крайних подкрыльевых узлах  подвески (на подвижных консолях крыла),  возможна их подвеска на  двойные узлы типа АПУ-60-II,  на первых сериях самолета
применялись ракеты Р-55 с ИК ГСН (модернизированные РС-2УС);
 
Ракетно-бомбовое вооружение класса "воздух-поверхность":
Су-24 -  на  самолете могут применяться ракеты Х-23 / Х-23М (до 4-х шт.  на подкрыльевых узлах подвески) с радиокомандными системами наведения или 2 шт.  противорадиолокационных Х-28 и Х-58 с пассивной
ГСН; в связи с небольшим диапазоном частот РЛС захватываемым ракетами Х-28 и аппаратурой самолета-носителя,  на первых сериях Су-24 существовала следующая практика - эскадрилья Су-24 (обычно 12  самолетов)  перекрывала  все  частотные  диапазоны РЛС ЗРК предполагаемого противника;
 
Су-24М - применяются управляемые ракеты типа Х-23,  Х-25,  Х-29 (4 ракеты типа Х-23/Х-25 под крылом или 3 типа Х-29 - две под крылом и одна под фюзеляжем) со всеми видами систем наведения, противорадиолокационные ракеты типа Х-28, Х-58 / Х-58У (с установкой контейнера с аппаратурой наведения ЛО-81 "Фантасмагория"),  ракеты Х-59 с установкой контейнера с аппаратурой АПК-9, Х-31П или Х-31А (все типы ракет  начиная  с  Х-28 - до 2-х шт.  на внутренних подкрыльевых узлах подвески);


Су-24М2 с многозамковыми узлами подвески под фюзеляжем. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото - dushlik, http://ru-aviation.livejournal.com).
 
Все ударные модификации Су-24:
Неуправляемые ракеты калибром 57-370 мм по-одиночке и в  блоках (до 6 шт., только С-24 / С-24Б - 4 шт. под крылом);
Может нести до 2-х атомных бомб мощностью до 250-350 кТ на специальной подвеске;
Свободнопадающие бомбы  в  следующих  комбинациях  (в  т.ч.  на МДБЗ-У6-68 - многозамковый балочный держатель с 6 точками подвески):
            34 х ФАБ-100
            18 х ФАБ-250 (Су-24)
            30 х ФАБ-250 (Су-24М)
            8 х РБК-250
            8 х ФАБ-500М-54 / ФАБ-500М-62 (Су-24)
            9 х ФАБ-500М-54 / ФАБ-500М-62 (Су-24М)
            7 х ЗБ-500Ш / ЗБ-500ГД
            6 х ОДАБ-500П (4 под крылом и  2  под  фюзеляжем  не  по центру)
            4 х РБК-500
На самолете  применяются  так  же корректируемые авиабомбы типа КАБ-500Л /  КР  (до  4-х шт.  - на внутренних подкрыльевых и на двух подфюзеляжных узлах) и КАБ-1500 (до 2-х шт.  под крылом), контейнеры с малогабаритными  грузами  (КМГУ,  до 7 шт.  на всех узлах подвески кроме заднего подфюзеляжного), а так же другие типы подвесного воооружения.

Самолеты Су-24 могут нести 2 ПТБ емкостью по 3000 л под крылом и 1 ПТБ емкостью 2000 л под фюзеляжем.
 
Оборудование:
  Су-24 Су-24М
Системы наведения и управления огнем и навигация
цифровая прицельно-навигационная  система  ПНС-24 "Пума" (масса 837 кг) - обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40–50 метров. Обеспечивается так же режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности

импульсно-допплеровский РЛК  "Орион-А" с РЛС переднего обзора ЛО-80

РЛС следования рельефу "Рельеф"

электронно-оптическая система  (лазерная) "Чайка"

теплопеленгатор ТП-23М (перед кабиной)

система управления ракетами класса  "воздух-поверхность"  "Дельта"

радиотехническая система ближней навигации и слепой посадки "Ромб-1К" включает в себя автоматичесий радиокомпас АРК-10 и антенно-фидерную систему "Филин-Н" (позже - "Пион",  обеспечивает работу ближней навигации и ответчика)

маркерный радиоприемник МРП-56П
цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24М  "Тигр" с БЦВМ  ЦВУ-10-058К,   инерциальной  системой МиС-П и автоматической системой управления САУ-6М1

РЛС  переднего  обзора  ЛО-81

совмещенная лазерно-телевизионная прицельно-целеуказательная система "Кайра-24"

всеракурсный ИК-пеленгатор  БКО

система управления  оружием СУО-1-6М

система ближней навигации "Клистрон" (включает автоматический радиокомпас АРК-15М и ответчик СО-69)
Противодействие
бортовой комплекс защиты от ПВО "Карпаты" включает  в себя станцию предупреждения об облучении РЛС СПО-15С "Береза", ИК-датчик пусков ракет ЛО-82 "Мак" (БКО), станцию активных помех  СПС-161 и устройство выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек АПП-50 (встроено в фюзеляж по бокам от киля)
Опознавание самолетный ответчик СРО (с 3-й серии - СОД-64М,  позже - СО-63Б) СО-69 (входит в состав РСБН "Клистрон" - см.выше)
Связь радиостанции Р-832М и Р-847

внутреннее переговорное устройство СПУ-9
радиостанции Р-862  и Р-864Г
Прочее аппаратура регистрации параметров полета "Тестер-У3"

катапультные кресла К-36Д (до 9-й серии самолета)
установлена убирающаяся в фюзеляж штанга дозаправки ФШП-5М

под фюзеляжем может устанавливаться агрегат дозаправки УПАЗ-А (обеспечивает перекачку до 9000 кг топлива другому самолету)

катапультные кресла К-36ДМ


Кабина самолета Су-24М. Справа - место штурмана. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото - dushlik, http://ru-aviation.livejournal.com).


Су-24М борт №04 белый, авиабаза Шагол, г.Челябинск, 31 марта 2012 г. (фото - Андрюхин, http://russianplanes.net/).

Су-24МР - разведывательное оборудование  БКР-1  (разработано  в НПО  "Вега-М") включает в себя РЛС бокового обзора "Штык" с синтезированной апертурой (разрешаюшая способность 5-7,5 м), аппаратура телевизионной  разведки  (разрешение  -  0,56 м),  система ИК-разведки (разработана в НПО "Геофизика",  угловое разрешение 0,3-9 мин.), панорамный аэрофотоаппарат АП-402М (расположен в носовой части фюзеляжа,  разработан и производится Красногорским заводом,  разрешение  - 0,2-0,3 м с высоты полета 400 м,  фокусное расстояние объектива 90,5 мм,  масса комплекта - 62 кг,  высота фотографирования 100-1000  м), перспективный  аэрофотоаппарат А-100 (расположен за кабиной экипажа, разрешение - 0,3-0,4 м),  в контейнерах размещается оборудование лазерной  разведки ("Шпиль-2М",  подвешивается на центральный подфюзеляжный узел подвески,  разрешение - 0,3 м), радиационной ("Эфир-1М", подвешивается на правый внешний подкрыльевой узел подвески) и радиотехнической ("Тангаж",  подвешивается под  фюзеляж)  разведки.  Весь собранный фотоматериал может сбрасываться, другая оперативная информация передается на наземный пункт по широкополосному или узкополосному каналам. Система управления огнем отсутствует. 

Су-24МП - самолет оснащен системами постановки помех в радиодиапазоне, оборудованием дозаправки в воздухе.

Су-24М2 - самолет оснащен оборудованием дозаправки в воздухе.


Модификации:
- С-6 (Т-58М)
- первый ранний прототип Су-24 с двумя  двигателями Р-21Ф-300 (ОКБ Н.Мецхваришвили, 1962 г., разработан для Е-8, тяга на форсаже 7200 кг).  Планировалась установка стартовых РДТТ.  Экипаж 2 чел в кабине тандемом (один за другим). Узлы подвески - 4 под крылом и один под фюзеляжем.  Предполагалось использование трех ПТБ. Специально  разрабатывалась прицельно-навигационная система "Пума".  Расчетная скорость у земли - 1400 км/ч,  на высоте - 2500  км/ч.  Масса взлетная - 20000 кг,  масса полезной нагрузки - 3000 кг. Для выбивания финансов имел шифр ОКБ - Т-58М.  Все работы прекращены на стадии НИОКР.

- Т-6-1 -  опытный прототип с дополнительными подъемными двигателями (1967 г.), всего построено 3 экз. - Т-6-1, Т-6-2 и Т-6-3;


Опытный бомбардировщик Т-6-1 борт №61 в Музее ВВС в Монино (фото из архива Cabal, http://militaryphotos.net).
 
- Т-6-2И - первый прототип Су-24 с ИГ-крыла (1970 г.), переоборудованный Т-6-2;
 
- Т-6-3И - второй прототип Су-24 (конец 1970 г.);
 
- Т-6-4И - третий прототип (лето 1971 г.);
 
- Су-24 FENCER-A (изделие "37" или "41",  первый - Т-6-7И) - истребитель-бомбардировщик (первый полет - декабрь  1971  г.,  серия  с 1972 г.),  в носовой части антенны системы наведения противорадиолокационных ракет Х-28;

- Су-24 FENCER-B  (изделие  "37" или "41") - легкая модернизация, 11-я серия Су-24,  контейнер с тормозным парашютом установлен на киле, изменено оборудование;

- Су-24 FENCER-C - модернизировано БРЭО, изменены антенны СПО и др.станций.

- Т-6-М / Т-6-8М  -  первый  прототип  Су-24М  (переоборудованный Т-6-8И). Новая прицельно-навигационная система ПНС-24М. Нос удлинили на 750 мм для нового оборудования. На гаргроте установили всеракурсный  ИК-пеленгатор  БКО  (ранее стоял ТП-23 перед кабиной экипажа). НИОКР начаты  в  1975  г.  Первый полет Т-6-8М - 29 июня 1977 г.  До окончания испытаний принято решение о запуске в серию.

- Су-24М FENCER-D  (изделие "44") - модернизированый вариант (серия - с 1978-1979 г.г.,  официально принят на вооружение в 1983 г.), убраны антенны системы наведения противорадиолокационных ракет,  установлена система дозаправки,  появилась возможность применения оружия с лазерными и телевизионными системами наведения;


Фронтовой бомбардировщик Су-24М FENCER-D (фото из архива Cabal, http://militaryphotos.net).


Фронтовой бомбардировщик Су-24М, фото не позже 2009 г. (автор фото - Дмитрий Пичугин, "Авиация и Космонавтика", http://crimso.msk.ru).


Су-24М борт №21 (RF-92025), авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Бомбардировщик Су-24М, 2013 г. (фото - Вадим, http://russianplanes.net/id110088).

- Су-24МП FENCER-F (изделие "46",  прототипы Т-6МП-25 и Т-6МП-35) - самолет постановщик помех (НИОКР - 1976 г., первый полет прототипа - декабрь 1979 г., в серии с 1983 г.), замена Як-28ПП; всего выпущено 10 самолетов.


Самолет-постановщик помех Су-24МП FENCER-F (фото из архива Cabal, http://militaryphotos.net).

- Су-24МР FENCER-E (изделие "48") - тактический разведчик  (НИОКР - 1978 г.,  первый прототипа Т-6МР-26 - сентябрь 1980 г.,  в серии с 1982 г.),  второй прототип - Т-6МР-34, производится в трех вариантах (по составу оборудования), за рубеж не поставлялся; всего за все время выпущено 130 самолетов.
 



Самолет-разведчик Су-24МР борт №42 белый регистрационный № RF-91994, авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Самолет-разведчик Су-24МР борт №42 белый регистрационный № RF-91994, авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Су-24МР борт №30 белый, авиабаза Шагол, 22 марта 2012 г. (фото - Роман Пачаев, http://russianplanes.net/).


Су-24МР борт №30 белый рег.№RF-95041, авиабаза Шагол / Челябинск, 04.06.2013 г. (фото - Илья Соловей, http://russianplanes.net/id109912).

- Су-24МК FENCER-D  -  экспортная "коммерческая" модификация Су-24М (первый полет - 1987 г.,  в серии с 1988 г.), установлено упрощенное оборудование, другая РЛС;

- Су-24М2 FENCER-G - модернизированный бомбардировщик Су-24М. первый полет совершил в 2001 г.  Установлена новая цифровая навигационная система, обеспечивающая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, длительный полёт на высотах 30-50 м и кратковременно на высотах 10-30 м. По состоянию на 2011 г. в ВВС около 200 Су-24 планируется модернизировать по стандарту Су-24М2, на осень 2011 г. лишь в эксплуатации находится 40 Су-24М2 (ист. - "Известия"). Полностью программу модернизации парка Су-24М в Су-24М2 планируется завершить к 2020 г. (планы осени 2011 г.). В течение 2012-2015 г.г. планируется модернизировать еще 20-30 Су-24М.
 

Су-24М2 борт №38 белый, авиасалон МАКС-2005, 19 августа 2005 г. (фото - Lesnik, http://russianplanes.net/).




Су-24М2, Липецк, февраль 2012 г. (фото - Олег Сафонов, http://russianplanes.net/).


Су-24М2 борт №63 красный ВВС России, 2012 г. (фото - bender, http://russianplanes.net/).

Статус:
СССР и Россия

Количество разных модификаций Су-24 в ВВС СССР и России
  Су-24М Су-24М2 Су-24МР Су-24М2 ВМФ Итого
1979 г.           200
1981 г.           250
1982 г.           300
1983-1986 г.г.           400
1988 г.           >500
1990 г.           744
1993 г. 480 - 90   127 697
2009 г.         56 300 (строевых)
2010 г. 335 30 100      
2011 г.       40 ?
не менее 8
  556-590



- 1974 г.  - первое упоминание о Су-24 на западе - председатель комитета начальников штабов ВС США  адмирал  Томас Мурер заявил о появлении в СССР "Су-19" FENCER.

- 1979 г. - на  вооружении 200 шт.,  темпы  производства  -  70 шт. в год;  основные районы базирования - европейская часть СССР,  группа советских войск в  Германии (ГДР), Северная  (Польша)  и Южная (Венгрия) группы войск;

- 1981 г. - на вооружении 250 шт.;

- 1982 г. - на вооружении 300 шт.;

- 1983-1986 г.г. - на вооружении 400 шт.;

- 1988 г. - ремонт самолетов Су-24 ведется в т.ч. на авиазаводе им. Чкалова в Новосибирске;  в составе Смоленской и Иркутской воздушных армий 500 шт. Су-24;

- 1990  г.  -  по  официальным  данным  на вооружении находятся Су-24, Су-24М, Су-24МР и Су-24МП;

- 1990 г. ноябрь - по официальным данным в Европейской  части СССР базируются 744 шт. Су-24 разных модификаций;

- 1991 г. - за все время произведено ок.860 шт.;

- 1992 г. - с территории ГДР выведено 54 Су-24 советской группы войск в Германии;

- 1993 г.  - серийное производство прекращено,  всего  выпущено ок.  1200 шт.  разных модификаций, на вооружении по официальным данным: 
                 фронтовых ударных Су-24 - 480 шт.;
                 разведчиков Су-24МР - 90 шт.;
                 ударных в авиации ВМФ - 107 шт.;
                 разведчиков в авиации ВМФ - 20 шт.;
                 ИТОГО: 697 шт.


Су-24М2 борт №38 белый - вероятно первый опытный образец модификации, авиасалон МАКС-2001, август 2001 г. (фото - Илья Ремесков, http://russianplanes.net/).

- 2010 г. февраль - на аэродроме Пушкин около Санкт-Петербурга из-за столкновения с сугробом сгорел Су-24М. Экипаж не пострадал.


Су-24М2 борт №15 белый, предположительно авиабаза Балтимор, Воронеж, 2011 г. (фото - Сергей Чайковский, http://russianplanes.net/).

- 2011 г. 20 октября - при посадке на аэродроме Украинка Амурской области потерпел катастрофу бомбардировщик Су-24М. Предположительно причина катастрофы - поломка стойки шасси из-за жесткой посадки, самолет перевернулся на пробеге и сгорел. Оба пилота погибли. Самолет совершал перелет из Воронежа на авиабазу Воздвиженка.

- 2011 г. октябрь - по неофициальным данным в ВВС России от 556 до 590 самолетов Су-24, а т.ч. в регулярных частях около 370 самолетов. В основном это самолеты Су-24М. Одновременно сообщается, что в ВВС 40 Су-24М2. На авиабазе Балтимор (Воронеж) находится не менее 4 Су-24М2.


Су-24М2 борт №33 белый, авиабаза Балтимор, Воронеж, 16 ноября 2011 г. (фото - S-morkovka, http://russianplanes.net/).

- 2011 г. 29 декабря - при посадке на аэродроме Мариновка (60 км к западу от Волгограда) после возгорания взорвался бомбардировщик Су-24М. Экипаж успешно катапультировался. Самолет сгорел полностью и восстановлению не подлежит.
 

Су-24М2 борт №23 (RF-93525), авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Су-24М борт №24 (RF-92015), авиабаза №7000 Балтимор, январь 2012 г. (http://ruforces-com.livejournal.com).


Су-24М2 борт №33 белый, авиабаза Балтимор, Воронеж, 16 ноября 2011 г. (фото - S-morkovka, http://russianplanes.net/).

- 2012 г. 13 февраля - в Курганской области разбился Су-24М регистрационный № RF-90935, пилоты катапультировались. Самолет совершал учебный полет с аэродрома Упрун (Челябинская область).


Останки Су-24М разбившегося 13.02.2012 г. (http://oko-planet.su).

- 2012 г. 30 октября - Су-24 с авиабазы Шагол (Челябинск) разбился во время учебного полета. Пилоты успешно катапультировались. Причина аварии - срыв носового обтекателя.


Применение Су-24М в ходе воздушной операции ВВС России в Сирии (2015 г.):
Дата Информация Министерства обороны России Информация из других источников
30.09.2015 В первый день воздушной операции ВВС России в Сирии выполнено 20 вылетов. Нанесены удары по 8 объектам боевиков. Поражены склады боеприпасов, вооружений, горюче-смазочных материалов, скопления военной техники. Командные пункты управления формированиями боевиков в горной местности полностью уничтожены (источник).

Данными объективного контроля подтверждается полное уничтожение самолетами Су-24М командного пункта боевиков в районе Эль-Латамна (источник).
В составе авиагруппы 12 бомбардировщиков Су-24М и, возможно, Су-24М2. Их переброска в Латакию (авиабаза Хмеймим, Сирия) началась параллельно с проведением военных учений "Центр-2015" и предшествующей им внезапной проверки Центрального военного округа, которые проводились с 11 по 20 сентября (источник).
30.09.2015 (ночь) Авиагруппа продолжила нанесение ударов по объектам боевиков. Ночью атакованы 4 объекта. Всего было совершено восемь вылетов фронтовых бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25. Уничтожены штаб террористических формирований и склад боеприпасов в районе города Идлиб, а также трехуровневый укрепленный командный пункт боевиков в районе населенного пункта Хама. Сообщается, что полностью уничтожен завод по изготовлению взрывчатых веществ и боеприпасов севернее города Хомс, на котором начинялись взрывными устройствами автомобили смертников (источник).  
01.10.2015 Ударные самолеты продолжали наносить точечные удары по инфраструктуре боевиков. Су-24М и Су-25 совершили восемь вылетов по пяти объектам. Данными объективного контроля, полученными из различных источников, в том числе космической разведки и беспилотных летательных аппаратов, подтверждается полное уничтожение самолетами Су-24М командного пункта боевиков на северной окраине Джиср-Эш-Шугур в провинции Идлиб (источник).
 
01.10.2015 (ночь)
Ночью было совершено 10 вылетов. Нанесены точечные удары по семи объектам (источник).
 
02.10.2015 Совершено 14 вылетов самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ, в ходе которых было нанесено шесть ударов по объектам боевиков. Так, в районе населенного пункта Хан-Шейхун, провинция Идлиб, точечными ударами бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25СМ был разрушен пункт управления вооруженных формирований (источник).

Всего за сутки Су-34 и Су-24М совершили более 20 самолетовылетов по девяти объектам. Вечером и ночью в результате шести вылетов были нанесены точечные удары по трем объектам. Точечным ударом бетонобойной авиабомбы БЕТАБ-500 с самолета Су-34 в районе населенного пункта Рака уничтожен защищенный командный пункт одного из бандформирований, а также подземный бункер со складом взрывчатых веществ и боеприпасов. Кроме того, фронтовой бомбардировщик нанес точечный удар по лагерю боевиков в районе Маарет-эн-Нуума корректируемой авиабомбой КАБ-500 (источник).
 
03.10.2015 Совершено 20 вылетов самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. Нанесены удары по 10 объектам. Бомбардировщиками Су-24М и Су-34 нанесены удары по восьми объектам в окрестностях Джиср-эш-Шугур (провинция Идлиб). Точечными ударами в этом районе уничтожены три склада с боеприпасами, вооружением и материальными запасами боевиков. В результате прямых попаданий в цель корректируемых авиабомб КАБ-500 загорелись и сдетонировали хранящиеся на них боеприпасы. С применением бетонобойных авиабомб БЕТАБ-500 было уничтожено четыре командных пункта. Сооружения, в которых находились боевики, полностью разрушены. В результате удара по базе террористов уничтожены строения, в которых укрывались боевики, а также склад с вооружением и материальными запасами. Выведено из строя пять единиц бронетехники.

Самолетами Су-24М и Су-25СМ были нанесены три последовательных удара по пункту управления и складу боеприпасов недалеко от города Маарет-эн-Нууман. Все цели уничтожены (источник).
 
04.10.2015 Авиация нанесла точечные удары по девяти объектам в Сирии. Всего было совершено 25 вылетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. Бомбардировщиками Су-24М уничтожен командный пункт в окрестностях Эр-Растана (провинция Хама). В районе населенного пункта Телль-Биса (провинция Хомс) нанесены удары по трем объектам, используемым террористами. Самолетами Су-34 и Су-24М уничтожено два склада боеприпасов террористов. В результате удара на складах возник пожар и детонация боеприпасов, что привело к уничтожению данных объектов. Бомбардировщики Су-24М нанесли удар по узлу связи боевиков, обеспечивавшему взаимодействие между отрядами террористов в провинции Хомс. В результате прямого попадания в строение, где размещался узел связи, объект уничтожен. Данными радиоразведки подтверждено прекращение его функционирования. Кроме того, в районе Бейт-Мнайна (провинция Латакия), нанесен удар по командному пункту одного из формирований

Ночью по результатам проведения воздушной разведки фронтовыми бомбардировщиками Су-24М был нанесен авиационный удар по обнаруженной огневой позиции реактивной артиллерии боевиков в районе населенного пункта Джиср-Эш-Шугур (провинция Идлиб). Данными объективного контроля подтверждено возгорание техники и детонация находившихся на объекте боеприпасов (источник).

4 октября пара Су-24М в районе аэродрома Алеппо нанесла удар по колонне из 32 автомобилей террористов, уничтожена практически вся бронетехника и техника, которую используют боевикиы для установки на нее зенитных ствольных установок (источник)
 
05.10.2015 Днем с авиабазы "Хмеймим" совершено 15 боевых вылетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ. На востоке провинции Хомс, недалеко от города Тадмор, боевая пара штурмовиков Су-25СМ, а также бомбардировщик Су-24М нанесли удары по двум районам сосредоточения техники. Всего уничтожено около двадцати единиц средних танков Т-55, захваченных боевиками ранее у сирийской армии. В результате детонации боекомплекта и топлива боевых машин возникли многочисленные очаги возгорания.

Ночью в лесистой местности в районе города Идлиб уничтожено около 30 единиц автомобильной и бронированной техники, в том числе танки. "Несмотря на то, что изображение, которое дает БПЛА (беспилотники) понятно только специалистам, мы имеем неопровержимые данные разведки, в том числе переговоров боевиков в этом районе, об уничтожении и выводе из строя боевых машин террористов". По данным Минобороны, в районе Тадмор провинции Хомс Су-24М атаковали артиллерийские позиции одного из формирований. Уничтожено три установки реактивных систем залпового огня боевиков и полевой склад боеприпасов.

В окрестностях Тадмора российской бомбардировочной авиацией подверглись удару два склада с боеприпасами террористов, один их которых находился на территории соляного завода. Оба объекта поражены прямыми попаданиями корректируемых авиабомб. Данные объективного контроля подтверждают полное уничтожение складов (источник).
 
06.10.2015 Самолеты авиагруппы совершили около 20 боевых вылетов. Су-34, Су-24М и Су-25СМ нанесли удары по 12 объектам тыловой инфраструктуры, пунктам управления, лагерям подготовки и базам боевиков. Недалеко от района Гута (провинция Дамаск) бомбардировщиками Су-24М уничтожен завод по производству боеприпасов. "Объект поражен корректируемыми авиационными бомбами. На месте возник пожар. Данные объективного контроля подтверждают полное уничтожение источника снабжения террористов боеприпасами и взрывчатыми веществами, предназначенными для поражения живой силы и бронированной техники".

Экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М также уничтожили два командных пункта боевиков в районе населенного пункта Дейр-эз-Зор. "В результате прямых попаданий бетонобойных авиационных бомб разрушены строения, в которых укрывались террористы".

В провинции Идлиб самолет Су-24М нанес удар по тренировочной площадке боевиков (источник).
 
07.10.2015 Ночью авиагруппа ВВС России совершила 22 боевых вылета и нанесла удары по 27 объектам. Самолеты атаковали опорные пункты боевиков в провинции Хомс и полностью разрушили фортификационные сооружения. Бомбардировщиками Су-25СМ и Су-34 атаковано восемь опорных пунктов боевиков в провинции Хомс. В результате огневого поражения целей полностью разрушены фортификационные сооружения боевиков (источник).  
08.10.2015 Авиация за сутки совершила 67 боевых вылетов с авиабазы Хмеймим. Су-34М, Су-25СМ нанесли поражение 60 объектам. Целями для ударов выбраны командные пункты и узлы связи боевиков, склады вооружения и горюче-смазочных материалов, а также базы подготовки боевиков в провинциях Ракка, Латакия, Хама, Идлиб и Алеппо. По данным Генштаба, в результате ударов уничтожены шесть пунктов управления и узлов связи, шесть складов боеприпасов и ГСМ, 17 лагерей и баз подготовки террористов, три подземных сооружения боевиков в провинции Латакия. Кроме этого, авиация уничтожила 16 укрепленных районов и оборонительных позиций с вооружением и военной техникой, 11 районов сосредоточения резервов бандформирований, завод по ремонту бронетехники, 17 единиц автомобильной и бронетанковой техники, а также две установки реактивных систем залпового огня.

Прямым попаданием высокоточных бомб КАБ 500-С уничтожен штаб группировки формирования "Лива-аль-Хак". По данным радиоперехвата, в результате удара ликвидированы двое высокопоставленных полевых командиров и около 200 боевиков. В районе Алеппо был нанесен удар по базе боевиков и складу боеприпасов, оборудованным в здании бывшей тюрьмы. "В результате уничтожено около 100 боевиков и склад боеприпасов" (источник).
 
09.10.2015    
10.10.2015 С авиабазы Хмеймим совершено 64 боевых вылета самолетов Су-34, Су-24М и Су-25СМ по 63 объектам в провинциях Хама, Латакия, Идлиб и Ракка. В районе населенного пункта Серакиб (провинция Идлиб) воздушной разведкой была обнаружена артиллерийская батарея боевиков, которая наносила удары по окружающим населенным пунктам. Ударом российских бомбардировщиков данная цель была уничтожена.

Самолетами Су-24М в районе населенного пункта Сальма уничтожен полевой штаб формирований ИГ, координировавший действия боевиков в провинции Латакия. В результате прямого попадания корректируемой авиабомбы КАБ-500 здание, в котором укрывались главари боевиков, полностью разрушено. Также уничтожено пять автомобилей повышенной проходимости, оснащенных установками ЗУ-23, находившиеся рядом с данным объектом.

В районе населенного пункта Кафер-Дельба, провинция Латакия, бомбардировщиком Су-24М нанесен удар по хорошо замаскированной позиции, где находились автомобили высокой проходимости, оснащенные минометами. В результате удара мобильная минометная батарея в составе 6 автомобилей была уничтожена.

Всего за сутки самолеты российской авиагруппы уничтожили: 53 укрепленных района и оборонительные позиции террористов с вооружением и военной техникой; один полевой командный пункт боевиков; четыре лагеря подготовки террористов; семь складов боеприпасов; артиллерийская и минометная батареи (источник).
 
11.10.2015 Всего за сутки российские истребители и бомбардировщики уничтожили 25 укрепленных районов и оборонительных позиций с вооружением и военной техникой. Уничтожено: опорный пункт террористов в районе населенного пункта Сальма в провинции Латакия, семь командных пунктов боевиков, шесть полевых лагерей подготовки террористов, шесть складов боеприпасов. Также уничтожена одна колонна автомобильной техники, три подземных укрытия в провинции Латакия, одна мобильная минометная группа (источник).

Бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25СМ за сутки уничтожили точечными ударами минометную позицию, автомобильную колонну и пункт управления боевиков в районе населенного пункта Сукейк, севернее Хамы.

В провинции Хама бомбардировщик Су-24М корректируемой авиабомбой КАБ-500 уничтожил заглубленный пункт управления формированиями боевиков. "Точечным ударом все инженерные сооружения террористов были разрушены".

За минувшие сутки бомбардировщики Су-24М также уничтожили крупный перевалочный пункт боевиков с подземными укрытиями в районе населенного пункта Сальма, провинция Латакия (источник).
 
12.10.2015 Бомбардировщики Су-24М в районе населенного пункта Анадан (провинция Алеппо) нанесли точечный удар по полевому штабу боевиков. Из данного штаба осуществлялась координация действий формирований в провинции. Здесь же размещался склад боеприпасов. В результате точечного бомбового удара корректируемой бомбой КАБ-500 полевой штаб боевиков был уничтожен. А взрывом боеприпасов, хранившихся в подвале, уничтожено четыре единицы автомобильной техники (источник).  
13.10.2015 В районе города Алеппо бомбардировщиками Су-24М нанесены точечные удары по объектам, на которых боевики собирали взрывные устройства и устанавливали их на автомобили террористов-смертников.  Эти автомобили планировалось использовать для проведения террористических актов в сирийских городах и населенных пунктах, а также в ходе нападения на позиции правительственной армии.

В провинциях Хама и Латакия бомбардировщиками Су-24М уничтожены склады с боеприпасами террористов.

В окрестностях н.п. Дейр-Эз-Зор бомбардировщики Су-24М воздушным ударом уничтожили командный пункт одного из крупных отрядов группировки боевиков (источник).

 
14.10.2015 Бомбардировщиками Су-24М в районе населенного пункта Кусайр-аль-Вард в провинции Алеппо, нанесен удар по командному пункту боевиков, оборудованному в одном из двухэтажных строений. Прямым попаданием авиабомбы объект был уничтожен.

Так же бомбардировщики Су-24М нанесли точечные авиационные удары по укрытиям с бронированной техникой и складам с ГСМ и материально-техническим имуществом боевиков в провинции Идлиб (источник).
 
16.10.2015 Бомбардировщиком Су-24М нанесен удар по отдельному зданию, в котором располагалась база подготовки террористов, в окрестностях н.п. Сальма, провинция Латакия. По данным разведки в нем иностранные инструкторы готовили боевиков к ведению диверсионной войны в освобожденных сирийской армией районах, а также террористов-смертников. Помимо преподавания минно-взрывного дела, террористов обучали легализации среди мирного населения и беженцев. Также в здании располагалась мастерская по изготовлению самодельных взрывных устройств. В результате прямого попадания авиабомбы строение полностью разрушено (источник).

Самолетами Су-24М в пригороде Дамаска уничтожено два склада боеприпасов и мастерская по производству самодельных взрывных устройств. В результате точных попаданий в здания, в которых они располагались, полностью разрушены (источник).

Бомбардировщиком Су-24М был нанесен удар по зданию в котором располагался командный пункт бандформирования «Фейлак Омар» в окрестностях Мардж-Султан. По данным сирийской разведки боевики, входившие в его состав, причастны к совершению ряда терактов в провинциях Хомс и Дамаск. В результате удара здание уничтожено (источник).

 
17.10.2015 Бомбардировщиком Су-24М нанесен удар бетонобойными авиабомбами по замаскированному в горной местности складу боеприпасов боевиков в районе населенного пункта Сальма, провинция Латакия. В результате последовавшей детонации объект был полностью уничтожен (источник).

Бомбардировщиками Су-24 (так в источнике) нанесен удар по командному пункту одного из отрядов террористической организации «Джейш-аль-Фатх» на северо-западной окраине н.п. Кафер-Зейта, провинции Хама. В результате авиаудара полностью нарушено управление отрядами террористической организации «Джейш-аль-Фатх» в этом районе, после чего боевики покинули данный район боевых действий (источник).

 
18.10.2015 В ходе проведения воздушной разведки в районе Эль-Эс (провинция Идлиб), российскими БПЛА был вскрыт командный пункт одного из отрядов группировки «Джибгат-ан-Нусра». После доразведки объекта по другим каналам, бомбардировщик Су-24 нанёс по нему воздушный удар. В результате применения авиабомбы командный пункт террористов и два находившихся рядом с ним грузовых автомобиля, оснащенных зенитными установками ЗУ-23, были уничтожены (источник).  



Реестр Су-24М2 (по состоянию на март 2012 г., не полный, в работе, данные не подтвержденные):
№пп Наименование Борт № Серийный № Заводской № Первый полет Примечание
  Су-24М2 38 белый
   1041643   МАКС-2001, МАКС-2005
  Су-24М2 ?
45 красный       Липецк (2010 г.)
  Су-24М2
32 белый RF-92016       Балтимор (2011 г.)
  Су-24М2
33 белый RF-92017       Балтимор (2011 г.)
  Су-24М2 15 белый RF-92020       Балтимор (2011 г.)
  Су-24М2 16 белый       Балтимор (2011 г.)
  Су-24М2 ?
22 белый       Шагол (2012 г.)
  Су-24М2 ?
23 белый RF-93525       Шагол (2012 г.)
  Су-24М2 ?
25 белый       Шагол (2012 г.)


Рисунок эмблемы части на борту Су-24М борт №24 белый, 2011 г. (фото - Владимир Полуянов, http://russianplanes.net/).




Экспорт:
Азербайджан:
- 1992 г. - в сумме с МиГ-25РБ - 16 шт.;
- 2010 г. - 5 шт.

Алжир:
- 1993 г. - на вооружении 10 шт.;
- 2010 г. - 38 шт.

Ангола:
- 2010 г. - 12 шт.

Белоруссия:
- 1992-1997 г.г. - есть на вооружении (ок.100 шт.);
- 2010-2011 г.г. - 35 шт.
- 2012 г. 21 февраля - в заявлении министра обороны республики Юрия Жадобина говорится о том, что Белоруссия выводит Су-24 из состава ВВС и прекращает их эксплуатацию.
- 2012 г. ноябрь - самолеты Су-24 отсутствуют в боевом составе ВВС. По неподтвержденным данным планируется их продажа или продажа на запчасти.

Ирак:
     - 1990 г. - на вооружении 15-16 шт.;
     - 1991 г. - за все время поставлено 24 шт.;
     - 1997 г. - есть на вооружении, но находятся в Иране;

Иран:
- 1993 г. - на вооружении ВВС 10 шт.;
- 2010 г. - 30 шт.

Казахстан:
- 1992 г. - есть на вооружении;
- 2010 г. - 12 шт.

Китай - 1990 г. - велись  переговоры о поставках,  по данным на 1993 год поставки не было;

Ливия:
      - 1989 г. апрель - начата поставка 15 шт. Су-24МК;
      - 1991-1993 г.г. - на вооружении 15 шт. Су-24МК;
      - 1997 г. - есть на вооружении;

Сирия:
- 1991-1993 г.г. - за  все время поставлено и на вооружении 20 шт. Су-24МК;
- 2010 г. - 20 шт.

Узбекистан:
- 2010 г. - 34 шт.

Украина:
- 1992 г. - ремонт Су-24 ведется на Николаевском авиаремонтном заводе (г.Николаев);  на 01.01.1992 г.  - 270 Су-24 (в  т.ч.  Су-24МР) базируются на авиабазах Дубно, Городок,  Коростень,  Овруч,  Кировоград, Чертков, Староконстантинов и др.

- 2010 г. - в ВВС 36 Су-24М, всего - вкл. хранение - около 80; 23 Су-24МР.


Аварии самолетов Су-24 (базовый источник):
Дата Тип Принадлежность Место Обстоятельства
16.01.2006 Су-24МР ВВС России авиабаза Возжаевка (Амурская область) Су-24МР 523-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ потерпел крушение - из-за разрушения механизма поворота крыла экипажу не удалось установить требуемый для посадки угол стреловидности (16 градусов). Майор Владимир Сергеев и капитан Роман Островерхов успешно катапультировались, самолет упал и разрушился.
15.03.2006 Су-24МР (борт №07 белый) ВВС России пос. Кулешовка Воронежской области Су-24МР 455-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ потерял управление в полете из-за падения давления в основной и резервной гидросистемах и упал на землю. Экипаж в составе майора Владимира Сергеева и капитана Романа Островерхова успел катапультироваться и не пострадал.
28.06.2006 Су-24М (борт №66 белый) ВВС России аэродром "Веретье" (Островский район Псковской области) При взлете бомбардировщика Су-24М 240-го отдельного смешанного авиаполка ВВС РФ экипаж (Николай Федотов, Сергей Крушин) катапультировался из-за неисправности передней стойки шасси. Самолет сгорел.
30.06.2006 Су-24М ВВС России деревня "Медовое" (Калининградская область) Су-24М 4-го гвардейского отдельного морского штурмового авиаполка Балтийского флота при снижении с целью выхода из облачности столкнулся с землей. Погиб экипаж - подполковники Виктор Пошехонцев и Борис Седов.
23.08.2007 Су-24М (борт №53 белый) ВВС России 115 км западнее аэродрома "Хурба" (Хабаровский край) Су-24М 277-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ разбился. Причиной катастрофы стала неисправность в системе энергообеспечения самолета, экипаж успешно катапультировался.
19.12.2008 Су-24М (борт №02) ВВС России с. Мосальское (Воронежская область) Су-24М 455-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ разбился из-за усталостного разрушения правого двигателя под воздействием высокочастотных вибрационных нагрузок. Экипаж (подполковник Анатолий Большечков и майор Сергей Бабешко) катапультировался и остался в живых.
17.06.2009 Су-24МР ВВС России аэродром "Мончегорск" (Мурманская область) При посадке разрушился и сгорел Су-24МР. Экипаж катапультировался. Причиной крушения стала ошибка пилота - самолет совершил посадку на повышенной скорости и с правым креном, затем "подпрыгнул" и упал на взлетно- посадочную полосу.
19.06.2009 Су-24М ВВС России в районе хутора Костино-Быстрянский (Ростовская область) Су-24М 559-го бомбардировочного авиаполка ВВС РФ был потерян из-за технической неисправности - отказа системы перестановки крыла, которая не позволила установить требуемый для посадки угол стреловидности. После выработки топлива экипаж (подполковник Лев Балабанов, капитан Алексей Казаков) экипаж успешно катапультировался.
17.02.2010 Су-24МР (борт №06 белый, "Валентин Соколов") ВВС России аэродром "Пушкин" Су-24МР 7000-й авиабазы ВВС РФ после посадки во время движения по аэродрому задел хвостовой частью снежную насыпь и загорелся. Экипаж не пострадал. Виновным был признан руководитель полетов службы наземных и летных испытаний ОАО "20-й авиационный ремонтный завод", не осмотревший аэродром перед принятием самолета.
20.10.2011 Су-24М (борт №28 белый, RF-92010) ВВС России авиабаза "Украинка" (Серышевский район Амурской области) Су-24М 7000-й авиабазы ВВС РФ из-за ошибки пилотирования произвел жесткую посадку с переломом стойки переднего шасси, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, перевернулся и сгорел. Погиб экипаж - майор Олег Носков и капитан Виталий Новосельский.
13.02.2012 Су-24М (борт №23 белый,№RF-90935) ВВС России деревня Калмык-Абдрашево (Курганская область) Разбился Су-24М 6980-й авиабазы ВВС РФ. При дозаправке от самолета-танкера шланг зацепился за антенну и оборвался. Топливо попало в воздухозаборники, отказали оба двигателя, системы управления и жизнеобеспечения. Произведя неудачную попытку повторно запустить двигатели, пилоты (командир 6980-й авиабазы Николай Гостев и начальник отделения боевой подготовки Андрей Ермаков) катапультировались и остались живы.
30.10.2012 Су-24М (борт №67) ВВС России Челябинская область У бомбардировщика Су-24М 6980-й авиабазы ВВС РФ в полете произошел срыв носового обтекателя. После неудачной попытки осуществить аварийную посадку пилоты (майоры Андрей Зеленцов и Владимир Федиков) успешно катапультировались и не пострадали. Самолет упал и разрушился в районе с. Лебедевка Еткульского района. Впоследствии выяснилось, что механики авиабазы не проверили надежность крепления обтекателя.
10.11.2012 Су-24М ВВС России аэродром "Морозовск" (Ростовская область) На пробеге после посадки у самолета оторвался тормозной парашют, самолет выехал за пределы ВПП и загорелся. Оба пилота - капитаны Евгений Васильев и Максим Максимов - успешно катапультировались.
19.03.2013 Су-24М2 ВВС России авиабаза "Хурба" (Хабаровский край) самолет 277-го бомбардировочного авиаполка врезался в спецавтомобиль АПА-5Д из-за ошибки. Пилот - майор Александр Свиридов. В результате столкновения самолет получил значительные повреждения, исключившие его дальнейшую эксплуатацию
11.02.2015 Су-24МР ? ВВС России аэродром Мариновка (Волгоградская область) Фронтовой разведчик разбился наделеко от аэродрома, оба летчика погибли
06.07.2015 Су-24М ВВС России аэродром Хурба (Хабаровский край) После взлета самолет совершил резкий крен влево и столкнулся с землей. Оба летчика погибли.


Источники:

Авиация - космонавтика. Выпуск 5 / 1995 г.
Авиация и космонавтика. NN 5, 8  / 1991 г.
Воевода С.С., архив, 1992 г.
Выставка авиационой техники в Москве, август 1989 г.
Гордон Е., Грозный "Фехтовальщик". // АэроХобби. N 2 / 1994 г.
Известия. 18.01.1991 г., 21.01.1991 г.
Крылья родины. N 5 / 1991 г.
Левин М., "Штыки" и "Шпили" "Су". // Крылья родины. N 1 / 1993 г.
Лента.ру. Сайт http://www.lenta.ru, 2011-2012 г.г.
Манушкин А., Воздушные разведчики. // Красная звезда. 11.02.1994 г.
МиГ-29 летит в Иран ? // Известия. 27.02.1992 г.
Михеев А., Фомин А., Су-34. // Москва, 1995 г.
Оружие России:  фронтовые бомбардировщики и истребители-бомбардировщики. // Независимое военное обозрение. N 21 / 1997 г.
Советская военная техника. Томск. 1988 г.
Стуканов Э., архив, 1992 г.
Техника воздушного флота. N 2 / 1990 г.
Чепкин В., Вершины "АЛ". // Крылья родины. N 2-3 / 1992 г.
Enciclopaedia of modern world aircraft armament.  Christopher Chant. 1988. Англия.
Russianplanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.
World armament & disarmament 1975,  1976,  1977,  1979,  1981. SIPRI yearbook. Stocholm. Швеция.

Каталог

Последние комментарии

Sierra Wrote:Поляки подписались на перевооружение украинских Су-24 на ракеты SCALP...
Rishat 2022-11-01 01:47
Поляки подписались на перевооружение украинских Су-24 на ракеты SCALP... ХЗ конечно...
Sierra 2022-10-31 21:24
https://www.airliners.net/photo/Russ...oCWBYuMQ%3D%3D
Fencer 2 2022-09-30 09:42
Ещё не все борта ливийцы просрали
Sierra 2022-08-28 20:03
https://www.airliners.net/photo/Iran-Ai ... fAEu%2Bi4E
Fencer 2 2022-06-14 11:32
Найдено в интернете.
Fencer 2 2022-05-25 09:53
Су-24М
Fencer 2 2021-05-20 12:11
[ img ]Отдельные антенны РЛС обнаружения цели следования рельефу местности на самолете...
oldstaryi 2018-08-21 23:11
[ img ]Глава о создании Су-24ММарковский Приходченко Су-24.rar
osankin 2016-03-14 05:09
DIMMI Wrote:Су-24М2. Авиабаза Шагол, Челябинская область, февраль 2012 г. (фото...
Ротор 2015-12-06 00:09